Был ли Чарльз Дарвин буддистом?
Чарльз Дарвин известен как ученый, впервые выдвинувший идеи об эволюции, естественном отборе и изменчивости. Гораздо менее известны его взгляды о социальных инстинктах, природе сострадания и альтруизма.
Дарвин о сострадании
Между тем, эти взгляды значительно опережали свое время и стояли особняком от позитивистской парадигмы XIX века: «Как только человек продвигается в цивилизованности, а маленькие племена объединяются в большие сообщества, то совершенно естественно, что каждую личность обучают тому, как распространить свои социальные инстинкты и симпатии на всех членов одной нации, даже, если они и не знают их лично. Как только это достигается, остается всего лишь небольшой искусственный барьер, мешающий распространить свои симпатии на людей всех наций и рас. Эта добродетель (в отношении низших животных) одна из самых благородных, которыми наделен человек, кажется возникающей случайно по мере того, как наши симпатии становятся все более нежными и распространяются все шире, до тех пор, пока они не расширятся на всех живых существ».
Разрыв с христианством
Столь возвышенные суждения о сострадании «ко всем живым существам» могут показаться странными на фоне осознанного выбора Дарвина в пользу агностицизма. В своих дневниках он признавался, что со временем потерял веру в единого бога-творца. «Тайна начала всех вещей неразрешима для нас, – писал Дарвин в своей автобиографии, – и что касается меня, то я должен удовольствоваться тем, что остаюсь агностиком».
Однако вышеприведенные воззрения Дарвина говорят о том, что он мог находиться под некоторым влиянием буддизма. Впервые на это обратил внимание Пол Экман, известный американский психолог. «Поразительным совпадением, – утверждает Экман, – если это, конечно, действительно совпадение, является то, что его взгляды на сострадание и мораль идентичны учению тибетского буддизма».
Неслучайное совпадение
Пол Экман поделился своим открытием с Его Святейшеством Далай-ламой XIV и его окружением. Тибетцы были удивлены, что Дарвин более ста лет назад мог употребить выражение «симпатии ко всем живым существам». Ведь это выражение относится к важнейшей идее буддизма Махаяны – бодхичитте.
Согласно учению о бодхичитте, сострадание ко всему живому является главным свойством бодхисаттв, или существ, твердо укрепившихся на пути к буддийскому совершенству. Является ли случайностью такое совпадение во взглядах и терминах? Экман считает, что нет.
Письма из Гималаев
Во времена Чарльза Дарвина тибетский буддизм для Запада был еще неизведанной экзотикой. Однако у Дарвина был друг – известный британский ботаник и путешественник Джозеф Далтон Гукер, который в 1847 году участвовал в трехлетней гималайской экспедиции, организованной Геологической службой Британской империи.
Гукер провел много времени в Непале и Ассаме. В Сиккиме он даже провел некоторое время в плену. Во время своих гималайских похождений Джо Гукер встречался с тибетскими ламами. О своих впечатлениях он подробно писал Чарльзу Дарвину, который многое почерпнул из этих писем.
Известно, что жена Чарльза Дарвина Эмма восторгалась тибетским буддизмом и даже прозвала одного из своих внуков «великим Ламой» за его спокойствие.
Эволюция как буддийская идея
Пол Экман отмечает, однако, что сходство во взглядах на сострадание Дарвина и тибетских буддистов может, конечно, быть случайным.
«Я отнюдь не утверждаю, что Дарвин был буддистом, – говорит он, – но его мнение о природе сострадания почти дословно повторяет проповеди тибетских буддистов».
Бурятский ученый и философ Бидья Дандарон также полагал, что во взглядах Дарвина много созвучного буддийским идеям. Он писал, что учение Дарвина об эволюции соответствует буддийским идеям о постоянном процессе совершенствования сознания на пути к нирване. Дандарон полагал также, что многие великие умы человечества, в том числе Чарльз Дарвин, могут считаться в буддийской традиции бодхисаттвами.
В сюжете: Чарльз Дарвинбуддизм