Россия и Монголия – в рамках евразийской идеи объединения
Напоминаем: точка зрения автора не всегда может совпадать с мнением редакции. Но каждый дискуссионный вопрос имеет право на обсуждение. Автор АРД Марат Шахманов предлагает свою - вероятно, достаточно европоцентристскую, на взгляд некоторых - точку зрения на возможное объединение геополитических интересов России и Монголии:
Уже давно обсуждается возможность интеграции России и Монголии в рамках Евразийского союза, в связи с этим имеется смысл рассмотреть и оценить данную ситуацию с различных точек зрения. Насколько реальны планы по интеграции Монголии и России в рамках Евразийского союза?
Исходя из договоренностей между Россией и Монголией, а в частности, опираясь на предварительное соглашение, подписанное в 2012 году бывшим президентом России Дмитрием Медведевым и монгольским президентом Цахиагийном Элбэгдоржем, можно дать определённую оценку развивающимся российско-монгольским отношениям.
Что могла бы выиграть Россия за счёт более тесного сближения с Монголией? Вопрос дискуссионный и относится к сфере геополитических и экономических ценностей и стратегии. Является ли евразийская активность России – стремлением создать новую Империю на принципах добровольного взаимовыгодного сотрудничества, причём в двух географических направлениях – на Запад и одновременно на Восток?
Следует понимать, что при осуществлении Евразийского проекта, Монголия вслед за другими странами Союза, должна экономически дополнять ЕАЭС и предлагать реальные перспективы развития с последующей реализацией их на практике. Наверняка, формы такового объединения должны ещё прорабатываться, должен идти поиск оптимальных форм интеграции на различных уровнях, специалисты обязаны просчитывать все выгодные стороны данного «проекта», а также всевозможные риски.
В контексте наступающих эпохальных событий в истории человечества, стоит обратить внимание на все формы угроз, представляющие опасность для Российской цивилизации.
Рассматривая объективные реалии, складывающиеся в сфере миграционной политики и проблемы, связанные с «трудовой экспансией» из Китая, территориально-демографические риски для России остаются актуальными. Однако совершенно ясно, что российско-монгольский взаимный интерес друг к другу не относится к ряду тех опасностей, которые гипотетически грозят России, в данном случае не со стороны Европы и Америки, а со стороны азиатских государств.
В ходе рассмотрения различных аспектов исторической парадигмы, стоит обратить внимание и на совершенно иную грань той реальности, которая заключает в себе опасности историко-эсхаталогического характера, затронутые в своё время великим русским философом Владимиром Соловьёвым. Опять-таки с современной Монголией и российско-монгольскими отношениями они никак не связаны. Но сила имени, исторические символы имеют заметное присутствие в данной тематике, и обойти их стороной невозможно, как и нельзя не затронуть основные вехи монгольской и русской истории в их общей судьбе.
Эпизод, описывающий становление мощнейшей азиатской захватнической империи в философском сочинении В. Соловьёва «Краткая повесть об антихристе и конце мировой истории», а также в его стихотворении «Панмонголизм», знаменует пробуждение «предапокалиптических» сил, предшествующих централизации всего мира в руках персонифицированного зла в образе князя мира сего.
Именно Соловьёв ввёл в употребление термин «панмонголизм» для обозначения азиатской угрозы для европейского мира и России. Под общим именем «монголов» у Соловьёва выступает весь азиатский мир и, прежде всего, Китай, где воцарилась японская аристократия и правитель нового варварского мира богдыхан, возглавляющий борьбу против «белых европейцев».
После ряда успешных военных действий, четырёхмиллионная азиатская орда захватывает основные транспортные пути регионов России и прорывается в Европу. Под их напором и в результате помощи Франции, сокрушена Германия, а позже и сама Франция достаётся в качестве добычи богдыхану. Спустя полвека азиатского правления, в странах Европы начинается процесс Реконкисты.
