Народный фронт в Туве постановил, какой язык препятствует образованию и подлежит замене русским
Пресс-служба регионального отделения "Народного фронта" в Туве сообщила о проведении Круглого стола "по проблемам формирования единого образовательного пространства". В результате совещания родилось сомнительного правового статуса решение о ликвидации тувинского языка в качестве родного в образовательных учреждениях и передаче его "часов" русскому. А в утешение, тувинцам придется довольствоваться предложением учить родной язык, как "второй иностранный".
В обоснование своего решения, Круглый стол под руководством Юлии Рубановой и рабочая группа с названием «Образование и культура как основы национальной идентичности» привели следующие доводы: “... в национальных классах начальной школы некоторые предметы, такие как математика и окружающий мир, ведутся на тувинском языке. Это ведет к ухудшению качества образования, ведь при переводе некоторых понятий и определений на другой язык их смысл часто искажается”.
Истолковав слова президента страны “ восстановить единое образовательное пространство”, как прямой призыв к ликвидации национальной школы и системы образования, низведя тувинский язык из “государственного” во “второй иностранный”, присутствовавшая на собрании замминистра образования Тувы, г-жа Ощепкова так же превысила свои полномочия. Ведь для лишения статуса языка, прописанного в Конституции Тувы, как “государственный”, необходимо провести сначала референдум по внесению изменений в Конституцию, затем соблюсти все положенные правовые процедуры и лишь после этого предлагать понизить статус родного для коренного населения языка, до “второго иностранного”.
Президентом страны рекомендовано лишь “обсуждение” этого вопроса, а не предложение радикальных мер по закрытию кафедры тувинского и иностранного языков в Тувинском университете, например. Ведь, если тувинский язык препятствует образованию, как решило собрание, нет никакого смысла готовить кадры для его преподавания. В качестве необязательного, второго иностранного, он оказывается за спиной даже у более востребованного – “первого иностранного”. Например, популярного английского.
Так же отпадает нужда в хранении бесполезных, с точки зрения государственной значимости, архивных документов на тувинском, написанным латиницей – первом тувинском алфавите. Всех памятников письменности на территории Тувы, тоже высеченным не русским, а орхоно-енисейским руническим письмом.
Не будут нужны документы на старомонгольском, использовавшимся тувинцами в начале прошлого века для межгосударственных сношений. Абсолютно теряют в ценности и значимости рукописные фонды Национального музея, где хранятся тысячи наименований свитков и манускриптов на санскрите и тибетском - ведь это не “государственный русский язык”.
“Предложения, выработанные по итогам круглого стола, будут направлены в Центральный штаб ОНФ” – сообшает пресс-служба общественного движения. Кроме того, ”участники встречи отметили, что каждая национальная республика хочет сохранить и передать детям родной язык, но это не должно происходить в ущерб государственному языку. Решением могло бы стать внесение изменений в нормативные документы, позволяющие детям из национальных республик вместо второго иностранного языка изучать родной тувинский язык как иностранный, без ущерба для русского языка и других предметов”.
Это очень похоже на предложение заменить мачехой еще живую, родную мать. По соображениям, предложенным группой соседей. Во благо ребенка. Потому что им кажется без всяких доказательств и фактов – что так будет лучше для всех. Ни один житель Тувы не бы охвачен социологическим опросом, мешает ли ему родной язык “жить, учиться и бороться”, даже без заветов Ильича.
Общественности не представлен ни один факт поголовной безграмотности тех, кто учился в национальной школе (автор этих строк, например). Нет никаких убедительных свидетельств того, что в тувинских учебниках детей обучали тому, что Земля квадратная, а дважды два будет восемнадцать.
Таким образом волюнтаристское решение, что для успешной жизнедеятельности современного человека нужно забыть родной язык, отлучить детей от его изучения, превратив в необязательный факультатив в школьной системе, способно за искусственно созданной ненадобностью обрушить весь накопленный опыт работы национальных школ, трудов исследовательских институтов языка и литературы. Сомнению подвергается качество образования, полученного сотнями тысяч человек в Туве, окончивших в советское время национальные школы, включая Главу республики, депутатов, министров, писателей и ученых.
«Вопросы, которые мы обсудили сегодня, очень важны для дальнейшего развития российского образования , - подвела итог совещанию руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального штаба ОНФ в Туве Юлия Рубанова”.
Напомню, что правовой статус самого ОНФ ограничивается тем, что он должен “представлять и защищать свои права, законные интересы своих участников”. Тувинский народ не переходил полным составом во “фронтовики” и никакая общественница не имеет права выступать от имени тувинского народа и решать за него, какой язык и в какой очередности должны учить тувинские дети.
Согласно Конституции Тувы Статья 24. “Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества”. Как видим, здесь нет ни слова о руководящей роли “Народного фронта” в этом выборе.
Фото: Саяна Монгуш
В сюжете: языкиНародный фронтнациональный вопрос