Легко ли быть феминисткой в буддизме
Патрисия Дзен – так звали Карма Лекше Цомо в ее «добуддийском» прошлом. Она родилась в Малибу и, как и многие в этом месте, сходила с ума по сёрфингу. Одноклассники часто донимали ее: «Что это за фамилия у тебя. Ты буддистка, что ли?» Пришлось взять в библиотеке книжку о Будде. Патрисия вчиталась и поняла – это моё. Тогда ей было 11 лет.
История монахини Карма Лекше Цомо
А в 1977 году, в возрасте 30 лет Кармапа XVI посвятил ее в буддийские монахи и дал имя, под которым ее знают во всем мире. Но Карма Лекше Цомо не стала обычной монахиней. Дочь свободного Запада она не смогла остаться равнодушной к приниженному статусу монахини в буддизме.
Так Карма Лекше Цомо начала движение за свободный доступ гималайских монахинь к образованию. Тогда эта идея казалась надуманной и даже вредной. Настоятели тибетских монастырей были очень недовольны, что какая-то американка вмешивается в заведенный порядок вещей: монахине не подобает учиться так же, как монаху. Ну что она может понять? Ее удел молиться и надеяться на то, что в следующей жизни ей больше повезет с половой принадлежностью.
Карма Лекше Цомо
Дочери Будды
Вместе со своими единомышленницами Патрисия основывает ассоциацию буддийских монахинь «Дочери Будды» и благотворительный фонд «Джамьянг». Целями этих организаций является поддержка монахинь в их стремлении получить все те же возможности, какими располагают монахи: образование и общение на равных.
Ассоциация «Дочери Будды» проводит регулярные конференции в различных странах мира, в рамках которых монахини разрабатывают планы по расширению возможностей для собственного духовного развития. Так, члены ассоциации борются за право женщин принимать полное монашество в тех буддийских странах, где такой традиции не сложилось. Карма Лекше Цомо тверда в своей принципиальной позиции: Будда дал свое согласие на женское монашество, а значит никто более не имеет права лишать женщин этой возможности.
Сексизм в буддизме
Карма Лекше Цомо с сожалением констатирует, что сексизм является проблемой для буддистов в той же степени, что и во многих других странах и культурах. В особой степени это касается азиатских культур с традиционной моралью. Буддисты с удовольствием провозглашают, что их религия является религией равных, но на деле все оказывается совсем иначе.
В буддийских институтах Азии женщины практически не имеют голоса. Получается, что передовые взгляды основателя буддизма увязли в болоте традиционных «духовных скреп». Но хуже всего то, что часто все это выдается за истинное учение Будды. Для того чтобы бороться за свои права и занять достойное место, буддийские монахини должны быть достаточно образованными, иметь широкие взгляды и чувствовать поддержку друг друга. Такова позиция этой хрупкой женщины, которой просто нечего противопоставить.
С визитом в Калмыкии
За поддержкой – в Россию
Главная буддийская феминистка ко всему прочему является профессором в Университете Сан-Диего, что в Калифорнии. Она пишет книги и активно путешествует по миру и пропагандирует свои взгляды. Уже не раз она бывала в буддийских регионах России: Калмыкии, Тыве и Бурятии.
Последний ее приезд состоялся летом этого года. В этот раз в поездке ее сопровождала наша землячка из Бурятии Жаргал Аякова, которая стала активным членом движения. Цель этих визитов – привлечь буддийских монахинь российских регионов к международному движению женщин-буддисток.