Бурятии нужен закон о кадровой политике
Депутат Народного Хурала Бурятии Степан Калмыков о некоторых событиях политической и законотворческой жизни республики.
Давно не было кадровых решений на условиях конкурса. Сам факт того, что в этом году Глава Бурятии провёл конкурсы на пять министерских должностей, достоин позитивной оценки, - с ходу, не ожидая вопроса журналиста, начинает беседу один из самых опытных парламентариев республики. – По этому поводу есть разные точки зрения. В конкурсных отборах на должности министров участвовало много людей. Но внушает оптимизм тот факт, что за минувшие 25-30 лет в республике впервые проведены конкурсы на такие высокие государственные должности.
В советское время проходили кадровые конкурсы, но они были регламентированные. И тогда была своя, довольно разумная кадровая политика, стратегически выверенная. Но в то время основным критерием отбора, помимо деловых качеств, был и идеологический фактор. В проведённых в Бурятии нынче конкурсах на первый план вышли профессиональные качества претендентов и их способность к управлению.
То, что в этом году выдвинулось более ста человек, говорит, во-первых, о том, что в нашей республике давно не было кадровых решений на условиях конкурса. Во-вторых, всё-таки в Бурятии за последние годы образовалась довольно большая группа молодёжи, которая сегодня имеет хорошее образование, хорошую подготовку, определённый опыт, но в силу ряда причин не востребована.
Такую тенденцию по кадровым решениям, уверен, следует продолжать по другим министерствам и на другом уровне – замминистров, начальников отделов, департаментов и т.д. Но это не должно стать панацеей: может получиться так, что человек победил в конкурсе на высшую административную должность, но не смог проявить себя на этом месте.
Спрашивается, а что делать, чтобы люди, прошедшие через сито конкурсного отбора, показывали результаты на высоком посту? Убеждён, для этого в нашей республике нужна чётко выстроенная государственная кадровая политика. Это важная работа должна проводиться со стороны Правительства республики, Народного Хурала, муниципальных образований. То есть, система кадрового управления должна затрагивать сферу – от села, посёлка, района до уровня республики. Нам следует выдвигать людей на федеральный уровень и для работы в международных организациях за рубежом.
В этом плане есть положительные примеры. Знаю, что хорошая кадровая политика поставлена в республике Саха (Якутия). Такую же кадровую политику, но в несколько другом плане проводит Татарстан. Очень много студентов из этой республики обучаются в федеральных вузах, трудятся в федеральных структурах и работают за рубежом. Также целенаправленную кадровую политику проводит Красноярский край.
- Степан Владимирович, бытует мнение, что вузы плохо готовят кадры…
- Конечно, это не так. Существует определённый государственный образовательный стандарт, и соответственно стандартам в университетах и институтах ведётся подготовка студентов. Другое дело, что для некоторых организаций и предприятий нужны кадры со своей спецификой подготовки: следует решать вопросы специализации. Эти вопросы не может решать высшее учебное заведение: это проблема самих организаций и предприятий. К сожалению, многие организации сегодня, несколько банально понимая экономику, не желают заниматься стратегической кадровой политикой и ни рубля не вкладывают в подготовку своих будущих специалистов. Исключение составляют отдельные руководители, которые понимают, что кадры они готовят для себя. Не все понимают, что развитие организации, предприятия, бизнеса невозможно без совершенствования кадровой политики.
- Как удержать в Бурятии талантливую молодёжь?
- Ранее в республике, как и в других регионах, кадровая политика проводилась. Но сегодня эта политика нуждается в систематизации. Например, недавно принятый на сессии Народного Хурала закон о госнаградах вырван из контекста общей кадровой политики в Бурятии. Поэтому сейчас в связи с процессами, которые начались в республике, назрела необходимость принятия закона «О кадровой политике в Республике Бурятия».
В этом законе должны быть заложены основы кадровой политики, в том числе обозначены базовые положения, критерии по конкурсному отбору на государственные и другие должности, указаны гарантии победителям конкурсов. А ещё должна быть квалификационная характеристика для претендентов. Сегодня такая характеристика есть, но она не отвечает требованиям времени, и кадры отбираются по разным принципам. Если в Бурятии примут такой закон, то республика станет одним из немногих регионов в стране, который может систематизировать свою деятельность по кадровой проблематике. А системный подход в этой области нужен, в том числе, чтобы удержать в республике молодёжь.
