За свой "особый путь" и новаторство Монголии придется дорого заплатить...
Иностранный обозреватель Скотт Хьюстон знаком с действительностью Монголии не понаслышке. Однако в своё время ему уже пришлось принять обвинения в том, что он "ненавидит Монголию". АРД полагает, что такие формулировки вполне могли быть следствием его статей на тему политических реформ и экономических процессов в этой стране сегодня. Например, статей - подобных этой, где он рассуждает о том, как связаны Оюу толгой и "проблемы имиджа Монголии". А также сравнивает "особенную" монгольскую демократию с её не менее "особенной коррупцией" - с таковыми в других странах (близких по уровню развития)... Вероятно, Монголии все-таки есть что возразить западному "аналитику". Не словом - так делом.
Монголия, если посмотреть на цифры, отличается большим количеством граждан, живущих в нищете, при этом у гостей столицы, Улан-Батора, складывается обратное впечатление. Живя в УБ (как его называют), создается впечатление, кардинально отличающееся от реальной ситуации в стране. Большинство встречающихся людей относится либо к среднему классу, либо даже к категории богатых - Хаммеры или роскошные спортивные автомобили, дизайнерские вещи и темные стильные солнцезащитные очки. Конечно, на улицах можно увидеть значительное количество бездомных пьяниц, но большинство «бедняков» проживает за пределами центра города, в так называемых гэр-районах.
Несмотря на ошеломляющее впечатление, производимое бывшими кочевниками, разъезжающими по городу в дорогих автомобилях и одетыми в роскошные наряды, Монголия все же остается непривлекательной для мирового сообщества. В прошлом году в это же время Монголия была интересна инвесторам, и мир оживленно заговорил о монгольской экономике, но это было год назад.
Сейчас инвесторы и даже туристы в большинстве своем держатся в стороне.
Отрицательный образ Монголии в глазах общественности – не новость, даже сам великий Чингиз-Хаан пользовался плохой репутацией. Но сегодняшняя ситуация обусловлена последними действиями и законодательными инициативами недавно доминирующего Демократического правительства Монголии, пришедшего к власти во главе с президентом Ц. Элбэгдоржем, что и повлекло за собой катастрофические последствия для экономики Монголии.
Теперь же, прежде чем читать статью далее, помните, что здесь будут затронуты обе стороны медали, так что приготовьтесь к большому «но».
Существует хорошее обоснование плохой общественной репутации - по крайней мере, если идет речь о потенциальных инвесторах. Для одних это считывание большинства «новостей» в China Daily – информагентстве, отличающемся своим чрезвычайно пристрастным отношением ко всему, касающемуся Монголии. По каким-то непонятным причинам, такие уважаемые издательства, как Wall Street Journal, New York Times, CNN и BBC продолжают обращаться к данной газете как наиболее достоверному источнику новостей о Монголии.
Еще одна причина - достаточно сложные времена, как для зарубежных инвесторов, так и для бизнесменов, пришедшиеся на последние годы, особенно после выборов и до настоящих дней.
С целью иллюстрации масштаба бедствия и его возможных последствий для экономики страны в случае отсутствия мер, которые надо принять во избежание катастрофы, помимо внушительного роста ВВП Монголии и прогнозов его сокрушительного падения с 17% до - 0,5%, хотелось бы также обратиться к судьбе некоторых отдельно взятых зарубежных инвесторов, компаний и независимых бизнесменов.
Очевидно, что единственной и важнейшей причиной бегства инвесторов из Монголии в более приветливые и привлекательные в последнее время, с точки зрения инвестиций, страны (как, например, Мьянма), явились «переговоры» между правительством и руководством шахты Оюу Толгой, владельцем которой является Австралийский мега-гигант в сфере горнодобывающей промышленности Rio Tinto. Шахта (известная как ОТ), возможно, является вторым месторождением по залежам меди в мире - не говоря уже о богатейших ресурсах золота там же, и на эту огромную шахту приходится большая доля годового ВВП Монголии.
На огромную шахту Оюу Толгой приходится большая доля годового ВВП Монголии...
С точки зрения Rio Tinto (ранее находившейся под управлением своего Канадского офиса, Ivanhoe) они заключили солидную сделку с Монгольским правительством в 2009 году. На самом деле, ходили слухи, что эта сделка впоследствии обсуждалась с Президентом России, ныне Премьер-Министром Медведевым. И эта сделка потребовала от горнодобывающей компании огромных средств с повышенными начальными расходами, ушедшими в казну Монгольского правительства (и карманы его политических деятелей), при договоренности с правительством об обеспечении инфраструктуры с его стороны (в основном, строительство железных дорог) в дальнейшем.
Для монголов (в большинстве своём бывших кочевников) характерно жертвовать своим будущим ради «здесь и сейчас», и новость об этой сделке незамедлительно положительным образом сказалась на общей экономической ситуации Монголии, что сначала охарактеризовалось ошеломительным взлетом ВВП, до 17% по состоянию на июнь 2012 года. И все это во времена, когда ВВП в большинстве стран мира демонстрировал резкое падение.
До сих пор вспоминаю визит Медведева. По городу он перемещался в автомобиле, украшенном Российским флагом, при этом движение было перекрыто для пропуска кортежа автомобилей официальных лиц, сопровождаемого полицией. Выглядело все это весьма комично, поскольку если кто и хотел нанести вред Президенту, монгольская служба охраны могла бы с тем же успехом нарисовать красной краской мишень прямо на крыше его машины как метку «целиться сюда». Но такова Монголия.
И в этом ее очарование - люди здесь во многом наивны. Но, конечно, доводить свои обязательства до конца - это явно не их конек.
Обсудим в этом свете текущий конфликт и дебаты. Что касается горнодобывающей компании и шахты ОТ монголы просто повели себя безответственно и не пожелали доводить до конца соглашение, подписанное в 2009 году. И, конечно, теперь именно этого мнения и придерживается международное инвестиционное и бизнес сообщества, отсюда и массовое бегство иностранцев и утечка зарубежных инвестиций.
Горнодобывающей компании потребовалось более 8 лет, чтобы заключить сделку, но потом правительство пожелало «передоговориться», когда пришло их время оплатить свою долю участия. Для мировой общественности это выглядело как «Монгольское правительство не может держать свое слово».
В итоге, в марте прошлого года, Rio Tinto обратилась к бывшему Премьер-Министру Англии, Тони Блэру, с просьбой «походатайствовать» перед Монгольским правительством и преподать ему урок по соблюдению условий контракта.
И это не единственный контракт, не выполненный Монголией в настоящее время. Один мой товарищ заключил контракт на открытие своего ресторана перед Sky Department Store, которым долгое время руководил его друг, мажоритарный акционер Sky Holdings и Altai Holdings, бывший Премьер-министр Батболд - ныне просто господин Батболд. Проиграв на выборах, он решил распродать большинство своих монгольских активов и назначить нового управляющего универмага Sky, которому, в свою очередь, не понравился внешний вид ресторана Джеймса и который решил незамедлительно аннулировать контракт. После этого Джеймсу пришлось потратить порядка 150 000 долларов США собственных средств из проекта для закрытия ресторана вскоре после его открытия.
Был подготовлен еще один определенно антизарубежный законопроект, требующий от всех иностранных юристов хорошего знания монгольского языка и прохождения Монгольского экзамена по адвокатуре для занятия адвокатской практикой в Монголии.
По словам Рассела Мерфи, сотрудника Harris Moure, которому, наряду со многими иностранными юристами, пришлось закрыть предприятие: «Это не реформы, реализуемые развитыми странами. В Америке юрист Вашингтона не имеет права практиковать в другом штате до тех пор, пока не сдаст там экзамен. Тем не менее, правительство не оговаривает конкретно свои требования или не дает «испытания», а требование хорошего знания монгольского языка абсолютно бессмысленно».
Поэтому в условиях отсутствия иностранных юристов и порядка 95% положительных судебных решений, вынесенных в пользу монгольской стороны, зарубежные инвесторы не чувствуют себя защищенными и не имеют возможности получить честного представления своих интересов в Монголии, что и заставляет их держаться подальше от страны.
Это массовое бегство и волна национализма также резко сказались на индустрии туризма Монголии. Недавно я сел на поезд в Замыын Ууде на границе с Китаем и направился в столицу, которая в прошлом году была столь популярна, что спекулянты продавали билеты по премиальной цене, которые приходилось либо покупать, либо ожидать билеты от агента еще два дня. В этом же году, уже июнь, а этот же поезд наполовину пустой.
И это всего лишь классический пример против «демократии» в такой стране как Монголия. Демократическая партия Монголии чрезвычайно националистична, и это именно то, на что они уповали в ходе последней предвыборной кампании, набирая голоса в сельской местности.
Демократия, как бы то ни было, не является идеальной системой. Вот подходящий пример: если вас обвиняют в убийстве, а суд присяжных состоит из десятилетних детей - уверены ли вы в том, что они смогут принять верное решение?
При наличии несведущих избирателей (к тому же националистически настроенных, как в случае с Монголией), вряд ли стоит рассчитывать на разумный результат. Отцы-основатели Америки были сильно озабочены данным вопросом и изначально оговаривали право на голос - для участия в выборах Вы должны были быть образованным землевладельцем. В Индии Демократия, очевидно, рушится по тем же причинам.
Еще одно законодательство в пользу обновленного чувства «национализма», способствующего утечке иностранных инвестиций. Согласно Hancock Prospecting, «написанное в новом законе, подразумевает то, что даже в случае приобретения шахты частным инвестором правительство может в любое время изменить свое решение и объявить шахту «стратегическим» объектом, что повлечет за собой внезапную утрату держателем лицензии 51% своего интереса и не позволит ее использовать наилучшим образом».
Что касается продажи лицензий на использование месторождений зарубежными концернами, явившейся причиной резкого взлета ВВП, правительство в июле прошлого года ввело мораторий на продажу всех лицензий на добычу и разведку, тем самым отпугнув любых инвесторов, заинтересованных в приобретении таковых и, коли на то пошло, инвестиционные компании, добивающиеся привлечения инвестиций в страну.
Всё это массовое угнетение иностранных интересов стало пагубно отражаться на состоянии экономики, что доказывается зашкалившими показателями инфляции
Существующая экономическая картина кажется еще более блеклой на фоне ценового пузыря на рынке недвижимости (естественной производной экономики с неконтролируемым уровнем инфляции), который рано или поздно лопнет. Многие зарубежные страны планируют сократить свою иностранную помощь Монголии к 2016 году, утверждая, что более не рассматривают эту страну как «развивающуюся» - что совершенно неудивительно при наличии дорогих автомобилей и дизайнерской одежды в столице. А иностранная помощь составляет большую долю общего ВВП Монголии - то есть потерять и это … я с ужасом представляю себе возможные последствия.
Итак, общая экономическая ситуация для Монголии, которая еще год назад считалась наиболее перспективной среди всех стран-членов ООН, сейчас выглядит достаточно плачевно, несмотря на информацию, представленную в отчете 2013 Oxford.
И даже в уже созданных крупных горнодобывающих компаниях в Монголии, по словам одного управленца, занимающегося получением разрешений от правительства, экс-патриотическое сообщество Монголии выражает свое недовольство относительно последних законопроектов и ограничений. «Это, определенно, ошибочный путь. В Чили, Кот-д'Ивуар – ситуация развивалась совершенно иначе», говорят они.
Тем не менее, как говорит этот же управленец (и это именно то большое «но», о котором я упоминал ранее), главное, что это не Чили, не Кот-д'Ивуар и даже не Казахстан или Венесуэла – это Монголия.
И они имеют право на то, чтобы поступать по-своему, и что самое важное, они вправе защищать свое право на суверенитет на собственной земле. И не только исключительную юрисдикцию относительно гражданского населения, но и право защищать свои земли, свои границы и все минеральные ресурсы, находящиеся в этих пределах.
По его словам, есть луч надежды и способ бороться с их (определенно) безумством.
Он прожил в этой стране много лет и удивительно оптимистичен. Его поведение вселило в меня надежду, поскольку он определенно обладает достаточным опытом и знает, как на самом деле обстоят дела.
Он утверждает, что именно сроки проекта подтолкнули их к форсированию процесса изменения законодательства, что и вызвало ряд проблем, если взглянуть иначе – требуемые ими условия укладываются в рамки международных отношений.
Это именно то, чем в настоящее время пытается заниматься Монгольское правительство.
Монголия старается привести свое законодательство в соответствие с законами США и прочих развитых стран, но, возможно, делает это не так и не в то время.
Опять же, что касается сделки с ОТ, он говорит: «Можно взять любой контракт и раздуть из него слона. Новые законы не означают нарушение «стабильности». А «нестабильность» - это именно то, как в настоящее время зарубежные инвесторы характеризуют Монголию с точки зрения вложения инвестиций. Монголия начинает ими рассматриваться все равно, что Африка с постоянно меняющимся правительством, стремящимся аннулировать или «изменить условия» всех крупных соглашений, заключенных предыдущим правительством, зачастую по фривольным причинам, просто с целью утвердиться и провозгласить новый режим.
Именно эта ситуация и была озвучена Тан Шри Саид Мохтаром Ал Бухари, миллиардером из Малайзии, которого я лично «привел» в Монголию в 2011 году, в качестве причины его рухнувших грандиозных планов вложения инвестиций в Монгольскую экономику.
Но представители нового Монгольского правительства утверждают, что новые законы необходимы для защиты долговременных интересов Монголии и монгольских граждан, а также для пересмотра условий договора по шахте ОТ. Они говорят, что в случае Монголии шахта ОТ потенциально представляет собой основную долю в общем ВВП Монголии на ближайшие 30 лет, поэтому очень важно заключить честную сделку - и даже попытаться изменить условия уже подписанного соглашения пусть даже в ущерб репутации, широко обсуждаемой прессой.
Здесь мы можем провести сравнительный анализ с ситуацией, имевшей место в Венесуэле и Казахстане; т.е. Монголия является внутриконтинентальной страной, запертой между двумя гигантскими супер-державами, вследствие чего оказывается достаточно уязвимой к недолжному влиянию или финансовому превосходству, или даже поглощению одной из этих супер-держав.
Венесуэла столкнулась с аналогичной ситуацией. Придя к власти, Уго Чавес обнаружил, что в стране большинство ресурсов (в основном, нефть) за бесценок (если сравнивать с существующими рыночными ценами) продано Всемирному Банку. Эти доли были проданы жадными и коррумпированными политиками, заинтересованными лишь в набивании собственных карманов.
Это вполне стандартная проблема, характерная для всех «развивающихся стран», погруженных в культуру, существовавшую в большинстве Азиатских стран тысячелетиями. Но в Южной Америке Чавес стремился изменить ситуацию. Он заявил о создании нового правительства и о своем праве заботиться об интересах граждан Венесуэлы. В этом смысле он повел себя как мятежник. В дальнейшем он пытался объяснить, что контракт между двумя государствами существенным образом отличается от контракта с отдельным лицом - потому как если такое лицо откажется исполнять свои обязательства, его поведение просто сочтут безответственным. Но почему новое модернизированное правительство государства должно быть связано обязательствами по контракту, заключенному алчными, корыстными предшественниками - политиками?
Он утверждал, что предыдущие соглашения уже неактуальны, что его предшественники стремились к личной выгоде, а также к получению средств для мгновенного взлета местной экономики и повышения своего политического статуса, распихивая миллионы за миллионами по своим карманам. Именно так и обстояла ситуация в подобных развивающихся странах. Это было стандартной практикой, и зарубежные посредники мирового класса, которым поручалось вести переговоры по последним соглашениям, привыкли к ситуации, когда приходилось разрабатывать и вымогать у этих стран минеральные ресурсы, апеллируя к чувствам жадности их лидеров и заключая «кривые» соглашения в пользу супер-держав.
Именно такой и оказалась сделка по ОТ 2009 года. Когда я впервые прочитал об этом, еще работая Редактором в UB Post, я сразу же понял, что для Монголии – это неудачная сделка. Но наличие большого количества средств, поступающих от Rio Tinto, спровоцировало мгновенный взлет экономики и всеобщую радость. А сами организаторы сделки большинством почитались как герои. И этого, как они полагали, окажется достаточно для победы на следующих выборах.
Но Монголия - это особенное место. Монголия представляет собой Демократический луч света во всей Азии, и хоть Демократия, возможно, не идеальна, но на сегодняшний день - это лучшее, что мы имеем.
Граждане Монголии чрезвычайно гордятся своей Родиной и стоят на защите интересов своей страны - поэтому, несмотря на это новое соглашение и экономический взлет - особенно учитывая то, что большинство новых средств не пошло в карманы монголов и то, что они не особенно подвержены влиянию своих же СМИ, монголы удивили власти, выбрав новое правительство.
Затем, также как и в случае с Чавесом в Венесуэле, новая власть, стремящаяся «пересмотреть» неправомерные и нелепые соглашения, заключенные предыдущим правительством, попадает под осуждение супер-держав и международных СМИ (находящихся под значительным влиянием и контролируемых такими супер-державами) и провозглашается нечестной и безответственной. Они, в свою очередь, отвечают применением санкций и взысканий, как случилось в отношении Венесуэлы, провоцируя резкий спад в экономике, с чем нынче и столкнулась Монголия.
Также как и с Чавесом, это не Чили (с недавно еще цветущей и динамично развивающейся экономикой), не Кот-д'Ивуар, или даже не ее псевдо-сосед, Казахстан.
Лидеры нового Монгольского правительства отличаются от руководства других развивающихся стран или стран региона. Они не погрязли в коррупции, как их предшественники, а именно господин Энхбаяр. Они демократичны, однако же, как и в большинстве других стран Азии, многие идут в политику с целью улучшения собственного финансового положения, а не для того, чтобы служить людям.
Что же касается Демократии, коррупция, несмотря все-таки на ее существование (посмотрите на Индию, например), тем не менее, по характеру самой системы, несколько ограничена и подконтрольна - именно в этом смысле Монголия отличается от Казахстана (который, как и Чили, отличается более высоким развитием экономики), и эта уникальность дорого обходится.
Да, Монголии придется заплатить высокую цену за, например, национализм или коррупцию. Но ее граждане выглядят вполне оптимистичными и готовы платить, несмотря на то, что об этом думают зарубежные страны, или зарубежные инвесторы, или даже иностранные туристы и международное сообщество.
Казахстан гораздо более красив и современен по сравнению с Монголией – но большинство из всего этого - заслуга Китая. В результате китайцы, образно говоря, незаметно поглощают страну. У них есть план действий, и они его придерживаются. Китайцы не развязывают войну, они это делают более изощрённым способом – именно так они и заполучили такие места как, например, Тибет.
В преимущественно мусульманском Казахстане их рабочим приходится в больших группах перед началом работы распевать прославляющие Китай песни - также как в Китае. Китайцы даже подталкивают правительство к принятию законов, ориентированных на Китай. Все это становится возможным благодаря чрезмерной алчности и коррумпированности небольшой кучки людей, находящихся у власти, и этой ситуацией успешно пользуются китайцы.
На самом деле, ситуация не слишком отличается от того, что США сделала с Ираком, или Советский Союз пытался сделать с Афганистаном и т.д., примеров чему можно привести бесчисленное множество.
Китай был бы более чем счастлив помочь Монголии выполнить свои последние обязательства по сделке ОТ 2009 года (в основном, построить инфраструктуру - железнодорожную линию от шахт ОТ и Таван Толгой до существующих сетей для вывоза минералов в существующий и строящийся порт в Тяньцзине (Китай), где Монголии уже выделили землю и присвоили ей статус «зоны свободной торговли». Но новое правительство решило отклонить данное предложение. На этот раз они решили не прельщаться деньгами, охотно предлагаемыми супер-державой. Это новое явление для «развивающейся» нации.
Возможно, существует лучший способ добиться своих целей. Естественно, вы хотите защитить интересы собственной страны и ее граждан, но нельзя забывать и о последствиях, которые могут пагубно отразиться на ее экономике, и том, как на все это посмотрит мировая общественность. Мировая пресса является для развивающихся стран мощным стимулом к приведению собственных интересов в соответствие с интересами супер-держав и их мега-корпораций.
Но, несмотря на какие бы то ни было последствия, Монголия идет своим путем. Она богата минеральными ресурсами, которых хватит еще лет на 50-100, и сейчас она, по существу, заявляет: «Это наша земля, это наши ресурсы, и если вы их хотите, нам придется вместе поработать, чтобы создать справедливое соглашение, которое было бы выгодно для обеих сторон. И если вам это не нравится, нам придется расстаться».
Для Азии это – новый подход, и за него, возможно, придется заплатить очень высокую цену.