Станет ли «Яса Чингисхана» кодексом для современных монголов
Может ли основополагающий документ, составленный при первом Великом хане Монгольской империи, стать таковым и в наше время?
Сейчас в Интернете активно обсуждается идея организации «Женщины Бурятии. Наследие Оэлун» о составлении так называемого «Кодекса чести бурята». Высказываются разные точки зрения на данную инициативу – от «правильно, давно пора» до «глупость несусветная». На электронную почту организации, тем не менее, уже приходят пожелания и предложения. Скажем, что каждый мужчина, хотя бы на любительском уровне, должен заниматься контактными единоборствами.
«Вы взялись за очень важную и нужную задачу. Будьте предельно осторожны, прошу Вас, тут будет либо все отлично, либо вообще позор», - пишет один из поддержавших идею.
Идеи разные, но цель одна
В Сети уже распространено несколько вариантов «Кодекса чести бурята», скажем, от жителя села Олой Эхирит-Булагатского района Иркутской области В.В.Мотошкина. Этот «кодекс» распространяется в виде постера-наклейки. В нем можно найти достаточно спорные вещи, скажем: "Бойся бесчинств демократов, материализма ученых!". Некоторые положения, предлагаемые разными «кодексами» также могут вызвать ироническую улыбку. Как говорится, «вот они, настоящие духовные скрепы».
Также у многих насмешку вызывает то, что составлением «Шэнэ бэлиг» занялась женская организация. Хочется отметить, что в «Наследии Оэлун» участвует и довольно много мужчин. Так как в Бурятии женское движение без мужчин – не женское движение.
Имеются, опять же, определенные разночтения по части религий. Так как восточные буряты в основном буддисты, западные – шаманисты. Отсюда и определенная разность в мировозрениях.
Тем не менее, можно рассматривать это как некую «забавную историю», а можно призадуматься и взглянуть на окружающую действительность. Можно быть сколь угодно циничным человеком, противиться духовно-нравственному влиянию на свою светскую и личную жизнь.
В связи с этим, вспоминается судьба Михаила Николаевича Богданова, одного из основателей бурятской государственности, выдающегося ученого и политика. В начале своей деятельности он критиковал религии, и считал, что буряты должны как можно скорее обрести «европейскость». Позже он переменил свои взгляды, перевез детей и жену в Агинскую степь, мечтал, чтобы его дети «говорили и думали по-бурятски».
Орда против союза племен
Как говорят участники «Наследия Оэлун», основой для создания «Шэнэ бэлиг», должна стать «Яса» - сборник законов и заповедей Чингисхана.
Но многие не понимают, что такое этот документ, и почему было предложено опираться именно на него.
«Яса» представляла собой писаный кодифицированный сборник самых различных норм - права, морали, поведения, была сделана попытка охватить все стороны общественной жизни. Она, хоть и включала в себя многие нормы неписаного обычного права, тем не менее, не являлась сборником обычного права в полном смысле этого слова, так как помимо старых неписаных норм в неё были записаны значительные нововведения самого Чингисхана.
Многие нормы «Ясы» были, по сути, возведенной в закон волей повелителя, которые устанавливали элементы нового стереотипа поведения кочевника, ведь отныне все должны были подчиняться единому закону, единой власти.
Именно «Яса» стала очередным вкладом в борьбу двух степных идеологий – свободного союза племен и Орды.
Первая идеология предполагала взаимное сосуществование в рамках родоплеменного уклада, без наличия сильной централизованной власти, с мягкой системой наказаний. Родовая демократия, мирная жизнь без войн и потрясений – вот основа данной идеологии.
Орда же представляла совершенно иной уровень отношений. Она строилась на принципе «народ-войско», когда каждый мужчина, способный нести оружие, шел в бой. Всем управляла центральная власть во главе с ханом. В истории Великой Степи было несколько таких волн, когда мирные кочевники объединялись в Орду под сильной властью хана.
Законы «Ясы» были суровы. Они карали смертью практически за любое преступление. Скажем, убийство, блуд мужчины и неверность жены, кража, грабеж, скупка краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное ко вреду ближнего, троекратное банкротство, невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою.
Почему все-таки «Яса»?
Разумеется, такие чрезвычайные меры не могли долго существовать. После развала Монгольской империи, племена вновь вернулись к привычной жизни, забыв законы Чингисхана. И в данный момент никто не говорит о возвращении к тем законам. Но дело в том, что в «Великую Ясу» входил «Билик» - сборник наставлений и изречений Чингисхана. Понятно, что великий хан опирался в них, в том числе, на имевшееся на тот момент обычное право кочевников. Следует учесть, что «Билик» был составной и неотъемлемой частью «Ясы». Многие положения из него входили в прочие законы монгольских народов, а некоторые, в той или иной форме, дожили и до наших дней.
«Было время, когда дети не слушали нравоучительных мыслей отцов, младшие братья не обращали внимания на слова старших, муж не имел доверия к жене, а жена не следовала повелению мужа, свекры смотрели неблагосклонно на невесток, а невестки не уважали свекров, большие не воспитывали малых, а малые не соблюдали наставления старших», - слова из «Ясы». Не такую ли картину можно наблюдать и в наши дни?
Нормы морали, нравственности, отношения к себе, к другим – многое можно почерпнуть из этого документа.
Древние степные законы и нормы «Ясы» в этом плане органично дополняли друг друга.
Накормить и дать ночлег уставшему и голодному путнику. Вылечить, взять на работу и дать второй шанс больному и опустившемуся бомжу. Помогать во всем жене и детям своего рано умершего брата. Младшему сыну в семье содержать дом и жить со своими престарелыми родителями. Эти законы действуют и по сей день. Раньше у бурят вообще не было сирот – всех детей разбирали и воспитывали как своих. Так же как почти не было бродяг и нищих – если же такие появлялись, их, если надо – насильно, пристраивали к делу и давали кров.
Естественно, что уже в те времена нормы права модифицировались. И сейчас невозможно говорить о тех из них, что стали архаизмами. И уж тем более, в нынешнее время нельзя говорить о том, что эти нормы будут обязательны.
Но, так или иначе, они имеют право на жизнь.
В сюжете: кодекс чести