- Несколько лет назад молодёжь перебиралась из республики преимущественно в Москву или Санкт-Петербург…
- В 90-е годы прошлого века и в последующий период молодые люди из республики стремились уехать в Москву, а затем – за рубеж. Сейчас такая тенденция продолжается: многие хотят уехать по причине непростой социально-экономической ситуации в республике. И самое главное, в России, и, в частности, в Бурятии, не очень востребована экономика знаний. В основном у нас экономика базируется на физическом труде. А люди, получившие хорошую подготовку в вузах, хотят специализироваться в экономике знаний. Некоторые хотят вернуться в Бурятию, но такие специалисты у нас не востребованы. И в результате образуется тупик для людей думающих, творческих.
Сейчас Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города страны для такой группы молодёжи из Бурятии не настолько привлекательны, как было в 90-е годы, потому что многие сталкивались с рядом проблем. Первая проблема – жилищная, вторая – трудоустройства, третья – отсутствие перспектив карьерного роста. Поэтому сейчас наблюдается другая тенденция в миграционном потоке молодёжи из Бурятии: многие по-прежнему уезжают в другие страны, но и там сталкиваются с такими проблемами, как жильё, повышение квалификации, карьерный рост, адаптация к необходимости много работать. Ведь ментально многие наши сограждане не готовы и порой не способны работать ежедневно по 12-14 часов.
Поэтому сегодня сложилось третье направление миграции – северные и дальневосточные регионы нашей страны, богатые природными ресурсами. В этих регионах России выходцы из Бурятии, а также молодые люди из Иркутской области и Забайкальского края довольно востребованы. Там у них есть перспективы высокой заработной платы, востребованы хорошие знания, работоспособность, имеется перспектива карьерного роста.
В таких условиях нам всё труднее удерживать кадры на месте: для этого правительство, Народный Хурал, муниципалитеты должны создавать для талантливой и перспективной молодёжи «социальные лифты», чтобы они могли продвигаться по служебной лестнице, расти, развивать малый и средний бизнес. Это довольно длительная, кропотливая работа. Но это делать необходимо, и другого пути, чтобы удержать молодёжь в Бурятии, у нас просто нет. Нужно совершенствовать и систему общего и профессионального образования, создать условия для способной и талантливой молодежи.
Другой момент. Для того, чтобы видеть перспективу роста кадров, нужно изучать историю. Ведь практически в человеческой цивилизации нового, кроме достижений науки, не очень много, всё в истории циклично или нециклично повторяется в той или иной степени в разных условиях. И когда сегодня речь идёт о перспективах роста и выдвижении кадров, уроженцев Бурятии, надо глубже изучать историю. Считаю, что нам по-новому, на цивилизованном уровне, нужно взглянуть на жизнь и деятельность выдающихся деятелей из Бурятии, Сибири, которые в своё время трудились за пределами региона, в том числе за рубежом.
Есть описания их деятельности за границей, но нет должного анализа и систематизации. К примеру, уроженцы Бурятии в своё время занимали высокие государственные, политические посты в Монголии. Думаю, что пока не дана достаточно объективная оценка деятельности Петра Бадмаева, Агвана Доржиева, Михаила Богданова, Цыбена Жамсарано, Элбэг-Доржи Ринчино, Марии Сахьяновой, Матвея Амагаева, Никиты Бутуханова и других в контексте взаимоотношений России, Китая, Монголии.
На мой взгляд, среди представителей Бурятии, работавших за рубежом, особое место занимает видный партийный и государственный деятель СССР Мария Сахьянова. Известно, что она - один из основателей Бурят-Монгольской АССР и её руководителей в 1924-1928 годах. Но если объективно оценивать её деятельность за рубежом, то она, конечно же, заметно выделятся, поскольку была в числе тех немногих, кто стоял у истоков создания компартии Китая, и об этом сегодня мало кто знает.
Мария Сахьянова входила в группу Григория Войтинского, который основал коммунистическую партию в Шанхае. И сегодня, осознавая роль компартии Китая, начинаешь понимать историческое значение группы Войтинского с участием Марии Сахьяновой, которая была в числе тех, кто организовал компартию Китая в 1920-1921 годах.
Многие беды в трагической истории китайского народа и сегодняшние феноменальные достижения в экономике, науке, образовании связаны с деятельностью КПК. В этом плане незаслуженно обойдена вниманием выдающаяся роль Григория Войтинского и его группы (Мария Сахьянова и другие) – основателей коммунистической партии Китая (источники: авторы – Юн Чжан, Джон Холлидэй, Бато Батуев, Сергей Басаев, Ирина Сотникова, и другие).
- Степан Владимирович, хотелось бы в свете недавних событий в олимпийском движении услышать ваше мнение о кадровой политике в сфере спорта высших достижений.
- К сожалению, проблема не новая. Вспомним ситуацию с легкой атлетикой. Наши спортсмены не допущены к ОИ в Рио-2016. Были отдельные случаи и раньше. Александр Жуков, президент ОКР, принес извинения МОК. Виталий Смирнов, почётный президент ОКР, признал, что ошибки были…
Для вдумчивых специалистов многое поясняет статистика зимних Олимпийских игр 2010 г. в Ванкувере и 2014 г. в Сочи. Конечно, причин для анализа сложившейся ситуации в спорте (не только по зимним видам) немало. Многие проблемы тянутся с 90-х годов, когда разрушился Советский Союз. Соответственно разрушилась система физического воспитания и спорта в стране. Большое количество выдающихся тренеров и специалистов уехали за рубеж. Стадионы и спортивные сооружения превратились в рынки… Спортсмены и их тренеры оказались предоставлены сами себе… Однако через некоторое время пришло осознание необходимости развития детского и юношеского спорта (проблемы социализации, подготовка резерва и т.д.), достижения высоких результатов в международных соревнованиях.
Отечественные и зарубежные специалисты понимают, что возникшие проблемы связаны с уровнем спортивной науки и спортивной медицины в стране. Хорошо знаю, что не один тренер, работающий с кандидатами в сборную страны, не удовлетворён финансовым, материальным, медицинским, научным, методическим, психологическим и организационным обеспечением своих учеников, собственной заработной платой и социальным статусом.
Сегодня не все понимают, что подготовка спортсменов высокой квалификации - это многолетний высокотехнологичный процесс. И в этих условиях мы наблюдаем излишнюю политизацию спорта в стране. Думается, в случае с Олимпиадой в Корее форма не определяет содержание, в любом случае наш спортсмен остается россиянином.
Проблемы спорта в Бурятии готов более подробно обсудить в ближайшее время. Полагаю, что новое руководство спортивной отрасли обратит более пристальное внимание на подготовку к летней Олимпиаде 2020 года в Токио. Мне не совсем понятно, почему тренер талантливой спортсменки Стальвиры Оршуш - Максим Молонов оказался за пределами Бурятии, востребованным в Москве, США, Европе?
Это тоже одна из проблем, через призму которой надо решать кадровые вопросы в республике. В целом в республике есть хороший кадровый потенциал не только из числа молодежи, но и людей, имеющих богатый управленческий опыт, который должен быть системно задействован в целях дальнейшего развития Байкальского региона и страны.
- Можно ли назвать завершившуюся в этом году эпопею с реконструкцией многострадальной школы №2 города Улан-Удэ одним из основных событий вашей депутатской деятельности в уходящем году?
- Вопрос о реконструкции «второй» школы я и мои коллеги помогали решать несколько лет. И то, что нынче 1 сентября ученики этой школы сели за парты, можно назвать одним из итогов моей депутатской деятельности. То, что этот вопрос затянулся на несколько лет - это опять-таки кадровая проблема: значит, кто-то не сработал как надо на своём участке работы.
Повторяю, в прежние годы руководство республики практически не занималось вопросами стратегического планирования в кадровой политике. И эти проблемы сегодня отражаются в конкретных делах республиканских и муниципальных органов власти, эффективности деятельности организаций и бизнес-структур.
Источник: burunen.ru
В сюжете: Бурятиякадровая политикаСтепан Калмыков