Минкульт Бурятии делает плевок против ветра
Людям внушают, что исконно бурятское и монгольское - это отсталое и прогнившее наследие наших предков-неудачников. Нужна переориентация ценностей.
В продолжение темы про коллаборационистскую бурятскую бюрократию нужно отметить очень важную для народа функциональную единицу в правительстве республики - его социальный блок. В этом отдельном направлении государственной деятельности сосредоточены два самых важных инструментария для развития народа: министерство культуры и министерство образования.
Сегодня мы реально наблюдаем, как вдруг падает экономика страны, а международное сообщество, ужаснувшись от культурных последствий распространения постмодернистских "ценностей" (хиппи, панки, гей-парады и т.д.), наконец-то, поворачивается к своим исконным традициям. В этих условиях для нас, бурят, как капля дождя после засухи, становится необходимым возрождение своей культуры и языка.
Живя в Улан-Удэ уже несколько лет, я заметил, что Бурятия за счёт бюджета проводит достаточно крупные в затратном плане фестивали. Среди них ежегодный летний фестиваль “Голос кочевников”. На это мероприятие я ходил два года подряд только потому, что хотел услышать голоса кочевников. И оба раза, долго ожидая услышать любимый звук моринхура и хоомея, разочарованно возвращался домой.
К сожалению, организаторы мероприятия, по-видимому, посчитав кочевниками любых путешествующих артистов, приглашали в республику почему-то в основном неизвестных певцов и музыкантов в западных жанрах "нью эйдж", этно-рок и этно-поп. Я услышал коллективы из Ямайки, Африки, Польши, Москвы, Питера, Финляндии и т.д.. И только в конце мероприятия, наконец-то, увидел известного бурятского исполнителя морин-хуриста Виктора Жалсанова, а монголов, казахов, тувинцев и других представителей культуры кочевников я даже не заметил.
После этого "действа" я понял, почему легендарный театр “Байкал”, действительно любимый всем народом, находится у власти в роли нелюбимой падчерицы. Падчерица, да ещё и нелюбимая, - это, согласитесь, и грустно, и жалко, и больно, и тоскливо. И в таком положении находится вся наша бурятская культура!
Министерство культуры Бурятии, на мой взгляд, ведёт целенаправленную масштабную пропаганду всякого рода аберраций в области культуры. Людям внушают, что исконно бурятское и монгольское - это отсталое и прогнившее наследие наших предков-неудачников. Соответственно, носители монгольской культуры внимания не заслуживают.
На самом деле, такое поведение министерства культуры Бурятии является плевком против ветра. Ему нужно этот ветер направлять, так сказать, сменить ориентацию в культурном пространстве, а не плеваться. Как-то в разговоре с одним из чиновников от культуры он сказал мне, что "у бурят нет культуры". Мол, вся наша культура берёт начало от Намжила Нимбуева, а сейчас она находится в закономерном упадке.
На самом деле процесс упадка для общества - это не естественный, природный процесс. В обществе же не бывает ничего естественного. Общество - это сама по себе противоестественная структура, в которой не работают законы природные, а работают законы надприродные. У всякого общественного процесса есть хозяин, есть тот, кто его политически ведет. В данном случае мы имеем дело с враждебной нашей культуре человеческой волей. Просто мяч сейчас не на нашей стороне поля, но надо постараться его отобрать...
Безусловно, кочевая культура в большинстве своём воспитывает мужские ценности - это риск, склонность к путешествиям, отрыву от дома, жертвенность и героическая авантюра. А западная либеральная культура открывает дорогу господству женщин с возвеличиванием женских ценностей. У женщин на первом месте воспроизводство жизни, домашний очаг и комфорт. Женщина в первую очередь - организатор семьи, где заложена установка на постоянство и безопасность. Это ярко выражено в ритуале “пропускания вперёд”: в западной культуре всегда пропускают вперёд женщин, в восточной - мужчина всегда идёт впереди.
В мировой истории практически не было примеров, особенно на востоке, когда женщины были пассионариями, которые двигали историю. Потому, что у женской природы нет стремления к дороге, к риску. Переизбыток мужского начала в духовном развитии ведёт одновременно и к избытку интеллекта, и к избытку физической воли.
В частности, у нас были такие примеры, как взрыв пассионарности у монголов во времена Чингисхаана. Они были продвинуты в интеллектуальном плане хотя бы потому, что переняли достижения завоёванных ими культур при строительстве своей империи. На 200 лет они создали беспрецедентный пример евразийской империи именно за счёт доминанты героического мужского типа, который связан с кочевой культурой, кочевьем.
Бурятское общество сегодня требует рывка в развитии, активно ищет пассионариев ума и тела, которые смогут вытащить народ из всем надоевшего человеческого болота. В этом стремлении культура играет первостепенную роль. А у нас министерство культуры взяло курс подавления собственной культуры...