Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
20 сентября 2014 14681

Бурятский этнос и монгольский мир

Бурятский этнос и монгольский мир

Автор: Шираб Чимитдоржиев

Несколько лет назад доктор исторических наук, профессор Шираб Чимитдоржиев изложил свою точку зрения о необходимости всевозможного сближения российских бурят с другими монгольскими народами ради сохранения бурят-монгольского этноса. АРД предлагает еще раз познакомиться с мнение профессора, яркого представителя старшего поколения бурятской интеллигенции. Мы считаем, что актуальность проблем, описанных Чимитдоржиевым - с годами только возрастает. И, вероятно, профессор предлагает действительно эффективный способ их решения?

Реклама

В силу исторических обстоятельств монгольские народы живут разбросанно в различных регионах мира, в разных странах. Некогда единый монгольский мир расколот, потеряно монгольское единство.

Буряты (бурят-монголы) и калмыки (ойрат-монголы), живущие в пределах Российского государства, и южные монголы (чахары, тумэты, харчины, хорчины, узэмчины и др.) из Внутренней Монголии Китая подверглись сильнейшему влиянию государствообразующих наций (русских и китайцев). Это, безусловно, сказалось негативно на их национальный язык, на их культуру, традиции и обычаи. К сегодняшнему дню эти монгольские народы пришлис известными потерями: часть их подверглась ассимиляции, многие представи-тели нации, мягко говоря, проявляют безразличие к родному языку, к национальным традициям…

Всемирный форум монголов, состоявшийся в 1993 году в Улан-Баторе, явился масштабным событием в жизни монголов мира. Он продемонстрировал их единодушие общими усилиями убрать завалы в отношениях, их стремление совместно возродить национальную культуру, язык, традиции и обычаи, развивать в дальнейшем монгольскую цивилизацию с ориентиром на общечеловеческие ценности. На Всемирном монгольском хурале были определены приоритетные направления сотрудничества монголов в различных сферах, и в области духовной культуры, в возрождении и развитии языка и письменности, и в области науки и технологии, торговли и экономики, и в области возрождения традиционного хозяйства…

Буряты, как один из монгольских народов, выразили готовность развивать всестороннее сотрудничество, и сегодня налицо реальные результаты сотрудничества Бурятии с соседней Монголией в ряде сфер, в области культуры, науки и торговли. Однако на установление активных связей с монголами других регионов сказываются «издержки» прошлых десятилетий, когда связи бурят с ними были сведены к нулю.

К сожалению, современные поколения бурятского народа имеют слабое представление о своих национальных корнях, о прошлой своей единой монгольской цивилизации. Мы далеко отошли от монгольского историко-культурного наследия, являвшегося составной частью центрально-азиатской цивилизации.

Сегодня осталось мало людей, которые гордятся, когда говорим: “Мы — бурят-монголы!». Было время, когдав графе «национальность» писали: «Монгол-бурят» (тайша Селенгинской степной думы Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов), «Я — монгол рода эхиритов» (Элбэк-Доржи Ринчино), «Я — монгол хоринского рода хуацай» (Цыбен Жамцарано).

В ряде летописей, и монгольских, и бурят-монгольских, Прибайкалье (Баргуджин-Тукум), родина бурят-монгольских племен и родов, называется Ара Монгол (Северная Монголия, или Окраинная Монголия). Действительно, исторически эта территория являлась северной окраиной монгольского мира. До прихода русских атаманов, служилых и промысловых людей прибайкальские земли, где обитали бурят-монгольские роды — хори, туматы, баргуты, икиресы, булагаты, входили в орбиту монгольского мира, являлись подданными монгольских ханов.

Нынешные поколения бурят с европейским образованием, изучавшие историю своего народа, своей Республики по трудам, сочиненным в эпоху с тоталитарной идеологией, имеют искаженное представление о монгольской государственности, монгольских племенах, о монгольской цивилизации, о причастности бурят к ней.

Если бы эти люди владели старомонгольской классической письменностью, которая являлась основой бурятского литературного (письменного) языка в течение нескольких столетий до 1931 года, и были знакомы с источниками на этой письменности, заговорили бы по-иному, с огромным уважением и гордостью говорили «Мы — бурят-монголы!».

Сегодня перед нами стоит задача — приобщить бурятское население к древней центрально-азиатской цивилизации, прежде всего к родственной бурятам монгольской культуре; возродить традиции, основанные на гуманистических принципах буддийской религиозно-философской системы; возродить духовное наследие бурят-монголов. Духовные традиции нашего народа — это не только религиозные верования и обычаи, это и компоненты восточной культуры, восточного образования, научных знаний, это художественно-литературное творчество, основанное на лучших образцах восточной классики.

