В Хакасии осквернили и уничтожили святыни коренного населения. Конкуренция культур?
Всего лишь полгода простояли в Хакасии атрибуты древнейшей культуры хакасского народа. 19 января, в ночь на Крещенье неизвестные сожгли юрту и спилили коновязь "Сарныч" установленные при поддержке хакасских шаманов Фондом возрождения и самобытности хакасского народа "Хан обаа Аххулун".
Всего в Аскизском районе республики, в урочище Уйтак, являющимся еще и геологическим памятником, находится три коновязи и несколько юрт. Как сообщил СМИ учредитель фонда Владимир Челтыгмашев, нападение - дело рук заинтересованных людей: "Для верующих это настоящая трагедия, свою поддержку нам уже выразили тувинские и казахские шаманы».
Подобные истории происходят и в Республике Алтай, где приверженцы традиционных верований коренного народа и представители населения исповедующего православие с переменным успехом одерживают «победы» в судебных спорах и даже в физических действиях, ведя конкурентную борьбу за маркирование территории. Например, епископ Горно-Алтайский и Чемальский Преосвященный Калистрат дал благословение на установку поклонного креста на горе Белухе – объект, находящийся в охранном списке ЮНЕСКО.
Эл Башчы (глава) Тос Торгоо Курултая (народного вече) алтайского народа и депутат Горно-Алтайского горсовета Василий Кудирмеков. Фото sibinfo.su
По мнению Эл Башчы (главы) Тос Торгоо Курултая (народного вече) алтайского народа и депутата Горно-Алтайского горсовета Василия Кудирмекова, такая практика чревата конфликтами и должна быть пресечена. Он обратился прокуратуру с заявлением о привлечении к уголовной ответственности инициаторов установления креста на объекте всемирного наследия ЮНЕСКО и демонтаже установленных крестов на плато Укок – тоже объекте входящем в список ЮНЕСКО, на родниках, за селом Купчегень и в селе Топучая.
«Представьте, если бы массово начали ставить кресты в Афганистане. Как бы там к этому отнеслись? Мне могут возразить, что там одни мусульмане, что, конечно, мусульмане будут не рады. Вот и тут – нельзя наглеть от того, что христиан у нас большинство. Мы толерантные люди, живем в многонациональной стране, многонациональном регионе - сообщил он в интервью СИБИНФО, - Но уже хватит крестов. Более того идет обесценивание крестов, они из поклонных превращаются в устрашающие. На этом фоне у нас здесь постоянные стычки. Местное население уже раздражает ситуация.
Когда кресты ставят, никто особо не интересуется мнением местных жителей, документы не собирают о том, что в этом месте можно такую деятельность вести. А зато, как только крест кто-то тронет – это уже считается святотатством. Сразу чувства верующих затронуты, сразу прокуроры шьют дело за разжигание межнациональной розни. Провоцируют коренное население на недовольство, выявляют их, расправляются с ними».
Представители алтайской интеллигенции так же обратились в Эл Курултай (парламент) республики с просьбой законодательно приостановить в регионе повсеместную установку крестов у целебных источников, берегах Катуни и на священных для коренного населения горах Алтая".
Это тоже крест на “пограничье” культур – Гора Убиенная (Падь убиенных) – перевал возле Гусиного озера. в Бурятии. Названа так потому, что на ней в 18-19 веках происходили бои между казаками и бурят-монголами, часто случались нападения на торговые караваны, перевозившие чай. На горе находится памятник - стоянка Гэсэра со столбами-коновязями и сакральным камнем, а также мемориальный православный крест и колокол. Фото predistoria.org
Один из авторов обращения д.ф.н. Нина Киндикова объяснила свою позицию: «Меня, как коренного жителя республики раздражают установленные на священных для нас местах символы распятия. Ничего не имея против христианства, как я могу учить детей уважительно относиться к священным местам, когда повсюду на них ставят кресты?».
По словам доктора филологических наук, в мировоззрении алтайцев, как и других тюркских народов, прослеживается культ единения с природой. Каждый ее объект, представляя для коренного населения свою ценность, также имеет своего хозяина-духа, которого необходимо уважать и почитать.
Антрополог из Якутии, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, профессор Ульяна Винокурова в своем исследовании "ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ВООБРАЖАЕМОЕ ПОГРАНИЧЬЕ" приводит пример хуннского городища близ Улан-Удэ:
«Город Улан-Удэ построен на той же территории древней столицы гуннов, что является редким сочетанием древнего и современного расселения в истории народов мира. Цивилизация как территориальное и воображаемое пограничье находит в современности причудливое сочетание соперничества между традиционными верованиями и позднейшими христианскими и буддийскими, между русской и бурятской маркировкой среды обитания, между символами культур взаимодействующих этносов».
“Стоянка Гэсэра” – коновязи по соседству с православным крестом... Фото panoramio.com.
По мнению ученого, наиболее отчётливо конкуренция воображаемых пограничий проявляется в маркерах путей-дорог. «Сакральные объекты возводятся на границах различных культур, природно-культурных ландшафтов и соответственно, различных религиозно-духовных воззрений. Концепт Пути – один из главных конструкций национальной самоидентификации на воображаемом пограничье».
Как пример энергичной конкуренции культур, ученый приводит археологический памятник Фофоновская гора, являющийся одновременно местом почитания природы у бурят. Исследователь анализирует установленную надпись, содержащую: «… явное соперничество за реальное и воображаемое пространство бурятской культуры и имперского давления. Культовое место огорожено, создано место отдыха и почитания, местное население ухаживает за ним.
На горе Убиенной в Бурятии находится памятник - стоянка Гэсэра со столбами-коновязями и сакральным камнем, а также мемориальный православный крест и колокол. Фото evshukin.com
Как гласит никем официально не утвержденная надпись, на месте почитания шаманистов, одним из семи божеств кударинских бурят стал русский служивый человек Иван Тимофеевич. Видимо, культовое место почитания божеств стало пограничьем русского имперского влияния, использующего традиционные ценности для внедрения своей политики.
Конкуренция между бурятским и русским культурным пространством проявляется в установлении памятных объектов в честь исторического прошлого.
Так, в советское время, к концу ХХ века был установлен комплекс Гэсэриады на трассе Бурятия-Монголия близ города Гусиноозерска, иллюстрирующий общее прошлое бурят и монголов. Комплекс использует бурято-монгольские символы и установлен на высоком взгорье под названием падь Убиенных, где происходили боевые столкновения между русскими казаками Демьяна Многогрешного и бурят-монгольскими силами.
В пределах 800 метров от места установки этого комплекса, напротив, на высокой лесной поляне в 1992 году инженер В. Иванов установил в память об убиенных казаках 20-метровый, 20-тонный крест, который на четыре метра закопал в землю. Установление крестов производится для маркировки территории православия, а субурганов и комплексов – для почитания буддистских святынь.
Напротив этого креста, установленного на высокой точке утеса Англичанки на реке Селенга около города Новоселингинска, белеют останки церкви заброшенного Селенгинска.
Эта символическая конкуренция буддистских, православных и шаманских культур свидетельствуют о наличии «зоны ослабленного цивилизационного единства». Пути-дороги, соединяющие различные цивилизационные взаимодействия, культурные, религиозные и этнические экспансии, становятся территорией конкуренции и выражения духовных символов населяющих эти территории этнических общностей.
На горе Убиенной в Бурятии. Фото predistoria.org
Цивилизационная экспансия, выражающаяся в современных межрелигиозных взаимовлияниях, проявляется в символах воображаемой пространственной конкуренции и стремления достигнуть консенсуса. Источниками и движущими силами выступают религиозные, экологические, этнополитические и этнокультурные организации.
Экспансионизм в пограничьях культур ищет разные способы доминирования «Я-Мы» на «других» и «чужих» территориях цивилизаций.
Изучение механизмов и способов управления этими процессами приобретают повышенную актуальность в условиях тектонических продвижений границ межцивилизационных контактов на пограничья локальных цивилизаций Арктики, Азии и Европы".
Почему на Алтае шаманы выступили против православных крестов: