Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
11 апреля 2018 7950

От привилегии ханов до "грузинского пролетарского": чай в Монголии всегда был не просто напитком

Автор: Батбаяр

Культура монгольского народа многогранна.

Реклама

Чай: Особенность монгольской нации

Хотя монголы не выращивают чай и не славятся на весь мир своей “чайной культурой”, их все же можно отнести к “чайным” народам. Чай в Монголии символизирует “образец угощения”. Побывав в любой точке Монголии, можно сразу понять, что чай является национальной культурой монгольского народа. Если в каждом российском художественном фильме обязательно есть фрагмент, где чокаются рюмками, то в работах объединения “Монголкино” обязательно присутствуют фрагменты, связанные с чаем. Монголы являются чайным народом.

Чай: Великая Монгольская империя

В “Сокровенном сказании монголов”, историческом литературном произведении об истории Великой Монгольской империи, ни разу не упоминается слово чай. Гийом де Рубрук, который в период 1253-1255 годов находился в Великой Монгольской империи, рапортовал французкому королю, что летом монголы пьют в основном кумыс, а зимой хярам, то есть смесь молока и воды. А исследователь Бүрэнтөгс в своей работе “Монгол идээн товчоо” пишет, что монгольские хааны завараивали и пили чай и “воину, который украл чай, грозила смертная казнь”. Этот “чай” вполне мог быть каким-нибудь растением, растущим на территории Монголии. И это было подтверждено в статье Б.Ринчина от 1972 года, в которой он рассказал о почти 70 видах растений, растущих в разных местах и употребляемых монголами.  


Чай: Продавец и покупатель

Одним из основных источников дохода Империи Юань (1271-1368), основанной Хубилай ханом, был чай. Но не нашлось подтверждающих документов о том, что чай  был в ходу на территории нынешней Монголии. Чай продавался вдоль Шёлкового пути, проходившео через Тибет. Чтоб защититься от набегов степных монголов, в целях обеспечения своих потребностей государство Мин (1368-1644), которое образовалось после падения Империи Юань, разрешило торговлю в одном из своих приграничных районах. Как отметил Д.Гонгор и другие монгольские и зарубежные исследователи, на рынке, на котором каждые четыре дня торговали монгольским лошадьми, торговля чаем была запрещена администрацией государства Мин, контролирующей торговлю этим товаром.

Чай: Культура, которая пришла вместе с религией

Монголы стали ежедневно употреблять чай со времён Тумэдского Алтан хана, пытавшегося посредством религиозного влияния, установив связь с тибетской религией, возродить Великую Монгольскую империю. Но монголам было предрешено принять  наряду с верой и тибетский чай “манз”, который подавали монахам в тибетских ламаистских монастырях, и сделать его “образцом угощения”. Алтан хан (1507-1582) не один раз совершал набеги на приграничные земли государства Мин с целью поторговать. И благодаря ему в 1577 году,  при посредничестве Далай ламы 3-го, в Хаалгане была разрешена торговля, включая и торговлю чаем. После этого в нескольких местах были открыты торговые пункты, но минские правители продолжали контролировать и ограничивать торговлю чаем. В историческом произведении Лувсанданзана “Алтан тобчоо”, написанном в середине 17-го века, есть следующие строки: “Благородная правительница (Мандухай цэцэн (1448-1526))  согласилась со словами брата, а слова Сатай доголана сочла неправильными и вылила ему на голову горячий чай”. Во всяком случае, в 16-м веке монголы не только пили чай, но и во время гнева выливали его на головы другим.

Чай: Экономика  

С вхождением Монголии в состав Маньчжурского государства китайские торговцы увидели в степных кочевниках неплохой рынок сбыта. Чай, наряду с шелком, мукой и рисом, был очень популярным товаром в Монголии. Благодаря договору от 1728 года, заключённому между Царской Россией и Маньчжурией, торговля стала набирать обороты и одним из основных товаров, транспортируемым через территорию Монголии, стал чай.  С этого момента монголы стали не только пить чай, но и использовали его как платежное средство. Кроме того, монгольские мужчины стали перевозить это платежное средство верблюжьими караванами, благодаря чему открыли для себя новый источник доходов. “Чайная дорога” просуществовала до 1925 года и, как отмечал русский путешественник Н.Пржевальский, в 1880-х годах монголы, перевозившие грузы по этому пути, заработали около 2 миллионов рублей. 

Чай: Плохой, но с выигрышем

В 1929 году, когда Советы выгнали из Монголии все иностранные компании, остро встал вопрос о поставке чая, который монголы уже стали пить ежедневно. Таким образом, в страну стали поставлять в основном стебли грузинского чая, придавая им форму, напоминающую китайский прессованный чай. Народ, который привык к качественному китайскому чаю, не очень-то хорошо воспринял чай с изображением серпа и молота. Но маркетинговые хитрости вроде золотых колец и серег в чае, сделали свое дело и монголы стали привыкать к этому чаю.

Чай: Монгольская хозяйка

В одной детской песне поётся: “С чего начинается утро? С заварки чая”. Утренняя тишина в монгольской семье прерывается звуками перемешивания чая. Хозяйка брызгает готовым чаем в сторону неба, шепча при этом пожелания успеха во всех делах. После этой процедуры, вызывающую много споров в городе, где в последнее время стало много машин, она подаёт чай главе семьи. Если мужа нет дома, то она наливает чай в его пиалу, что также является выражением пожелания всего хорошего. Также хозяйка должна знать, кому первому из находящихся в доме людей подать пиалу с чаем. Это также является свидетельством того, что монгольская хозяйка является носителем  национальных традиций и обычаев.

Чай: Особенности местности и сравнения

Так как обширные территории Монголии делятся на несколько природных зон, то и методы заварки чая в различных местах отличаются друг от друга. В западных провинциях пьют более солёный чай, а в восточных - в основном без соли. Эти отличия зависят от уровня содержания натрия в местной воде. После того как чай заварится, монголы добавляют в него молоко и ещё немного кипятят, постоянно перемешивая. Этот процесс называется “сүлэх”. А процесс добавления в чай ячменной муки, жаренной пщеницы, пенки, жира, курдюка, вяленого мяса  называют “хийцлэх”. Также добавляют пельмени и получают любимый каждым монголом “банштай цай”. Вообще-то чай часто заменял монголам еду. Поэтому обеденный перерыв они называют “цайны цаг” или “чайный час”, а столовую - “цайны газар” или “чайное место”. С чаем повсеместно связывают уровень жизни.

Чай: Целитель

 В монгольском языке есть выражение “цай холдох” или “чай отдалился”. Это означает скорее “физическую слабость”, чем голод или жажду. И сегодня монголы считают чай целительным напитком, который всегда под рукой. Монголы больше превозносят символическую сторону воздействия чая, чем физическую. Поэтому многие верят в лечебные свойства чая с семью пельменями, а иногда, отведав его, даже “выздоравливают”. Конечно, не за один раз, а употребляя его в течение 13 дней подряд. По крайней мере, многие в это верят. Все знают, что от болей в суставах и тканях помогает заварка от густо заваренного чая, которая накладывается в виде компресса на больное место. Для монголов чай не просто напиток, а целитель.

Чай: Традиции гостеприимства

Самым почётным угощением для гостей, конечно, является чай. Если гость приходит как раз тогда, когда готовят чай, это считается удачей и гость по традиции говорит: «Пусть ваш чай будет как меласса. А место, где я остановился, богатым». Готовить чай для гостя считается делом почётным. Но если в доме отсуствует хозяйка или дочь, то глава семьи чай для гостя не готовит. Вместо чая хозяин предлагает гостю кумыс или молочную водку, а гость должен понять уважительную причину этого. Когда хозяйка находится дома, то до тех пор пока гость не отведает свежеприготовленного чая, ему не подают алкогольных напитков. Как бы ни торопился гость, он должен подождать, когда чай будет готов и отведать его. Существует такое поверие, что если уехать, не отведав готовящегося на огне чая, то путешествие не будет удачным. Если хозяйка не приготовила для гостя свежего чая, то говорят “без чая и без лица” или “не дали даже прикоснуться к каемке пиалы”.   

Чай: Монгольская хозяйка

Одним из обязательных умений любой монгольской хозяйки является умение приготовить чай. Когда мать учит свою дочь готовить чай, то она не только обучает её технологии приготовления, но и даёт понять через процесс приготовления чая, какое место должна занимать хозяйка в семье, и это является традиционной тонкой философией. Ошибочно видеть в процессе приготовления чая только процесс приготовления чая. Монгольской хозяйке выпадает обязанность защищать и беречь честь своей семьи. “Семья с вкусным чаем” – это оценка, данная не главе семьи, а хозяйке.

Чай: Переносный смысл

Банкет монголы называют “цайллага”, что означает “угощение чаем”. На банкетном столе, кроме чая, находятся конечно и другие угощения, но назвали банкет именно в честь чая. Среди всех видов чая особое место занимает “чай, приготовленный матерью”. Слово «чай» монголы всегда связывают с такими словами, как мать, хозяйка, жена. Поэтому неженатым мужчинам говорят: “Возьми себе человека для чая”. Также некоторые застенчивые молодые люди, когда делают предложение, вместо “будь моей женой” говорят “будь моим человеком для чая”. Для монголов чай и женщина являются понятиями, неразрывно связанными между собой.

Чай: Другое применение

Выше уже было сказано, что монголы в процессе приготовления чая кипятят его, и этим они отличаются от других народов. Прокипячённый чай они также используют в качестве стериализующего средства. Также применяют при обмывании новорождённого ребёнка. Возможно, монголы являются единственным народом, который использует чай в неприготовленном виде. Я не говорю о том, когда дарят друг другу чай. Когда сватают или просят руки невесты, то обязателььно приходят с чаем и хадагом. С одной стороны, это может показаться символическим выкупом за невесту, но с другой стороны, здесь чай играет роль “высшего образца угощений”. В некоторых местах есть такой обычай: когда забирают себе щенка, хозяевам дают чай. Это объясняется тем, что монголы считают собаку членом семьи. Также под голову покойного кладут плитку чая. При закладывании фундамента дома закапывают чай, который символизирует собой  выкуп за участок земли. В священных местах чай используют как подношение.

Чай: Запреты

У монголов, в жизни которых чай играет важную роль, есть много запретов, связанных с ним. Чайную заварку не выбрасывают вместе с остальным мусором. Ее собирают и используют как наполнитель для подушек или подносят богу огня. На дне пиалы чай не должен оставаться. За завтраком чай необходимо выпивать полностью, иначе дела в этот день могут не пойти. Гость тоже должен выпить весь чай, поданый хозяйкой. Так как чай и чайные принадлежности всегда связаны с женщинами, существуют интересные традиции, связанные с ними. Например, в некоторых местах существует обычай “выдать за домбо” или “обнять домбо” /”домбо” – сосуд для чая/. Если женщина до 49 лет одинока, этот обычай дает ей полную половую и экономическую свободу. 

В сюжете: чаймонголымонгольский чайтрадиции МонголииШелковый путьцай

Похожие материалы

6 мая 619

В Бельгии впервые пройдет фестиваль монголов мира "Наадам"

Во время фестиваля, который состоится 28 июня, пройдут традиционные соревнования по борьбе, стрельбе из лука и игре в кости.

28 апреля 786

По дорогам «Шёлкового пути» 2025: Баянхонгор — ворота в сердце Монголии

Экипажи Международного ралли «Шелковый путь» бросят вызов бескрайним просторам, где ветры Хангая встречаются с суховеями Гоби.