Решению этой почетной и весьма непростой задачи прежде всего должно способствовать все более расширяющееся сотрудничество с соседним государством Монголия. Во-вторых, активизация связей с другими монгольским народами; в-третьих, установление регулярных связей с народами Центральной и Восточной Азии.

Следовательно, буряты как бурят-монгольский этнос сохранятся в том случае, если связи их с монгольскими народами и их азиатскими соседями примут активнейший характер во всех сферах жизнедеятельности. Ради сохранения этноса мы обязаны идти на всестороннее, всевозможное сближение с ними, прежде всего с соседней Монголией.

Так как проблема национального языка бурят крайне обострилась, хотелось бы обратить на нее особое внимание. Истина состоит в том, что судьба бурятского этноса во многом зависит от того, сумеем ли сохранить национальный язык, сумеем ли убедить молодежь уважительно и бережно относится к материнскому языку. Истина состоит в том, что сохранение бурят-монгольского этноса неразрывно связано с сохранением национального языка. Ни для кого не секрет, что у нас сегодня и кризис этноса, и кризис языка.

В связи с такой постановкой вопроса напомню решение культурно-национального совещания 1926 г., проходившего в столице Бурят-Монгольской АССР с участием представителей Монгольской Народной Республики. В нем говорилось: «Без реализации родного языка и его письменности не будет ни возрождения бурят-монголов как этнической единицы, ни развития нацио-нальной культуры… Отрыв языковой культуры бурят-монгольского народа от остальных монгольских племен путем создания какой-либо самостоятельной бурят-монгольской письменности считать совершенно недопустимым».

Профессора Базар Барадин и Гомбожаб Цыбиков были за сохранение классического старомонгольского языка в качестве письменного (литературного) языка в Бурят-Монголии. С ними был солидарен тогдашний признанный лидер нации, секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) Михей Ербанов, заявивший следующее: “При разрешении алфавитного вопроса нужно исходить, во-первых, из строгого учета реальной действительности в отношении не только одной Бурятии или Внешней Монголии, но и всего монгольского Востока, взятого вместе, а, с другой — преследовать цель не разъединения, а сближения отдельных монгольских племен и создания единого культурного фронта».

В 20-х годах велась большая работа по созданию учебной и художественной литературы на старомонгольской письменности, на ней издавались газеты и журналы, велось делопроизводство.

Доктор исторических наук, монголовед, профессор Шираб Чимитдоржиев. Фото old.minkultrb.ru.

Однако тоталитарный режим, господствовавший в СССР, не мог спокойно чувствовать, пока в БМАССР действовал старомонгольский язык, причисленный им к атрибутам панмонголизма. В ходе шумной кампании по разоблачению т.н. панмонголистов была решена судьба этого языка. В 1931 году волевым решением сверху старомонгольская письменность была заменена латиницей, через пять лет сакающий бурятский язык был переведен на хоринский диалект, а в 1939 году латиница была заменена кириллицей.

В результате этих «революционных» реформ бурятский литературный язык приобрел тот вид, который он имеет и сейчас. К великому сожалению, этот язык, насажденный сверху, без учета мнений носителей различных диалектов, не стал объединяющим фактором нации, к тому же явился одной из причин ослабления связей с монгольским миром.

Уменьшению роли национального языка в бурятском обществе способствовала политика центра, насаждавшего повсеместно русский язык. Сверху была спущена «гениальная» концепция: культуры сближаются, народы сливаются, появилась новая общность людей — советский народ. Руководствуясь этой псевдонаучной теорией, парткомы стали ограничивать сферы применения бурятского языка. Следствием такой политики явилось то, что в 70-х годах в течение более десяти лет не велось преподавание на родном языке в бурятских школах. Результаты такой удушающей национальной политики мы сегодня и расхлебываем.

Появились целые поколения т.н. русскоязычных бурят. Сегодня имеем минимум два поколения бурят, не проявляющих желания говорить на родном языке. Это т.н. ”немые” буряты. Печально то, что эти люди не хотят признавать свою ущербность, не стремятся приблизиться к родным корням, к материнской речи. Словом, буряты переживают языковую трагедию.

Нет у бурят, кроме Бурятии, другой родины, готовой встать на защиту нашего народа, его прав, его интересов. Бурят-Монгольская Республика создавалась ради защиты бурят-монгольского этноса, ради сохранения и приумножения этого древнего монгольского этноса, коренного народа Прибайкалья.

