Монгольские уроки в Китае. Часть 4.
Специальный корреспондент АРД Нордоп Дашиев продолжает рассказ о креативных бурятах-коммерсантах из Нантуна и Хайлара, еде в 5 утра, вкусах Мао и Далай-ламы и сверхвозможностях человека…
Продолжение. Части первая, вторая, третья.
Откровенно говоря, глядя на здешние пейзажи, солнце и людей, язык не поворачивается назвать АРВМ северным краем. Между тем, для Китая это так. Если в «обмороженной» и беззаботной туристической Маньчжурии общепит начинает работать с 7 часов, то в Хайларе и Нантуне, которые расположены двумястами км южнее, кафе открываются уже в 5 утра и трудового народу там всегда предостаточно.
Эти два утренних часа разнят названные города по сложившимся темпераменту и характеру. Местные подкалывают маньчжурцев по поводу их лени и любви поспать. Есть даже версия, что приезжие ханьцы отнюдь не ранние пташки, как принято считать, а научились засветло вставать не иначе, как у монголов, которые всегда доили коров в 4-5 утра, затем варили нехитрую еду и обычно с восходом солнца начинали рабочий день.
Поскольку в этих местах знают толк и в труде, и, соответственно, в пище, в том же Хайларе есть небольшое заведение, куда заглядывают на огонек и буузы уже несколько поколений бурят. Но главной фишкой является то, что здесь бывали, ни много-ни мало, сам «Великий кормчий» Мао Дзэдун и ныне здравствующий Его Святейшество Далай- лама ХIV.
Очевидно, что сильных мира сего часто отличает на вершине их бытия банальное стремление к простоте: будь то обыкновенное общение, будничная одежда или привычная человеческая снедь. Хозяйку здешнего в общем-то заурядного кафе зовут Хандажап и она с удовольствием говорила по-русски, с воодушевлением показывая дорогие не только для ее семьи исторические фотографии. Работницы Мунгэн Чулуу и Батбаярай Туяа также с понятным пиететом отзывались о незабываемом визите партийного и духовного лидеров.
В семнадцать лет вышла замуж за черного большого Бухэ, с которым подняла четверых детей, внуков, правнуков. И вот уже на ее жизненном горизонте показался 100-летний даван (перевал). На его пороге и ее 87-летняя сестра Сэмжид. Кстати, в свои 89 лет написала песню «Уулэн боро», ставшая по этому поводу очень популярной и почтенная Мэндэ Тогтох. Еще она прославилась тем, что умудрялась в свое время вручную за пару часов получать надои от 22 коров.
Из мужчин-потомков эмиграции начала ХХ века, также достигших высокого возраста сегодня за 90 лет исполнилось, например, тем же Сэдэбэй Батомунко, Намжилай Намсарай, Намсарайн Сагаан. В общем, нужно отметить, что средняя бурятская продолжительность жизни в АРВМ весьма убедительная. Возможно, одна из причин этого кроется в том, что люди здесь рано встают и, соответственно, более активны и постоянно двигаются. И уже перешагнувшими столетний рубеж стали такие долгожители-счастливчики, как Ленхобын Дылык, Дармын Нима и зафиксированные в обиходе на винтажный манер Шуулэнгын Давагай хугшэн (бабушка), Санжаагай хугшэн и Сэвэнэй Митэвэй эжы (мать). Нужно непременно иметь в виду, что сей факт зиждется в пропорции на семитысячное бурятское население.
Но, тем не менее, вернемся в излюбленный бабушкой Дулмой торговый комплекс, где много точек принадлежат бурятам-коммерсантам. Национальная одежда из лучшего китайского шелка, баргузинский соболь за 3000 юаней (1ю =10р.), шапки из рыси и других эндемичных мехов, обувь ручной работы, кожаные изделия - это лишь начало длинного прейскуранта оригинальных бурятских товаров, которыми торгует та же Бальжинимын Сомирон. Она из рода хубдууд, у нее трое детей, носит оригинальное японское имя, означающее «цветок». Тоже из большой семьи, где выросли четыре брата и пять сестер.
К тому же, Сомирон сама шьет национальную традиционную одежду бурят. Скажем, летний тэрлик она справляет за 7 часов, а зимний, в силу трудоемкости, уже не меньше, чем за неделю. Что касается условий работы, то годовая арендная плата ее бутика составляет 20000 юаней. В свободное время она посещает фольклорный ансамбль «Бальжан хатан», который недавно организовался под руководством Сэндэр-багши из Халхи. В данном коллективе 15 исполнителей, самой старшей- баргутке Саран-Шимэг- 73 года. Здесь существует непременный креатив, чтобы каждый участник обязательно пел две песни. Например, баргутскую «Баргын улаан ганжуур» и бурятскую «Хинган голой Булжуухай». Такое исполнение в действительности имеет успех. Скажем, в 2015 году на конкурсе в столице АРВМ Хух-Хото ее коллега Баатарай Бутид занял первое место, а сама Сомирон удостоилась третьей награды.
Что еще не может пройти незамеченным, так это то, что пенсионеры здесь нисколько не комплексуют насчет возраста. Они реально востребованы и актуальный вопрос о занятости не стоит ребром. Скажем, Чимитдоржиин Цыбикмит с мужем Цырендаши давно торгуют далембой, медными изделиями, серебром…Одна из дочерей Сэнгэл в 1990 году уехала в Улан-Удэ, недавно родила им еще одну внучку и дед уже засобирался в Бурятию на смотрины. ( Впоследствии, он был здесь замечен.).
Неплохо идет бизнес и у Дэлгэрэй Чимит (байтай хубдууд), которая специализируется на товарах российского производства. Отметим, что неизменным спросом у нантунских покупателей пользуются наши подсолнечное масло, кондитерские изделия, соки, варенье, посуда, обувь, вафельные полотенца, бытовая химия, гигиенические средства и т.д. Вероятно, на ее выбор повлияла учеба в Бурятской сельскохозяйственной академии и замужество за российским бурятом. Увы, как нередко бывает, семья распалась, а вот коммерция, несмотря ни на что, развивается.
И еще об одной встрече коротко хотелось бы рассказать. Семейная чета Дашийн Дашадоржи и Дамбижалсанай Очирма из ряда бурятов-коммерсантов мало чем выделяется. Он из рода бодонгууд, 63 года, подтянут, очень хорошо выглядит. Она из хубдууд, почти ровесница и не отстает от мужа. На момент нашего знакомства оба регулярно посещали оздоровительные видеоуроки целителя Нагуун Бэлиг, вещающего в прямом эфире с помощью современных гаджетов из Хух-Хото. Из их восхищенного рассказа стало понятно, что он – эмчи(лекарь), багша(учитель) и в плане врачевания может многое. Разумеется, с популярностью у него все ОК.
Так случилось, что будучи в заключении к нему внезапно пришло прозрение и ему стали подвластны многие недуги, которыми страдают люди: сахарный диабет, высокое артериальное давление, избыточный вес и т.д. С помощью его манипуляций отступают коварные кожные болезни как ухэр улди, когда на теле образуются множественные образования в виде пупырышек. Кого-то приносят на носилках, а после бесконтактных сеансов с ним они чудесным образом встают. К подобной информации одни относятся крайне скептически, другие - наоборот, третьи нейтрально.
Мне же, в связи с этим вспоминается легендарная Цыбжит-абгай, которая в 80-е годы практиковала в Забайкальске, у нее лечилась не только вся бурятская элита, включая Модогоева, Бутуханова, Базарсадаева, но и высокопоставленные москвичи стояли в очереди, чтобы стать ее пациентами. Это было время тотального господства официальной медицины, когда даже в Кремле шепотом произносили имя Джуны, с которой она познакомилась во время исследования их сверхвозможностей в одном из закрытых НИИ.
А по профессии Цыбжит-абгай была чабанкой и, к сожалению, ее век был очень короток. Известно, что весь свой чудотворный дар, который внезапно возник в 40 лет, она полностью отдала всем нуждающимся в ее биоэнергии. Оказалось, что исцеление людей и было ее настоящим жизненным призванием. Безусловно, в этом явлении, кроме эффекта плацебо, есть что-то высшее и тайное, понятное пока лишь избранным единицам. Похоже, что один из них, Нагуун Бэлиг, оказавшись в экстремальных условиях, обрел или получил извне свой метод врачевания в энергетической медицине, мануальной терапии, неврологии подобно феномену Цыбжит-абгай и Юрия Чикурова. Так что на сопредельной территории есть «очевидное-невероятное».
Окончание следует…
Фото: Нордоп дашиев
В сюжете: Монгольские уроки в КитаеНордоп ДашиевВнутренняя Монголия