"Младшие братья монголы", или сказ о великой дружбе двух народов
Не обманитесь названием. В этой статье я хочу рассказать историю о том, что скрывалось за словосочетанием «младшие братья монголы», и ответить на вопрос, верно ли общепринятое представление, что Советский Союз поддерживал развитие неразвитой Монголии.
Начну, традиционно, с небольшой предыстории. В 1911 году, как мы знаем, в Монголии произошла Национальная революция, которая положила конец двухсотлетнему правлению империи Цин. Было объявлено о создании независимого Монгольского государства, официально Монгол улс – название, идентичное современному.
Правителем (богдо-ханом) был избран тогдашний Богдо-гэгэн VIII Нгаванг Лобсанг Чокьи Ньима Тендзин Вангчук. Столица была переименована в Нийслэл хүрээ, или же, в российской интерпретации – в Ургу. Была воссоздана печать великого хана, — знак высшей государственной власти, начиная с Чингисхана.
Правительство ханства было образовано в пять министерств. Был объявлен ряд реформ: военная, налоговая и геральдическая (созданы национальные флаг и герб). Все долги монголов китайскому ростовщичеству были отменены.
Уже в 1912 году суверенитет Монголии был признан Российской империей. В стране усилились националистические идеи. К этому времени можно отнести взлет монгольского национального самосознания. Ведь именно в 1913 году свой подвиг совершил «монгольский Икар» Гэлэнху, прыгнув с горы на самодельных крыльях.
В стране начался подъем искусства, архитектуры. К этому времени относится строительство большинства ныне известных монгольских архитектурных памятников, включая Дворец Богдо-хана. В 1913 году в Урге был открыт первый в Монголии зоопарк.
В это время учились и творили великие художники - Балдугийн Шарав (основоположник современной монгольской живописи), Долгорын Манибадар, выдающиеся поэты и писатели - Бавуугийн Гэлэгбалсан, Дашдоржийн Нацагдорж.
В Урге было впервые применено асфальтобетонное покрытие дороги, а в 1919 году Богдо-хан издал указ о начале строительства железной дороги. Население столицы выросло с 25 000 человек в 1900-м году до 100 000 человек в 1919-м. В 1915 году в Монголии появился первый автомобиль. Страна развивалась.
В 1919 Монголия направила свои войска в Туву для установления своего суверенитета над этой территорией, т.к. по договору 1915-го года Тува принадлежала Монголии.
Пользуясь этим, китайские войска заняли Ургу. В результате боя 1-4 февраля 1921 года Азиатская конная гвардия русского белого генерала Р. Ф. Унгерн-Штернберга совместно с монгольскими войсками освободила Ургу. В течение следующего месяца войска Унгерна вместе с монгольскими формированиями очищали территорию страны от отступающих китайцев.
18 марта монгольские войска под командованием Сухэ-Батора разбили китайский гарнизон Маймачена. Людские потери монгольского населения за весь период китайской оккупации составили 17 тыс. человек, из них - до 2 тыс. убитыми, остальные — жертвы голода, что было довольно существенно для населения Монголии в то время.
Именно вследствие китайской оккупации в Монголии появились группы, эволюционировавшие в Монгольскую народно-революционную партию, пришедшую к власти в 1921 году.
В начале 1921 года монгольские войска совместно с Азиатской конной гвардией предприняли попытку освобождения Бурят-Монголии от советской власти для дальнейшего воссоединения этой исконно монгольской территории с Монголией.
В бою недалеко от Кяхты монгольская армия была уничтожена, а советские войска захватили Ургу. В итоге были уничтожены барон Унгерн, разгромлены монгольские войска, ликвидирована власть монархического правительства Богдо-гэгэна и установлена власть Временного народного правительства, действовавшего под контролем большевиков.
В ходе этих событий к 1924 году была образована Монгольская народная республика, часто именуемая «16-ой республикой СССР». Население Урги, которая была переименована в Улан-Батор, уменьшилось в 4 раза, то есть составляло около 30 тыс. человек. И к 1935 году выросло только до 35 тысяч!
Важно! В 1932-м году, по решению СССР, северная часть Убсунурской котловины была передана Тувинской Народной Республике (протектората СССР), а с 1944 года вместе с Тувой стала частью России и СССР.
Несмотря на обмен приграничными участками, произошедший в 1958-м году, нынешний Овюрский кожуун Тувы до 1932-го года принадлежал Монголии, и одним утром, внезапно, люди проснулись в совершенно другой стране.
В 30-е годы в стране начались репрессии. Большинство из более 200 буддийских храмов на территории Монголии были разрушены. К началу 1930-х годов около 10 тыс. монахов уже было изгнано из монастырей.
Эти процессы и реформы вызывали недовольство не только у зажиточных арат, нойонов и духовенства, но и у всех жителей Монголии, что вылилось в 1932 году в Хубсугульское восстание, подавленное лишь через полгода. Руководителей восстания на публичном судебном разбирательстве приговорили к расстрелу.
Всего в ходе репрессий до 1939 года было истреблено около 55 тыс. человек, то есть примерно 13% населения Монголии в то время. Репрессии затронули всё население Монголии, включая высших руководителей МНРП и руководства МНРА, буддийское духовенство, интеллигенцию и зажиточных аратов.
Монголия всеми силами помогала СССР во время Второй Мировой Войны. Монгольские войска освободили Внутреннюю Монголию – монгольский регион, захваченный Китаем у Монгольского государства в 1915-м году. СССР не разрешил Монголии вернуть себе эту территорию.
Только где-то к 50-60 г.г. страна начала возвращаться к своему состоянию 1919-го года. Ветка железной дороги, начатая Богдо-ханом в 1919-м, была закончена только к 1938 году, как и ветка из Улан-Батора до Налайха. А первая нормальная железная дорога началась строиться только в 47-м году.
Да что уж говорить – утерянного не вернуть. Буддийскую культуру заменили хрущевки и заводы, интеллигенция была уничтожена. Итогом является текущее состояние Монголии, которая борется с бедностью и пытается вырваться в развитые страны.
А не будь революции 1921-го, она была бы на уровне той же Японии, или, к примеру, Южной Кореи.
Представьте себе! Не будь революции – Монголии принадлежала бы исторически монгольская Тува, уже к началу 1930-х в стране была бы сеть железных дорог, Улан-Батор бы был столицей с 10 или даже более миллионным населением. 10-миллионным? Да, ибо в 1919-м году Пекин был в несколько раз меньше Урги!
Революция оборвала естественный ход развития Монголии и растоптала многовековую историю это великой страны. Вот такой рассказ про дружбу «старшего брата и «младшего брата»…
Источник: https://vk.com/michail_gubin