Правительство над правительством
15 лет назад Монголия сделала шаг, отрицавший демократию, внеся изменения в свою Конституцию. Народ дал этим изменениям название “Худшие 7 пунктов”.
Где начался тот губительный для страны процесс, который теперь привел к тупику всю систему? Многие аналитики считают, что он начался с 2008 года, когда тогдашний президент Монголии Нацагийн Багабанди семь раз наложил вето на решение назначить Да.Ганболда из Демократической партии премьер-министром. Членам правящей Демпартии это надоело, и они задумались об изменении Конституции в свою пользу.
24-ого октября 1999 года они добились своего – ВГХ одобрил поправки к Конституции, проигнорировав мнение общественности, в результате чего получился сегодняшний кризис власти.
Во-первых, раньше, для принятия парламентом того или иного закона, на заседании ВГХ должны были присутствовать не менее 51 члена парламента из 76. Но теперь, чтобы провести парламентское заседание, достаточно 38 депутатов, т.е. половины состава ВГХ. А для одобрения законопроекта хватит присутствие всего лишь 20 члена ВГХ. Самое безобразное в этом то, что, если депутат не проголосовал по тем или иным вопросам, его голос считается “против”. Даже идиоту понятно, что 20 человек не могут решать судьбу всей страны, при этом нажимая кнопки отсутствующих депутатов.
Монгольский парламент очень маленький и уязвим, потому что всего 76 членов, и нет в нем абсолютного большинства. Если три независимых депутата имеют единую позицию, то они смогут реально влиять на решение важных для стран вопросов. На заседании постоянных парламентских комитетов, где законопроекты должны обсуждаться самым лучшим образом, мнение 10 человек решают, нужны ли эти законы.
Во-вторых, ограничена полномочия президента при назначении премьер-министра. До 2000 года президент мог препятствовать назначению премьер-министра, если он посчитал, что кандидат не способен возглавлять правительство. А сейчас он не может больше трех раз наложить вето по этому поводу.
Третьим изменением монгольского парламента является отказ от одного из основополагающих принципов демократии, который гласит, что парламент это – высший законодательный орган в государствах, представленный народов. Сегодня, народ и даже рядовые члены партий лишились права решать кого выбрать. Кандидаты на выборы определяются не народом, а узким кругом людей на верхушке политических партий – олигархов. Они предлагают людям выбрать из двух зол – “хочешь или нет, все равно вам придется выбрать нашего человека”.
По четвертому изменению в Конституции разрешается совмещать должность члена парламента и члена правительства.
Совсем недавно, во время реформаторского правительства, 17 из 20 депутатов ВГХ, которые вправе принять законопроект, являлись министрами. Такое же положение и сегодня, не смотря на смену правительства и уменьшение количества министерств. После отправки в отставку правительства Н. Алтанхуяга, сократили количество “парламентских министров” и обещали, что больше такого не будет. Но, когда Демпартия отказалась сотрудничать с оппозиционной Монгольской Народной Партией, и отстранила 6 министров из МНП, она нарушила прежнее обещание. Сейчас в правительстве Ч. Сайханбилэга 11 депутатов от Демпартии занимают должность члена парламента и члена правительства одновременно. Все это значит, что члены правительства имеют гораздо больше власти, чем члены парламента.
В результате сложилась очень забавная ситуация в парламенте, где члены правительства разрабатывают нужные им законопроекты и сами же одобряют их, при поддержке “неправительственных депутатов - однопартийцев”.
В данное время, 40 из 76 членов ВГХ занимают какую-нибудь должность в правительстве. Таким образом, ВГХ превратился из парламент-законотворитель в “парламент-начальник”. Здесь стирается граница между законодательной и исполнительной властями, которые должны существовать отдельно. В этой ситуации становятся членами парламента, чтобы стать министрами, после чего открывается возможность пировать над богатством страны.
Это вызывает аппетит других членов парламента, что является основной причиной раздоров между парламентскими фракциями. Главная забота депутатов – не представлять интерес народа, а стать большим правительственным чиновником.
ВГХ Монголии – это не парламент, который контролирует свое правительство, это “правительство над правительством”.
Эти изменения с самого начала стали актом грубого нарушения Конституции Монголии самим парламентом. В 2000 году Конституционный Совет Монголии провел экспертизу по поводу поправок в Конституцию и в своем постановлении №02 сделал вывод о том, что такие изменения нельзя внести. Но ВГХ не принял его, несмотря на то, что он не имеет право препятствовать решению Совета.
Все это привело к сегодняшнему кризису власти в Монголии.