Баир Жамсуев: "Россия на востоке пока не может конкурировать с Юго-Восточной Азией"
Член Совета Федерации от Забайкальского края Баир Жамсуев 30 июля принял участие в программе «Сенат» на телеканале Россия-24, где обсуждалось социально-экономическое развитие Дальнего Востока. По словам Жамсуева, одной из основных проблем Забайкалья является демографическая – из-за отсутствия нормальных условий для жизни за пять лет из региона уехали 27 тысяч человек.
- Мы имеем рядом мощно развивающуюся юго-восточную Азию, которая по темпам развития экономики опережает многие ведущие страны Запада, ну а Китай, по сути, сегодня – это уже супердержава, не только по экономике, но и в военном плане и, естественно, на этом фоне отсталость наших дальневосточных регионов и Забайкалья становится очень явной. И в этой ситуации, чтобы мы могли конкурировать с этими мощными странами, нам нужно развивать те регионы, которые соседствуют с ними. Это во-первых. Во-вторых, там огромные запасы минерального сырья, еще Ломоносов говорил, что богатство России будет прирастать за счет Сибири и Ледовитого океана. А, по сути, богатство России пока не прирастает этими регионами. Почему? Во-первых, в наше время особенно остро стала демографическая проблема. Согласитесь, что люди живут там, где им удобно, комфортно жить, - сказал Жамсуев.
Он отметил, что как представитель Забайкальского края может сказать, что за последние пять лет из Забайкалья уехали 27 тысяч человек, в прошлом году население в крае сократилось еще на 4,5 тысячи человек.
- Хотя рождаемость в результате принятых и президентом, и правительством мер стала выше, чем смертность, но много людей уезжают. Почему? Потому что нет нормальных условий жизни, нет нормальной социальной инфраструктуры. Если брать Дальний Восток, то не хватает хороших, квалифицированных специалистов, хороших инвесторов, которые бы занимались минерально-сырьевыми ресурсами, - добавил Жамсуев.
Сенатор от Забайкалья сообщил, что «у нас всегда возникает вопрос: что, в первую очередь, создавать на территории Сибири и Дальнего Востока? Одни говорят: «Давайте создадим производство, другие говорят: «Нет, давайте, заниматься вопросами, связанными с созданием нормальной инфраструктуры – транспортной, энергетической и социальной».
- Мне кажется, эти два вопроса мы должны решать параллельно. Понятно, что крупные инвестиционные проекты реализуются крупными компаниями.
Допустим, в Забайкалье есть огромное месторождение меди – Удоканское месторождение, о котором, еще когда я учился в институте, говорили, что оно будет локомотивом развития не только Забайкалья, но и всей Сибири. Оно третье по объемам запаса меди во всем мире. Так вот, я институт окончил давно, уже три десятка лет назад, и до сих пор Удокан считается перспективным месторождением, - продолжил Баир Жамсуев.
По его словам, этому есть ряд как экономических, так и инфраструктурных причин: «Сегодня там есть группа компаний, которые возглавляет небезызвестный товарищ Усманов. Они выиграли аукцион, у них есть лицензия, но идет мощнейшее удорожание данного проекта, потому что нет нормальной инфраструктуры, прежде всего транспортной».
В ответ на заявление Жамсуева другой участник программы, сенатор Валерий Пономарев, добавил, что «инвестор не придет, если у него нет электроэнергии, дороги».
- Я как инвестор скажу – а зачем мне туда идти? Мы должны сегодня все это подготовить, я думаю, что сегодня министерство по развитию Дальнего Востока активно работает в этом направлении и сейчас будут подготовлены соответствующие законодательные акты, чтобы база была готова и тогда мы сможем посмотреть в сторону развивающихся территорий азиатско-тихоокеанского региона, таких как Филиппины, Малайзия, Южная Корея, - заявил Пономарев.
Тему продолжил заместитель министра по развитию Дальнего Востока Кирилл Степанов:
- Что касается инфраструктуры, то у нас в программе по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона из 213 млрд рублей федеральных бюджетных средств 98,2% уходит на финансирование и создание опорной инфраструктуры Дальнего Востока. Это и мероприятия по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, и создание сети региональных дорог, и строительство и реконструкция 40 аэропортов. По сути, наша программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» - это аналог государственной программы по развитию транспортной системы на Дальнем Востоке.