В своём стихотворении поэт и философ указывает на то, что Россия не восприняла уроков из Византийской истории, и совершает похожие ошибки, подводящие империю к роковой черте. Он пишет:
Когда в растленной Византии
Остыл божественный алтарь
И отреклися от Мессии
Иерей и князь, народ и царь,–
Тогда он поднял от Востока
Народ безвестный и чужой,
И под орудьем тяжким рока
Во прах склонился Рим второй.
Он видит главную угрозу не столько в агрессии внешних сил, сколько в нравственном состоянии российского общества, в его следовании во всём нормам европоцентризма и либерализма. Неслучайно, он обращается к этой грозной силе в конце времён, называя её «Орудий божьей кары». Соловьёв предупреждает и о тех, кто пытается в пустых восхвалениях усыпить бдительность России, нежелающей в то же самое время учиться у истории.
Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты – третий Рим, ты – третий Рим.
Очищение от пут старого мира он видит в надвигающейся угрозе с Востока, видя в ней волю провидения.
Панмонголизм! Хоть слово дико,
Но мне ласкает слух оно…
Эти строки берёт эпиграфом к своему знаменитому стихотворению «Скифы» Александр Блок. В «Скифах» он бросает Западному миру открытый вызов и напоминает, что именно Россия веками сдерживала натиск азиатских орд, испокон веков стремившихся в Европу ради её порабощения. Но, в конце концов, и Россия перестанет жертвовать собой ради спасения европейских братьев и не станет вмешиваться в грядущую мировую бойню Востока и Запада.
В подобных рассуждениях двух авторов прослеживается историческая судьба России, игравшей роль живого щита европейского мира. В упрёках, запечатлённых в поэтических строках, чувствуется разочарование неблагодарной, недружественной политикой западных государств по отношению к России.
Вследствие этого Россия делает исторический выбор в сторону евразийства, отказываясь от европоцентризма и тем паче от космополитического американизма, уже в наше время.
Таким образом, настоящий выбор трансформируется в указывающие путь, вехи будущего, время и события корректируются в условиях подлинного выбора той идеи, которая должна уравновесить исторические смыслы в судьбе России.
Российская Федерация открывает двери всем народам, окружающим её, входящим в её метакультурную реальность.
И в этом отношении Монголия является далеко не чужеродным сегментом в ней, а одной из самых близких России стран на протяжении последних лет. Единственной страной в мире, признавшей Монголию независимым государством, был Советский Союз. Уже тогда, в сороковых годах двадцатого века, монгольская письменность была переведена на кириллицу, что ставило Монголию в один культурный ряд с народами СССР и РСФСР.
Исторические связи России и Монголии обращают нас в эпоху раннего средневековья. Первые контакты славяно-русских и протомонгольских племён отмечаются на стыке 6 и 7 веков. К уархонскому (аварскому) союзу племён, продвигавшемуся из Центральной Азии через Северный Кавказ в Европу, на раннем этапе примыкает сяньбийская жужаньская знать.
Именно протомонголы-сяньбийцы – выходцы из Жужаньского каганата – играют одну из основных ролей в захватнических походах авар. Столкновения с антами, дулебами и другими славянскими племенами отмечены в истории, как столкновение европейских славянских племён с азиатами монгольского типа.
Однако большинство авар были европеидами восточно-иранского и сино-кавказского* происхождения. Отдельным звеном в этом союзе выступали булгары. В этот период отмечены совместные походы русов и авар, а один из таких походов известен, как поход на Царьград (29 июля — 7 августа 626 года). Дальнейшая численность протомонгольской знатной прослойки в каганате снижается на фоне роста полиэтнического населения государства.
Спустя столетия в Центральной Азии происходят заметные перемены. На арену выходит молодой сильный род шивэй, одно из имён которого звучит как «мэнгу» или «шивэй монгу». С X века имя народа обретает его законченную форму – монгол, шивэй при этом отпадает.
В 12 веке отмечается стремление централизовать все монгольские племена в одно государство, но внутренние конфликты между объединёнными племенами Хамаг Монгол и монгольским же племенем татар, а также их союзниками, затягивают этот процесс на более длительный период. В этой войне был убит отец будущего великого хана Есугэй-багатур. Но время объединения монголов неотвратимо приближалось.
Монгольские историки придерживаются мнения, что авары Аварского каганата это НИРУН МОНГОЛЧЮЮД («Nirun Avarčuud» – «Нирун-Авары»), это так называемые "светлые или чистые монголы", к числу которых принадлежал и род Чингисхана – "борджигиин" (сероглазые). Это монгольская родовая элита, рождённая, согласно национальному мифу, от мифического сивого волка – Бортэчино (Бэртэчинхан).
Учёные полагают, что нируны изначально немонгольский народ, перешедший со временем на монгольский язык. Они склонны видеть в них тохаров. Сами нируны считали себя чистокровными монголами, рождённые небом, что есть избранные, высшие.
Если обратиться к истории избрания Темучина "Чингисханом", то существуют такие строки:
"Почему Темуджин? Да, там все нируны собрались и провозгласили его". Поэтому Чингисхану дважды пришлось переизбираться, чтобы утвердиться не только среди нирунов, но и хамаг-монголов.
Итак, с приходом Темучина-Чингисхана начинается современная история монголов. История, тесно связанная с древней Русью и с Россией. Основными её вехами является вторжение монголов в Причерноморскую степь, битва на реке Калка, где монгольское войско победило объединённые русско-половецкие войска и открыло себе дорогу для дальнейшего продвижения на Запад.
Вторжение монгольских войск на земли русских княжеств длится с 1237 по 1240 гг., что предопределило наступление эпохи т.н. ига, заключавшегося в даннической и политической зависимости русских князей от татаро-монгольских ханов.
Хотя нельзя забывать, что в основном все предприятия Чингисхана, внутриполитическая жизнь империи связана с Внутренней Монголией. В самом монгольском языке тоже есть этот термин – "внутренняя Монголия" и "внутренний монгол". Есть и языковые отличия между ними. Однако монголы связаны общей историей, к объединению монгольских племён, к общему мировоззрению стремился сам Тэмучжин.
При Иване III происходит объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. В 1476 году царь Иван Васильевич отказывается платить дань Орде. В 1480 хан Большой Орды Ахмат совершает неудачный поход на Русь, после чего власть ордынцев была свергнута окончательно, а предваряло этому событие, вошедшее в учебнике под названием «Стояние на Угре». С этих пор влияние потомков Монгольской империи на российские земли сходит на нет, сила же и величие России во всём мире растут.
Поздние активные связи России и Монголии приходятся на период двадцатого столетия. В 1911 году в Монголии, при поддержке Российской империи, произошла Национальная Революция. Двухвековая зависимость Халхи от многонациональной империи Цин, чья династия правила Монголией и соседним Китаем, была прекращена.
В 1924 году уже благодаря поддержке Советского Союза была провозглашенная Монгольская Народная республика. В дальнейшем, в период с 1939 по 1945 г.г. знаменуется совместными советско-монгольскими военными предприятиями, в ходе которых в битве на Халкин-Голе была отражена японская агрессия. Монгольские боевые подразделения принимали активное участие в разгроме японской Квантунской армии в 1945 году.
В августе 1945 года советско-монгольские войска проводят наступательную операцию во Внутренней Монголии. Вскоре СССР добивается признания Монголии независимым государством.
В 1962 году на территории Монголии базируются советские военные базы. Эпохой в монгольской истории считается правление национального лидера Юмжайгина Цэдэнбала. При нём в народные массы внедряются бесплатное образование, бесплатная медицина, устанавливаются социальные гарантии для граждан. Советско-монгольские отношения переживают лучшие времена.
Территориальная площадь Монголии составляет 1 564 116 км². Население более трёх миллионов человек. Вероисповедание – буддизм. В России проживают родственные монголам народы, такие как калмыки и буряты.
