Западные буряты - хроники XIX века (часть 4). Русификация.
Основные направления будущих административных преобразований были сформулированы иркутским генерал-губернатором А.П. Игнатьевым в 1887 г. Он обозначил цель коротко и ясно как “обрусение инородцев". А император Александр III на полях проекта Игнатьева написал: “Да! Весьма пора”.
Продолжение, начало: Западные буряты – хроники XIX века (часть 3). Сперанский. Западные буряты - хроники XVIII-XIX века (часть 2) Западные буряты – хроники XVII-XVIII века (часть 1).
Указ Сибирского комитета от 1 ноября 1832 г. освобождал от уплаты ясака “инородцев”, пользующихся правами личного дворянства и их детей. 1 В составе степных дум и инородных управ появляются новые должности- асессоры-помощники тайши, пашенные старосты, доверенные по дорожной части и т.д.
Процесс социального расслоения в бурятском обществе усиливался, особенно это стало заметно после начала развития капиталистических отношений в России во второй половине XIX в. Начало развиваться мануфактурное производство, которое первоначально было ограничено русскими властями. Развивалось хлебопашество, что приводило к сокращению пастбищ и переходу скотоводов к земледелию. Традиционный уклад жизни предбайкальского бурята все более разрушался, как и традиционные формы хозяйствования, причем русская администрация все яснее стремилась проводить целенаправленную русификацию бурят. Инструментами в этом процессе служили навязывание хлебопашества, насильственный перевод из кочевого разряда в оседлый, сперва добровольное, а затем и насильственное крещение. Так в июле 1826 г. Государственный Совет принял предложение, по которому “сибирские инородцы”, приявшие православие, освобождались на три года от платежа податей и налогов. 2
Решительное наступление на верования нерусских народов началось с 30-х гг. XIX в. с принятием т.н. доктрины официальной народности. Проводниками наступления стали православные миссионеры и бурятские тайши, которые в целях проявления лояльности русской власти крестились одними из первых. Обращение в православие кроме того позволяло занимать должности в органах бурятского самоуправления, поскольку при назначении на должность губернские власти отдавали предпочтение крещеным бурятам. Насильственное обращение в православную веру как метод с особой энергией использовал иркутский архиепископ Вениамин, назначенный на эту должность в 1873 г. 1 Православная церковь также в некоторой степени повиляла на бурятское земледелие. Буряты часто одновременно принимали: 1) православную религию; 2)земледельческий (в предпочтение скотоводческому) образ жизни; 3)постоянное жилище (избу) вместо войлочной юрты.2
Иркутские буряты теряли кочевое скотоводство очень быстрыми темпами, что можно связать не только с принуждением русской администрации, но и с природно-климатическими факторами, делавшими земледелие более выгодным способом хозяйствования нежели кочевое скотоводство. Данная прогрессия (либо регрессия, как это интерпретировали многие из бурятских исследователей начала XX в) происходила по монголведу Роберту Рупену в следующем порядке:
- Войлочные юрты круглый год;
- Войлочные юрты летом, деревянные юрты зимой;
- Деревянные юрты круглый год;
- Деревянные юрты летом, русские избы зимой;
- Русские избы круглый год, полная оседлость.3
Буряты и их русские сторонники пытались отстоять традиционный уклад жизни, говоря о том, что данный уклад формировался на территории вокруг Байкала не одну тысячу лет и негоже считать, что кочевое скотоводство является каким-то более отсталым и ущербным способом хозяйствования нежели земледелие.
Ц. Жамцарано писал : “…скотоводческо-кочевой быт до сих пор всеми реформаторами-теоретиками считался за нечто предосудительное, заслуживающее уничтожения, и сообразно такому взгляду был издан ряд законоположений о земельном устройстве северобайкальских (иркутских) и забайкальских инородцев…их результатом будет неминуемое разорение бурят, если законоположения будут приведены в исполнение…”.1
Д. Клеменц утверждал, что “..в России, которая даже не государство а почти часть света, при разнообразии самого населения и условий местности и климата, невозможно вводить одинаковый порядок жизни, одинаковые формы хозяйства”2.
После крестьянской реформы 1861 года возник вопрос о реформировании управления сибирскими инородцами, неоднократно обсуждавшийся в правительственных и губернских кругах. Целью его было распространить на Сибирь положения реформы и полностью подчинить инородцев, в том числе бурят, российским законам. Было предложено провести ревизию Устава по управлению инородцами 1822 г. Подобные предложения раздавались ещё в 40-х и 50-х годах XIX в., так ещё в 1847 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский высказался о необходимости распространения “законов общих” на все население Иркутской губернии. В таком же духе высказывались иркутские генерал-губернаторы Калашников в 1873 г., Фредерикс в 1876 г., генерал-губернатор А.П. Анучин в отчете по управлению краем за 1880-1881 г. резко выступил против Устава Сперанского 1822 г. назвав его “анахронизмом, требующим окончательной отмены”1. На самом деле, ограничение компетенции бурятского самоуправления началось ещё раньше, свою лепту несмотря на в целом позитивное значение, внес в него и Устав 1822 г.