Этот титульный, государствообразующий народ, его государственность переживают трудные времена. Вспомним 1937 год, когда единая Бурят-Монголия была расчленена на пять частей. В результате был приостановлен процесс консолидации нации, приостановлено формирование единой национальной вльтуры, единой письменности, литературного языка. Буряты, оказавшиеся вне БМАССР, были лишены возможности участвовать в общенациональной жизни.

Вспомним 1958 год, когда за спиной народа ликвидировали традиционное название Республики «Бурят-Монголия», название народа «бурят-монголы».

Народ, который к моменту образования Бурят-Монгольской АССР в 1923 году, составлял большинство в Республике (55,8 %), сегодня оказался национальным меньшинством (27,8 %, по данным переписи 2002 г.). Буряты потеряли многие традиции, выработанные предками в прошлом, и в области духовной культуры, и в области хозяйствования…

Считаем, что наши проблемы не приняли бы столь болезненного характера, если бы мы регулярно общались с Монголией, с монгольским миром и опирались на их помощь и поддержку. Нам надо понять, что если мы пойдем вместе с другими монгольскими народами, то мы, буряты, сохранимся как бурят-монгольский этнос. Необходимо расширять, углублять в первую очередь культурно-этнические, языковые связи, активно сотрудничать в научной области.

Мы, буряты, живем в многонациональной республике. Рядом с нами живут и трудятся эвенки, русские, татары, немцы, поляки, корейцы, евреи, представители кавказских этносов… Совместная жизнь была не безоблачной. Были мирные, добрые отношения. Были обиды, притеснения. Об этом свидетельствует историческая поездка делегации хори-бурят в Москву к Сагаан-хану – Петру Первому в 1702-1703 гг. с жалобой на притеснения со стороны местной царской администрации, атаманов и воевод и крестьян-переселенцев.

Решая свои национальные проблемы, в том числе вопросы сотрудничества с монгольским миром, бурятская общественность обязана учитывать также интересы народов, проживающих в республике. Мы обязаны руководствоваться девизом: Уважая традиции и обычаи других, приумножать и возрождать традиции и обычаи своего народа.

2006 г.

old.minkultrb.ru

Героический марш Бурят-Монгольской АССР композитора Рейнгольда Глиэра:



Справка

Чимитдоржиев Шираб-Жалсан Бодиевич (р. 22 августа 1927 г. в селе Кижинга Хоринского аймака Бурят-Монгольской автономной области) — российский историк-востоковед (монголовед), доктор исторических наук, профессор. Академик Петровской Международной Академии кочевых цивилизаций. Почетный доктор Академии наук Монголии. Почетный член Международной ассоциации монголоведов. Заслуженный деятель науки РФ и РБ им. П. Р. Атутова. Кавалер Ордена Дружбы, Ордена «Чинис-хааны Алдрон одон». Историк-востоковед (монголовед), специалист в области истории Монголии, Бурят-Монголии, истории международных отношений в Центральной Азии. Автор таких монографий, как «Взаимоотношения Монголии и Средней Азии в (XVII—XVIII вв.)», «Взаимоотношения Монголии и России» (XVII—XVIII вв.), «Россия и Монголия», «Русские, монгольские и бурятские летописи о средневековых монголах», «Сотрудничество СССР и МНР в области науки и культуры», «Антиманчжурская освободительная борьба монгольского народа», «Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII—XVIII вв». «Монголия в эпоху средневековья и новое время», «Российские монголоведы», «Академик Бимбын Ринчен». Издал ряд работ по истории и культуре Бурят-Монголии: «Бурят-монголы история и современность», «Кто мы Бурят-монголы? Раздумья монголоведа», «Хождение хори-бурят к Сагаан-хану», «Была ли цивилизвция у бурят?», «Бурятский этнос: трудный путь истории», «Буртские летописи», «Выдающиеся Бурятские деятели (1-8 выпусков)». Изданы им книги на бурятском языке: «Монгол орон», «Сагаалган», «Сургаалай угэнууд», «Минии Буряад-Монгол». Участник 2-9 Международных конгрессов монголоведов, конференций в Улан-Баторе, Кобдо, Улан-гоме, Саппоро, Варне, Осаке.

Фото: Бурят-монголы - во Внутренней Монголии (КНР). Живопись, фото caanet.org.cn

В сюжете: бурят-монголыБурят-Монголиямонгольский мирмонгольские народыКалмыкия

Похожие материалы

1 июля 1269

Бату Хасиков: международный буддийский форум масштабирует туристический бренд Калмыкии

Глава республики о том, что помогает степному региону становиться одним из центров туризма в России, почему в Калмыкию гости едут за восстановлением энергетики, как регион решает проблемы инфраструктуры и обеспечения жителей качественной питьевой водой.