Однако гипотетическое на сегодняшний день вхождение Монголии в Евразийский экономический союз вызывает ещё множество вопросов. Не так однозначно всё и на политическом поле страны, где существуют различные партии и политические группировки. Общая атмосфера отношения к России в Монголии позитивная, но всегда найдутся противники евразийской идеи.
Какие плюсы и минусы рассматриваются в связи с возможной интеграцией с Монголией?
Президент Монголии Ц.Элбэгдорж принимает Владимира Путина в Улаанбаатаре в сентябре прошлого года. Фото rg.ru
Несмотря на устойчивую дотационность монгольской экономики в прежние времена, советское руководство продолжало поддерживать Монголию и в этом, безусловно, есть свой важный исторический смысл. Сегодня ситуация меняется в плане развития экономического потенциала Монголии.
Содружество с Монголией имеет не только геополитический и территориальный интерес для России и других стран ЕАЭС, но и свои положительные практические стороны в области сельского хозяйства, животноводства, туризма, в освоении и добыче полезных ископаемых, коими богата монгольская земля.
Товарооборот между Россией и Монголией на 2013 год составил 1,2 миллиарда долларов США. В 2015 году планируется увеличить товарооборот до 3 млрд. долларов. Российская нефтяная компания «Роснефть» на 92% процента обеспечивает нефтяные, бензиновые и дизельные потребности Монголии. Успешно действует проект совместного российско-монгольского предприятия «Монголросцветмет», которое производит 180 тысяч тонн флюорита в концентрате и 1,5 тонны золота в год.
Между РФ и Монголией действует безвизовый режим. 27 ноября 2013 года был подписан Протокол XVII заседания Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В последнее время, в связи с падением цен на нефть и сокращением поставок нефтепродуктов, машин и оборудования снизился товарооборот между РФ и МДР. «По официальным данным, в 2013 году российско-монгольский товарооборот сократился на 15,5%, до $1,6 млрд, а в первом полугодии текущего — на 13,1%.»
Определённо ясно, что президент страны В.Путин и правительство РФ намерено укреплять позиции на Дальнем Востоке и не только в его российском сегменте. С этим связан и перевод отдельных госкомпаний в этот регион и теоретические планы в отношении интеграции с Монголией, и стремление России играть более активную роль на Корейском полуострове.
Сегодня такие страны, как Южная Корея пытаются оказывать влияние на Монголию. В этом просматриваются лидерские амбиции Сеула в регионе.
Несомненно, в стремлении теснее сблизиться с Монголией проявляется и геополитический интерес России – создать прочный пророссийский полюс в глубине Центральной Азии, способный естественным образом сдерживать этно-территориальную активность Китая (не в ущерб межгосударственным отношениям), а также политическое и технологическое влияние Японии и Южной Кореи. Однако надо учитывать ещё и проблему Внутренней Монголии, входящей в состав Китая, а это довольно непростая проблема, которая естественным образом касается и самой Монголии.
Новости о стремлении принять в свой состав новые субъекты возникали и прежде во времена Советского Союза, так чуть ли не шестнадцатыми союзными республиками считались Болгария и Афганистан. Были намерения у советского руководства включить в семью советских народов и Монголию. Но сегодня такая задача кажется экскурсом в прошлое, так как озвученная и принятая руководством России и ряда других стран идея Евразийского союза является наиболее эффективной формой объединения государств-союзников на Евразийском континенте.
Однако вопросы подобного уровня при любых раскладах и преимуществах находятся в компетенции руководств государств и самих народов, чьё мнение, как показал недавний Крымский Референдум, имеет первостепенную важность.
Справка
Об авторе: Шахманов Марат - 39 лет, г. Москва. По образованию - юрист, филолог, инструктор по боевым единоборствам. Творческие направления - поэзия, проза, публицистика. Интересы: история, этнология. Владеет испанским, немецким, аварским языками.