В 80-х годах XIX в. были упразднены степные думы. Вместо них были учреждены более мелкие, и как говорили в русской администрации, более гибкие административные единицы- инородные управы, бывшие ранее промежуточным звеном между степными думами и родовыми управлениями. Вместе с ликвидацией степных дум были упразднены и должности главных тайшей. Главами инородных управ стали волостные старшины.
Основные направления будущих административных преобразований были сформулированы иркутским генерал-губернатором А.П. Игнатьевым в 1887 г. А.П. Игнатьев обозначил цель коротко и ясно как “обрусение инородцев”, а император Александр III на полях проекта Игнатьева написал: “Да! Весьма пора”2.
Именно предложения Игнатьева и министра внутренних дел Горемыкина легли в основу “Временного положения о крестьянских начальниках” от 8 июня 1898 года, явившегося началом полного подчинения бурят общероссийскому законодательству и как следствие, покончившим с бурятским правотворчеством, а последовавшая затем волостная реформа покончила с бурятским управлением и начала массовый перевод кочевых бурят в оседлые.
Согласно новому положению, над инородными управами появились новые должностные лица- крестьянские начальники. Круг деятельности их был очень широк. Им поручался надзор за всеми установлениями “крестьянского и инородческого самоуправления”. Важной обязанностью новых чиновников стал контроль за “нравственным состоянием” сельских жителей. Возросла их роль в судебных делах бурятского населения. Власть крестьянского начальника стала ограничивать и без того небольшую юрисдикцию родового суда. Также крестьянские начальники пользовались административными правами в отношении всех должностных лиц бурятского самоуправления.
Кроме того, по данному положению, крестьянскими начальниками могли стать только русские чиновники из дворян. Это затормаживало ход реформы, поскольку количество чиновников- дворян в губернии было небольшим. В течении некоторого времени стало ясно, что новые чиновники по показателям различных злоупотреблений и хищений превзошли своих предшественников.
Одновременно с вышеуказанным положением было введено положение “О видах на жительство” от 8 июня 1898 г. По нему бурятам были определены места постоянного проживания, при отлучке из которых их обязывали получать паспорта.
Также в конце XIX в. началось массовое переселение “избыточного населения” из Европейской части России в Сибирь. На основе правил для образования переселенческих участков колонизационный фонд состоял из земель, прилегающих к Транссибирской магистрали, и первоначально земли бурятских ведомств в него не входили. Но земли не хватало, и в фонд были включены участки, принадлежавшие бурятам Балаганского ведомства.
Скотоводу само собой, требуется намного больше земли, чем земледельцу. Поэтому земли у них было гораздо больше, и это раздражало губернские власти, которые считали, что необходимо переводить бурят в земледельцы, поскольку будучи скотоводами, они занимают слишком обширную территорию. Более того, губернские власти испытывали постоянный соблазн “потеснить” бурят, дабы выделить освободившиеся земли для переселенцев.
В соответствии с законодательными актами 1896 и 1898 гг. помимо бурят-земледельцев, с русскими крестьянами были уравнены и бурятские скотоводы. Земля изымалась из родоплеменного общинного владения, и передавалась в индивидуальное пользование, кроме того за неё было необходимо уплачивать налог. Несмотря на то, что наделы бурят превышали по размерам наделы русских, этих наделов все равно было недостаточно. Бурятам пришлось сокращать количество домашнего скота и волей-неволей переходить к смешанному земледельческо-скотоводческому хозяйству, причем скотоводство в этом хозяйстве стало приобретать все меньшее значение. Земельная реформа подорвала бурятское хозяйство, но и русскому не дала окрепнуть. Но вскоре царская политика ухудшила и без того чувствительное и деликатное положение дел.
1 История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа-с.151
2 там же.-с.241
1 Рупен Р. Монголы двадцатого века.-с.13
2 там же, - с.15
3 там же, - с.34
1 Рупен Р. Монголы двадцатого века.-с.35
2 там же, с.36
1 История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.-с.224
2 там же.-с.226
Фото: Научная библиотека Иркутского госуниверситета
В сюжете: западные бурятыБурятияУсть - Орда