16 мая 1120

Возобновление прямого авиасообщения обсудил в Непале глава Калмыкии

Бату Хасиков на встрече с премьер-министром Непала господином Кхадга Прасад Шарма Оли обсудил ключевые направления двустороннего взаимодействия.

8 апреля 2303

Калмыцкие врачи провели более сотни приемов в Мьянме. ВИДЕО

По поручению главы Калмыкии Бату Хасикова из республики в Мьянму, где произошло несколько сильных землетрясений, отправились опытные хирурги и травматологи.

4 апреля 2180

Nomad Horizons: Музыкальное путешествие от Байкала до Каспия

Погрузитесь в магию этнических ритмов, где встречаются культуры Бурятии и Калмыкии! Зрителей ждёт уникальное путешествие через бескрайние степи, сакральные напевы и мелодии.

Первая полоса

8 апреля 26889

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня 4

Пятикратное восстановление леса, экологическая экспертиза и канализация в прибрежных деревнях: совершенствование закона о Байкале

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила ко второму чтению в Государственной Думе поправки в две статьи законов «Об охране озера Байкал» и «Об экологической экспертизе».

Сегодня 25

Оренбургский пуховый платок с портретом Чингисхана: от России - Монголии

Необычный подарок – портрет Чингисхана, вывязанный на оренбургском пуховом платке, –  привез из России в Улан-Батор руководитель Оренбургского областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев.

Реклама
Сегодня 29

Глава Тувы объявил об учреждении нового праздника – Дня многодетных семей

Он будет отмечаться ежегодно в третью субботу сентября. В этом году дата выпадает на 20 сентября.

Сегодня 35

В Монголии прошел фестиваль "Монголы в национальном костюме-2025"

Фестиваль был организован в преддверии национального праздника "Наадам".

Реклама

Популярное

  • 2 июля 4022

    День ветеранов боевых действий ввели в Туве

  • 2 июля 3637

    Кредитный рейтинг Монголии повышен

  • 2 июля 3617

    В Калмыкию для поклонения планируется привезти священную реликвию – мощи Будды Шакьямуни

  • 2 июля 3611

    Более 50 мероприятий войдут в программу III Международного буддийского форума в Калмыкии

  • 2 июля 3584

    Дмитрий Дылыков стал «Передовым работником культуры Монголии»

  • 3 июля 3367

    В Улан-Удэ прошел первый музыкально-литературный фестиваль «Культура Победы Бурятии»

  • 3 июля 3267

    Одобрен проект строительства новых кольцевых дорог в столице Монголии

  • 2 июля 3246

    Г.Занданшатар: Монголия придает большое значение созданию стабильной и надёжной внешней среды

Сегодня 49

Япония поделится с Монголией опытом предотвращения стихийных бедствий

Глава Национального агентства по чрезвычайным ситуациям Монголии, генерал-майор Гомбожавын Ариунбуян принял представителей Японского "Фонда Сабо Фронтиер" и Университета Цукуба.

Сегодня 201

Монгольский экономический форум 2025 года проходит под девизом "Вместе ради завтрашнего дня"

В этом году на форуме будут рассмотрены такие темы, как городское планирование, городская экономика, привлечение международных инвестиций, новые возможности и риски, критически важные минералы и цепочки поставок.

Сегодня 220

На малой родине XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржи Этигэлова модернизируют библиотеку по нацпроекту

На ремонт и оснащение библиотеки было выделено 8 млн рублей из федерального и республиканского бюджетов.

Сегодня 358

В Туве в тестовом режиме запустили чат-бот для сообщений о правонарушениях

Основной целью разработки является профилактика правонарушений на дорогах, в сфере розничной торговли алкогольной продукцией и обеспечение безопасности несовершеннолетних.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 366

За первую половину 2025 года внешнеторговый оборот Монголии сократился на 8,7%

За отчетный период зарегистрировано положительное сальдо торгового баланса: экспорт превысил импорт на 1 млрд долларов.

Сегодня 384

Национальная библиотека приглашает открыть тайны бурятской живописи, старомонгольского письма и японской живописи тушью

В рамках проекта «Лето в библиотеке» студия буряад-монгольской каллиграфии «Титэм-арт» проведет увлекательные и медитативные мастер-классы по освоению бурятской традиционной живописи, старомонгольского письма и японской живописи тушью.

Самое важное

10 октября 2024 29693

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 29847

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 29610

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 30656

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок