Маленький народ шира уйгуры - пример для калмыков. И не только...
Между Дуньхуанем и Ланьчжоу, конечным пунктом нашей экспедиции, находится селение Шар тала. Здесь проживают шира уйгуры или, как они себя называют, шира ёгоры, говорящие на монгольском, тюркском и китайском языках.
Шира уйгуры делятся на два народа, одних называют шира ёгоры, желтые уйгуры, а других - хара ёгоры или черные уйгуры. Разница заключается в том, что "желтые" уйгуры говорят на одном из древних монгольских языков, а "черные" - на одном из древних тюркских языков. "Черные" уйгуры не согласны с тем, что их так называют, они считают это искусственно придуманным названием.
Сами себя они считают шира уйгурами или, есть и такое название, сарыг уйгурами. То есть - мы тоже шира уйгуры, желтые уйгуры, а никакие не черные, просто у нас другой язык. Важно отметить, что оба народа исповедуют буддизм, а общаются между собой на китайском. У них нет собственной письменности, для собственных нужд используют китайское письмо. По их собственным подсчетам, шира уйгуров, говорящих на монгольском языке, 4-5 тысяч, а тюркоязычных - 5-6 тысяч человек.
О происхождении этого народа (народов) написано немало. Одни считают, что это часть тюркского народа, перешедшая на монгольский язык, другие утверждают, что это осколок монголоязычных племен, ушедший на территорию Китая, где и состоялось соединение с такими же остатками тюркских народов.
Китайская земля наполнена историей, к примеру, недалеко от ширауйгурского села протекает речка, которая называется Ордон гол (ордон - "дворец", гол - "река"), так как рядом находился дворец. Точнее, сохранилась древняя крепостная стена дворца одного из внуков Чингис-хана. Это был небольшой городок, обнесенный глиняной стеной, внутри сохранились фундаменты дворца и других построек.
Интересно, что большинство шира уйгуров знает Буляш Хойчиевну Тодаеву, которая побывала здесь в 1956 году в составе экспедиции по изучению монгольских языков Китая. Нас, калмыцких ученых, представляли местному населению как ее учеников. Видимо, для большего доверия. Считаться же ее учениками члены экспедиции могли, но опосредованно, то есть в той или иной мере.
С научной точки зрения, шира уйгуры, говорящие на тюркском языке, изучены лучше, о них существует больше научной литературы на китайском, английском и других языках. Гораздо меньше научной литературы существует о говорящих на монгольских языках. В конце XIXвека о шира уйгурах писал известный путешественник Г. Н. Потанин, в XX веке - К. Г. Маннергейм, известный своей оборонительной линией на советско-финской границе, а также бывший русский офицер, выполнявший секретную миссию в Западном Китае в 1906-1908 годах, известный монголовед Владислав Котвич и другие. Последним ученым, побывавшим у шира уйгуров, была Б.Х. Тодаева. И вот экспедиция под руководством Барлыка Бадмаева, первая российская за более чем пятьдесят лет, к желтым уйгурам.
Как тюркоязычные, так и монголоязычные шира уйгуры, находясь в изоляции на протяжении многих веков, окруженные китайской культурой, будучи весьма немногочисленными, сохранили свой язык. Не просто язык, а его древнюю форму! Шира уйгуры смогли сохраниться, не смотря на отсутствие письменности, смогли уберечь свой фольклор.
Если это смогли сделать народы, численность которых не превышает 5-6 тысяч человек, то калмыки, имеющие богатую культуру, письменность, историю, свой флаг, гимн и прочие атрибуты государственности, очевидно, просто обязаны и дальше развиваться и сохраняться.
Фото: Александр Лиджиев
В сюжете: калмыкиуйгурынароды в Китаесамобытностьуроки жизни