Без страха и страховки или как мы «развиваем» туризм
Почему Бурятия не может обеспечить условия для автотуризма, гарантирующие имущественные права россиян и гостей республики.
Дорожные происшествия – неприятная часть автомобильной жизни. Даже самый опытный водитель не застрахован от аварийной ситуации. Опасную для жизни, здоровья и имущества ситуацию могут спровоцировать неблагоприятные дорожные условия, действия других водителей и пешеходов, внезапные поломки. Для решения проблем, связанных с ДТП и последующим урегулированием интересов виновных и пострадавших, в России с 2002 года действует система ОСАГО. Обязанность застраховать свою автогражданскую ответственность ложится на владельцев всех без исключения транспортных средств, использующихся на территории РФ – как зарегистрированных в России, так и за ее пределами (п.1.ст.4. ФЗ-40 «О ОСАГО» от 25.04.2002 г., в ред. от 25.09.2017 г.). Это новшество поначалу было воспринято водителями в штыки. Но когда виновники ДТП поняли, какую помощь оказывает страховая компания при возмещении убытков пострадавшему, стало ясно, что ОСАГО – реально действующий инструмент. До введения ОСАГО возмещение убытков никак не регулировалось законодательством, ГАИ лишь фиксировало факт ДТП. И, если в спокойные советские годы этот пробел как-то не выделялся остротой, то, в российские лихие 90-е люди лишались имущества и квартир.
Анекдот из 90-х годов: «Мужик врезался в 600-й мерседес, разбил его в хлам. Из мерседеса выскакивает новый русский с бойцами. Бросается к мужику, ощупывает его: «Ну, ты как? Жив? Не сломал ничего? Ну, слава Богу! Поехали твою квартиру смотреть».
Бурятия, находясь на перекрестке между Читой, Улан-Батором и Иркутском, по праву гордится своим удобным положением. Часто звучат речи о необходимости развития туризма, в том числе и автомобильного, идея образования транспортного коридора в Монголию и Китай. К сожалению, на пути к идеалу еще много нерешенных вопросов.
Один из них – повышение страховой культуры и обеспечение гостей республики полисами ОСАГО.
Как на сегодня обстоят дела с автострахованием иностранных туристов?
Баяр Гармаев, руководитель Придорожного комплекса в районе МАПП, г.Кяхта:
«Мы занимаемся обслуживанием монгольских и китайских автотуристов. Предоставляем услуги российских операторов связи, занимаемся страхованием ОСАГО от разных российских СК, продаем туры на Байкал и по Бурятии. Также принимаем платежи системы «Платон». Плюс розничная и оптовая торговля фруктами, недавно запустили цех по пошиву и продаже унтов или «буряад гутул», как говорят монголы.
В последнее время полисы ОСАГО перестали пользоваться спросом, хотя поток автотуристов не уменьшился. Стали разбираться, оказывается, развернута целая система продаж поддельных полисов, которые стоят в два раза меньше, чем по установленным ЦБ РФ базовым ставкам. (Прим. АРД – регулированием рынка страхования занимается ЦБ РФ, который устанавливает единые базовые ставки для расчета стоимости полиса).
Эти поддельные полисы можно условно разделить на две группы. Первая – откровенные подделки, напечатанные в Китае. Все, что они могут – это ввести в заблуждение сотрудника таможни и инспектора ГИБДД, никакой юридической силы у этих бумажек нет. Вторая – это российские полисы ОСАГО, продающиеся в Монголии за полцены. Они как бы настоящие, но только «как бы». Дело в том, что федеральный закон об ОСАГО разрешает продажу полисов только на территории России. При наступлении страхового случая легитимность полиса может быть оспорена в суде самой страховой компанией, не желающей нести убытки. В этом случае страховая, опять же, через суд, в порядке регрессного требования взыщет убытки с незадачливого покупателя полулегального полиса.
Выход один – монголам надо страховаться на территории России, у проверенной компании. Но сейчас никому нет дела до этого – есть у них полисы или нет. Раньше проверяли на таможне, а сейчас, видимо, нет. Хотя на Новый год и Цаган Сар ожидается наплыв автотуристов.
Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, это совсем плохо. Где потом искать гражданина Монголии? Он уедет к себе, а россиянин останется с разбитой машиной.
Если повреждают машину монгола, они никуда не обращаются. Просто ругаются и уезжают».
Сводка по ДТП с монгольскими туристами за вторую половину декабря
16 декабря – ДТП автомобиля с монгольскими номерами на трассе «Улан-Удэ-Иркутск». Смертельный исход. Подробнее здесь.
19 декабря – ДТП автобуса с детской сборной Монголии по боксу. Погиб пассажир легкового автомобиля – второго участника ДТП, россиянин. Дети получили легкие травмы. (Подробнее - по этой ссылке. Также об этом событии сообщили ria.ru и rbc.ru)
25 декабря – ДТП монгольского автотуриста с двумя такси. В салоне такси находилась женщина с ребенком, которая скрылась с места ДТП. Претензий она предъявлять не стала. Ни у гостя, ни у таксистов не было полисов ОСАГО. (Подробнее здесь)
Сколько ДТП произошло за этот период на самом деле, не знает никто. Статистику теневых ДТП, когда не вызывается ни полиция, ни аварийные комиссары, никто не ведет.
Сложность ситуации заключается в том, что рейды на дорогах не приведут к желаемому результату. Под желаемым результатом мы понимаем и обеспечение безопасности, и рост числа туристов. Карательные меры внесут еще больший деструктив и элемент недоверия в уже проблемную среду. Под прессинг попадут автотуристы, которые поддерживают экономику Бурятии. Мы прекрасно помним события 2014-2015 годов, когда массовое падение спроса на товары в целом по России, в Бурятии было снивелировано именно монгольскими автотуристами. Введение безвизового режима нас выручило. По всей стране в торговле резко упала выручка, в то время как в Бурятии она выросла.
Очевидно, что подходить к решению проблемы необходимо комплексно, с учетом интересов всех сторон. В конце концов, страховую культуру надо воспитывать (и в нас самих – в первую очередь). Высокий уровень страховой культуры позволяет экономически защитить себя и других участников дорожного движения от непредвиденных трат.
Запрещать и «не пущщать» мы умеем, сумеем ли не «выплеснуть с водой ребенка»? Как случайно не зарезать курицу, несущую золотые яйца?
Баир, инспектор ДПС ГИББД:
«Узнать поддельный полис или настоящий, может почти любой экипаж ДПС, «пробив» его по страховой базе на ноутбуке или планшете. Иногда это необходимо – сейчас многие водители возят с собой распечатки от электронных полисов, на них нет ни печатей, ни защиты водяными знаками или металлизированными полосами. По российским водителям такие рейды проводятся регулярно.
Единственное условие – должна быть хорошая связь с интернетом в момент проверки. В Кяхтинском районе есть места, где даже телефонная связь не работает. (Прим.АРД – действительно, большое «белое пятно» – это расстояние от Кяхты до Субуктуя, где не «ловит» ни одна сотовая сеть, даже экстренный вызов невозможен. Устойчивый сигнал появляется лишь недалеко от Новоселенгинска)».
Кстати, о связи. Помнится, президент России Владимир Путин после поездки на желтой «Лада Калина» дал задание операторам сотовой связи обеспечить устойчивый сигнал на всех федеральных трассах в России. Несмотря на то, что трасса А-340 «Улан-Удэ – Кяхта» как раз имеет статус федеральной, проблема так и не решена. Конечно, устанавливать базовые станции в Улан-Удэ – выгоднее. Ничего личного, просто бизнес.
Вернемся к страхованию
Заключить агентский договор со страховой компанией может любой. Достаточно зарегистрироваться как ИП или создать ООО. Можно открыть пункт страхования в Монголии. Но легальным полис будет только тогда, когда будут соблюдены все требования российского законодательства к внешнеэкономической деятельности. Во-первых, российский резидент должен иметь статус обособленного подразделения за пределами Российской Федерации. Во-вторых, вся выручка от продажи полисов на территории иностранного государства должна проходить через официальные банковские счета. Это требование валютного контроля от налоговой инспекции. (П.2.ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2017) "О валютном регулировании и валютном контроле").
