История одного фото: музыка древних "Ху"
Кроме знакомства с диковинным исполином, известным как Өндөр Гонгор, или самый высокий человек в мире на рубеже XIX и XX веков, американский ученый узнал в Монголии об удивительном музыкальном инструменте, известном в Азии со времен киданей.
Рой Чепмен Эндрюс — американский путешественник и натуралист, профессор, президент Американского музея естественной истории. Известен своими палеонтологическими экспедициями в Китай и Монгольскую Гоби.
Первая из двух его поездок в Монголию состоялась в начале осени 1918 года — Эндрюс в компании ещё одного американца, Чарльза Колтмана (Charles Coltman), на автомобиле выехал за ворота Великой стены в городе Чжанцзякоу и через Монгольское плато и пустыню Гоби достиг столицы Монголии Урги (ныне — Улан-Батор).
В Нью-Йорке Эндрюс встретился с Осборном и представил тщательно разработанный им план крупномасштабной экспедиции в Монголию, которая позволила бы восстановить всю прежнюю историю этой страны, используя не только коллекцию образцов фауны, но также геологоразведку, палеонтологию, восстановление климатического прошлого и изучение растительного покрова.
Одной из ключевых задач экспедиции должен был стать поиск доказательств теории существовавшего в этих местах центра происхождения и рассеивания видов, в частности следов древнейшего предка человека — так называемого "недостающего звена" (англ. missing link).
Разностороннее исследование обширной и необжитой территории, на которое отводилось 5 лет, было предложено проводить несколькими группами разноплановых специалистов, которые одновременно работали бы в разных частях пустыни Гоби. В качестве основного транспортного средства должны были использоваться автомобили, которые хорошо подходили для преимущественно каменистого грунта пустыни Гоби. За несколько месяцев до начала путешествия в заранее обозначенные точки предлагалось отправить караваны верблюдов с запасами горючего и продуктов питания.
По воспоминаниям Эндрюса, экспедиция представляла собой достаточно рискованное предприятие, поскольку никаких предпосылок её успеха, если не считать умозрительную теорию Осборна и Мэтью, не существовало.
В 1922 году экспедиция открыла окаменелости индрикотерия, отправленные в музей. В последующие годы Эндрюс пытался искать в Монголии останки древних людей, однако в этом успеха не достиг. В период с 1922 по 1925 годы в Монгольской Гоби были найдены кости протоцератопса, пинакозавра, заурорнитоидов, овираптора и велоцираптора, а также яйца овираптора, ставшие первыми находками этих видов.
13 июля 1923 года экспедиция впервые нашла яйца динозавров, сначала атрибутированные протоцератопсу из отряда цератопсов и впоследствии оказавшиеся яйцами теропода овираптора. Уолтер Грейнджер, один из участников экспедиции, обнаружил некий череп мелового периода, отосланный в Нью-Йорк и оказавшийся черепом млекопитающего.
Однако Эндрюс не остановил свои антропологические исследования. Его всегда удивляли талант, выносливость, ловкость и гостеприимство монголов. Именно Эндрюс нашел в Монголии самого высокого в мире человека. Это был Өндөр Гонгор, "Высокий Гонгор", — очень высокий человек, живший на рубеже XIX—XX веков в Монголии.
Его рост достигал 2,36 м (по другим источникам — 2,45 м). Был широко известен в Монголии и неоднократно упоминался в записках европейских путешественников. У Гонгора было четверо детей. Умер на родине в конце 1920-х годов, не дожив до 50-ти лет. Огромные сапоги Гонгора, хранившиеся в семье в качестве реликвии, пропали во время Хубсугульского восстания 1932 года. Один из внуков Гонгора, Д.Давааням, стал известным монгольским детским писателем.
Монгольские проводники Энрюса всегда находили, что показать исследователю, чем удивить. Например, вот фото, которое сделал участник команды Эндрюса, Джеймс Шаклфорд. Фото датируется 1922 годом. Сам Шаклфорд подписал его так: «Монгол сделал музыкальный инструмент из брошеных консервных банок и играет чудесную мелодию».
Судя по всему, монгол на фото сделал монгольский национальный инструмент хуучир. Он использовал для этого подручные материалы – банка из-под американских консервов как раз подошла для извлечения звуков. Плюс, по традиции, взять на струны конский волос. Есть интересное преположение о происхождении этого музыкального инструмента. Известный монгольский музыковед Г.Бадрах написал об этом в своей книге “История монгольских музыкальных инструментов”:
«Хуучир – очень древний монгольский музыкальный инструмент. Его создал человек из племени (аймака) Хи государства Кидань. В Хи жило одно из племен восточных монголов во время правлении киданей. У хуучира много названий. В центральной Халхе – “хуур хийл”. Хотгойд и дархады называют его “Хялгасан хуур”, “Бисанз”. Восточные үзэмчин-монголы – “Аралт хуур” или “Жастуу хоор”, сөнөд-монголы – “Дөрвөн чихтэй хуур”, ойрад-монголы и калмыки - “Бийваа”.
Китайцы называли его "Хучин" (胡琴 - húqín) или музыкальный инструмент “Ху” – хунну (варваров). Тогда китайцы считали хүннү-монголов варварами и диким нецивилизованным народом.
Однако и сегодня музыкальный инструмент, на котором можно играть чудесные мелодии, в Монголии не забыт. Можно увидеть и послушать его в совершенно новых современных композициях, где егто древнее звучание удивительно гармонично ложится на модные ритмы: