История взаимоотношений между Монголией и Китаем требует от нас осторожности
Интервью с советником президента Монголии по безопасности и обороне А.Баттөром..
- Монголия объявила всему миру о политике нейтралитета. Кто-то поддерживает, а кто-то против этого. Как это заявление повлияет на страны, имеющие дипломатические отношения с Монголией, включая двух наших соседей?
- Это решение не было принято внезапно за один день. Президент Монголии является полномочным представителем своей страны на международной арене. Также является главнокомандующим, ответственным за безопасность. Поэтому главное, о чём он думает перед тем как оставить пост главы государства - есть ли полная гарантия безопасности Монголии.
В результате многих встреч, изучения опыта других стран и исследований, проведённых на протяжении последних 8 лет, мы пришли к выводу, что самым правильным решением вопросов, касающихся безопасности и интересов Монголии, является политика нейтралитета.
Если перелистать историю, то видно, что наша страна тесно связана и с Россией, и с Китаем. Другими словами, наша безопасность зависит от отношений между Россией и Китаем. Вот такая уязвимая ситуация. Поэтому, независимо от отношений этих двух государств, Монголия хочет быть в безопасности. Для этого надо проводить политику нейтралитета. Споры между сторонниками и противниками политики нейтралитета является чисто теоретическим вопросом. Мы должны смотреть на это с практической точки зрения.
- Но некоторые политики, наблюдая за последними событиями, критикуют сближение Монголии с Китаем. Сюда можно отнести разговоры о визах для приграничных туристов и об отмене визового режима для граждан Китая.
- У некоторых определённых политиков и исследователей есть подозрения, что мы придерживаемся политики сближения с Китаем. Но это немного другой вопрос. Китай является второй экономикой в мире. И влияние его распространяется не только на Монголию, но и на весь мир. Это некоторые люди понимают как политику. У нас нет политики относиться к Китаю лучше, чем к остальным странам и сделать его партнёром. Ни у кого нет такого интереса. У Монголии есть своя внешяя политика.
В Концепции внешней политики говорится о равных отношениях с двумя соседями. Все знают историю отношений между Монголией и Китаем. Поэтому такая осторожность в крови у монголов.
Визовый вопрос - это тоже часть этих подозрений. Конечно, такого быть не может. Президент Монголии дал указания правительству и парламенту страны по этому вопросу.
- Некоторые учёные говорят, что внешняя политика Монголии должна иметь две оси: вертикальную и горизонтальную. Как мы поняли, вертикальная ось – это отношения с Китаем и Россией, а горизонтальная – со странами Азитаско-Тихоокеанского региона /АТР/ и Европы.
- Прежде чем говорить о вертикальной или горизонтальной оси, нам надо подумать, как обеспечить свою безопасность. Монголия должна привлечь инвестиции третьих соседей, проводящих активную внешнюю политику. У нас и так большая территория и мало населения. В случае возникновения каких-либо конфликтов, возможность защищаться военной силой ограничена. Поэтому нужно защищаться с помощью активной внешней политики. Это и есть политика нейтралитета. Некоторые думают, что с принятием политики нейтралитета внешняя политика станет менее активной. Возьмём, к примеру, Швейцарию. Благодаря активной внешней политике, Швейцария сумела создать у себя очень многое, начиная с самой крупной торговой организации. Таким образом, безопасность этой страны обеспечивается за счёт внешних отношений. Суть этой активной внешней политики заключается в политике нейтралитета.
- Мы много лет говорим о третьем соседе. Как можно подытожить реализацию политики третьего соседа за прошедшие 8 лет?
- В период президентства Ц.Элбэгдоржа наметилось расширение внешней политики, которого раньше не наблюдалось. В Монголию совершили визиты главы нескольких государств, а также влиятельные должностные лица. За этот срок президент Монголии 8 раз встречался с председателем КНР и 7 раз с президентом РФ. Сейчас встаёт вопрос о том, как в дальнейшем сохранить эту расширенную внешнюю политику. 5 государств-членов СБ ООН, в том числе Канада и Австралия, открыли в Монголии свои дипломатические представительства. Это является свидетельством того, что интересы присутствия третьих соседей и развитых стран в Монголии возросли. Это является хорошей гарантией безопасности.
- Один человек, занимающий высокую политическую должность, сказал, что страна с маленькой экономикой не должна иметь большие амбиции во внешней политике.
- Как раз наоборот, мы должны иметь большие амбиции. Мы должны сами развивать свою эконмику, какой бы маленькой и бедной ни были. Только став богатыми и сильными, мы сможем говорить на равных с развитыми странами. Например, Сингапур. Имея маленькую территорию и население, эта страна нигде и ни перед кем не склоняет голову.
Только если Монголия будет проводить активную и сильную внешнюю политику, остальные страны будут иметь с нами дело.
- За прошедший период лидеры трёх стран встречались три раза. Какие результаты принесли эти встречи?
- Все три встречи президентов трёх стран проходили во время саммита ШОС на высшем уровне. Раньше такие встречи трёх глав государств не проходили. Можно считать, что в результате этих встреч наша внешняя политика и безопасность укрепились еще сильнее. Хорошо, что устанавливается такой механизм, благодаря которому мы можем обсуждать торговлю и инфраструктуру, соединяющие Китай и Россию. Это является гарантией.
Сейчас самое главное для будущего президента Монголии - сохранить и продолжить этот механизм.
- Встретятся ли вновь главы трёх государств до окончания президентского срока Ц.Элбэгдоржа?
- Планируем встречу в июне в Алмате.
- Какие вопросы на ней будут затронуты?
- Пока ещё рано говорить об этом. Но на рабочем уровне будут затронуты вопросы экономики, транспорта, границы.
- Говорят, что многие страны предлагают Монголии вступить в ШОС.
- Россия, Китай, а также другие страны-члены ШОС предлагают нам стать членом данной организации, сменив сегодняшний статус наблюдателя. Но никто не требует от нас этого. Мы считаем, что для нашей внешней политики пока нет необходимости становиться полноправным членом этой организации. В этот период, когда происходят крупные политические изменения, нам надо наблюдать, какие изменения произойдут в самой этой организации.
- Недавно президент сделал заявление по вопросам безопасности в парламенте за закрытыми дверями. О чём шла речь в заявлении?
- Было сделано заявление по вопросам безопасности и внешней политики для членов парламента. Главное, что хотел сказать президент - это то, что “Монголия должна быть безопасной, граждане жить в достатке, а экономика развиваться”.
Если экономика будет сильной, то все страны будут относиться к нам как к равным и наоборот, чем слабее будет наша страна, тем ниже будет ее вес на мировой арене.
- Одной из самых важных вещей, влияющих на внешнюю политику и безопасность Монголии, являются её вооружённые силы. Особенно миротворцы. Как активно участвует наша страна в миротворческой деятельности? Какая польза от неё нашей стране?
- Монгольские ВС имеют опыт участия в 15 миротворческих операциях, начиная с участия наших двух офицеров в 2002 году в деятельности ООН ““MONUC” в Демократической республике Конго. Из них 9 миротворческих оперций завершены и, в общем итоге, в них приняли участие 14 000 наших военнослужащих. На сегодня более 1100 наших военных находятся в Демократической республике Конго, Южном Судане, Западной Сахаре, Афганистане.
- Не раз слышал, что в одной стране, где происходят военные действия, командует генерал из Монголии. Как оценивают наших миротворцев оборонные ведомства и ВС этих стран?
- С каждым годом растёт участие наших ВС в миротворческой деятельности. В 2014-2016 годах в миротворческой операции ООН под названием “UNMISS”, командующими региона были бригадный генерал Д.Баярсайхан и полковник С.Амарсайхан. Под их командованием находилось 6-7 тысяч военнослужащих из 5-6 стран. За свою работу они получили оценку “отлично” от специального представителя генерального секретаря ООН и Командующего силами.
В декабре 2016 года наша страна находилась на 30-ом месте среди стран, посылающих своих военнослужащих на службу в миссию ООН.
- Что по поводу социальных вопросов мироторцев?
- Реализуется немало программ и проектов, направленных на обеспечение социальных гарантий военнослужащих, принимающих участие в миротворческой деятельности. К примеру, сохраняется занимаемая должность военнослужащего и 100% зарплата. Кроме того, согласно постановлению СБ ООН, им выдаются командировочные во время несения службы.
- Говорят, что прошедший в Монголии саммит АСЕМ на высшем уровне стал очень большой гарантией безопасности...
- Если коротко, то с проведением АСЕМ не только расширилась внешняя политика и укрепилась безопасность Монголии, но мы смогли показать всему миру, что проводим активную внешнюю политику. Вы помните, наверное, пресс-конференцию по итогам саммита АСЕМ. На этой пресс-конференции председатель Европейской комиссии скакзал:
“Во время Вашего президентства, г-н Ц.Элбэгдорж, Монголия сумела расширить свою внешнюю политику и укрепить безопасность, чего раньше не наблюдалось. Вы сумели стать одним из игроков, определяющих мировую политику”.
Этот человек своими словами выразил, насколько увеличился вес внешней политики. Это было сказано не об одном человеке, а о всей Монголии.
В сюжете: КитайМонголиямеждународные отношения