Сегодня выручка от таких продаж перевозится через границу черным налом, что, по сути, является контрабандой. С этих сумм не уплачиваются ни налоги, ни иные обязательные взносы. Именно нарушение этих требований и лишает юридической силы полис, реализованный таким образом. Что касается откровенно поддельных полисов, то УК РФ недвусмысленно указывает, что граждане РФ и юридические лица, сбывающие подложные полисы ОСАГО, подпадают под действие ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Сложность в том, что уголовное преступление совершается зачастую нерезидентами, да еще и на территории другой страны.
Но откуда монголам, обычным жителям, скажем, Селенгинского аймака знать такие юридические нюансы? Инспектор ДПС не оштрафует? Вот и ладно, пойдет и такая бумажка. Но если повторится ситуация с ДТП, в ходе которой грамотный юрист сформулирует требования о возмещении ущерба к российской стороне – скандала не избежать. Ведь надо признать, что и у россиян не все так хорошо со страховой дисциплиной. По некоторым оценкам, до 50% бурятских автомобилистов не имеют полиса ОСАГО. Так, может, начать с себя?
Нямдорж Жавхлантугс, Консул Монголии в Бурятии:
«Наша задача – защитить наших граждан от подобных случаев. Мы хотим, чтобы отношения между нашими гражданами и странами укреплялись и были дружескими. Развитие совместного бизнеса – еще одна наша задача.
Что касается автострахования - конечно, мы понимаем всю важность этого вопроса. Проблемы мы решаем сразу. Да, граждане обращаются к нам, мы помогаем урегулировать все проблемы.
И, совместно с российской стороной, мы готовы обсуждать и действовать, но действовать мы должны совместно – и дипломаты, и госструктуры, и бизнес с обеих сторон».
14 декабря на совещании по развитию туризма в Бурятии среди прочих вопросов обсуждался и этот. Глава РБ Алексей Цыденов поручил министру транспорта Козлову С.Ю. организовать совещание. Сергей Юрьевич немедленно включился в процесс, оперативно отреагировав на предложение инвестора. Возможно, вопрос будет решен.
Дамдин Дашиев, инвестор АТК «Кяхта»:
«ОСАГО для нас – сопутствующий продукт, на нем зарабатывается очень мало. Но нас волнуют российско-монгольские отношения, прежде всего - развитие туризма из Монголии в Бурятию. Мы всегда этим занимались и будем заниматься.
Как только мы узнали о ДТП в Селенгинском районе с детской сборной, сразу обратились в консульство – чем помочь? Но монгольские дипломаты уже отработали, обеспечив детей всем необходимым и на следующий день отправили их в Улан-Батор.
Буквально позавчера мы предотвратили конфликт между монгольским водителем и таксистами, авто которых он повредил. ОСАГО не было ни у кого – ни у Сэргэлэнбата, ни у таксистов. А если бы там были горячие парни с битами и травматами? В очередной раз бы негативно прославились на всю страну.
Способы решения проблемы есть, но надо реально действовать. И, мы надеемся, что и дипломаты, и Минтранс, и МВД подключатся и мы сумеем решить проблему, устроив систему так, чтобы она работала на защиту интересов всех участников автотуризма».
Если европейские страны включены в единую международную систему страхования, признанную в России, то восточных соседей – Китая и Монголии - в этом списке нет. И сфера урегулирования автогражданской ответственности автотуристов в Бурятии представляет собой клубок полулегальных и откровенно криминальных игроков, собирающих деньги под прикрытием закона и не несущих никакой ответственности. Автомобилисты, попавшие в ДТП с иностранными гражданами, остаются один на один со своими проблемами.
Впрочем, это обоюдно – у монгола, авто которого повреждено российским автомобилистом, нет времени задерживаться для оформления процедур, связанных со страховыми выплатами. Проживание в России, участие в волоките зачастую обходится дороже. Все вопросы решаются между собой, как правило, за рамками правового поля, как в криминальном фильме, кадр из которого вынесен в начало статьи.