24 апреля 2032

В Санкт-Петербурге состоялась VII Международная конференция “Культурное наследие монголов: рукописные и архивные собрания”

В конференции приняли участие исследователи из крупнейших центров монголоведения России, представители библиотек и музеев  Монголии и Китая.

23 апреля 666

Опубликованы фотографии монголов, сделанные более века назад. ФОТО

21 апреля 2025 г. по всей стране открылась «Неделя монгольской фотографии» под названием «История Монголии в фотографиях».

Первая полоса

8 апреля 9782

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня

В Улан-Удэ соберутся лучшие эксперты в области сохранения объектов культурного наследия и развития территорий

С 5 по 7 июня в Улан-Удэ пройдёт вторая межрегиональная конференция, которую организует команда проекта «Старый город».

Сегодня 56

Таможенники пресекли попытку незаконного ввоза 7 млн рублей из Монголии

Крупную сумму наличных 54-летний иностранец пытался скрыть от таможенного контроля под одеждой.

Реклама
Сегодня 52

Монгольские дзюдоисты завоевали три медали на турнире “Большого шлема” в Астане

В Казахстане 9-11 мая прошел очередной турнир серии "Большого шлема" по дзюдо, в котором приняли участие 22 спортсмена из Монголии.

Сегодня 82

Центральная городская библиотека им. Калашникова готовит к запуску серию интеллектуальных квизов на бурятском языке

В игре  предусмотрены пять туров – разминка, фотоэтап, «Что? Где? Когда?», музыкальный и литературный.

Реклама

Популярное

  • 6 мая 2184

    Выставка трофейной техники НАТО пройдет в Улан-Удэ

  • 7 мая 2004

    Чойжинхуугийн Энхжаргал передала в дар агентству ТАСС 29 уникальных плакатов времен ВОВ

  • 6 мая 1841

    Монголия проведет дополнительные исследования по проекту строительства ГЭС "Эгийн-гол"

  • 6 мая 1801

    "United Airlines" открыла рейс между Улан-Батором и Токио

  • 6 мая 1781

    В Туве началось строительство Парка камнерезов

  • 6 мая 1746

    Делегация Бурятии участвует в 20-м фестивале День Организации Объединенных Наций Весак, который проходит во Вьетнамской буддийской академии в Хошимине

  • 6 мая 1720

    В Улан-Удэ с 12 мая завершится отопительный сезон

  • 7 мая 1632

    В Монголии стартовал проект строительства водного комплекса “Цагаан бургастай-Онги”

Сегодня 82

Летнюю зону отдыха начали устанавливать на площади Советов

Летняя зона отдыха будет располагаться на площади Советов до сентября.

Сегодня 122

Более 4,8 млн рублей будут ежегодно направлять на содержание лесной техники в Бурятии

В республике принято распоряжение, согласно которому увеличены лимиты количества служебного транспорта для патрулирования.

Сегодня 126

Монголия и Турция обсудили сотрудничество в рамках Национального движения "Белое золото"

Советник Президента Монголии по экономической политике Батсуурийн Даваадалай встретился 6 мая с профессорами Эгейского университета.

Сегодня 137

В Бурятии сняли клип на песню «Катюша» на эвенкийском языке. ВИДЕО

В клипе песню исполняют участницы вокальной группы эвенкийского народного молодёжного ансамбля «Гулувун» и фольклорный эвенкийский творческий коллектив «Аргавакта».

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 135

В Москве покажут документальный фильм «Бурят в европейском кино»

23 мая в 19:00 в кинотеатре "Тула" сети Москино пройдет показ документального фильма «Бурят в европейском кино» о выдающемся деятеле кино и культуры Валерии Инкижинове.

Сегодня 146

Министр транспорта Бурятии задержан по обвинению в коррупции

“Противодействие коррупции – одна из основных задач. Задержание министра было ожидаемо, правительство Бурятии взаимодействовало с правоохранительными органами по данному делу”, – сообщил зампред правительства Вячеслав Сухоруков.

Самое важное

10 октября 2024 23271

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 23469

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 23255

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 24284

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок