Баабар: "Соцсети - это контролёры власти"
Интервью с известным публицистом Бат-Эрдэнийн Батбаяром о свободе слова, монгольских СМИ и общественно-политических процессах, происходящих в Монголии.
Продолжение. Начало здесь.
- Социальная сеть сегодня не уступает СМИ. В паре они ещё более эффективны. Но здесь есть и хорошие, и плохие стороны.
- Недавно мы провели исследование, в ходе которого выяснилось, что влияние, оказываемое социальными сетями на общество, не так велико. К примеру, влияние твиттера составляет 3 процента, а фейсбука – 29 процентов. Но аккаунтов в фейсбуке очень много и их число продолжает увеличиваться.
Твиттер же не может так расширяться. Из 400 тысяч твиттер-адресов половина дубликаты или фальшивые. Если понаблюдать, то на самом деле в твиттере активны только 200 человек. Хотя его влияние на общество низкое, но твиттер оказывает большое влияние на представителей власти. Начальники и высшие должностные лица очень боятся засветиться в твиттере. Поэтому в Монголии СМИ и социальные сети очень мощные. Хотя твиттер занимает только 3 процента, но на уровне принятия решений он оказывает очень сильное влияние, с чем и можно поздравить тех 200 человек.
Сегодня власти любят следовать за твиттером. Это неплохо. Власть должна быть под контролем. И роль контролёра очень хорошо выполняют социальные сети. В 2016 году новый мэр столицы настаивал на том, чтобы все рестораны закрывались в 10 часов вечера. Но его хорошенько потрясли в твиттере. В конце концов, наоборот, он даже решил открыть ночную улицу, которая будет работать всю ночь напролёт. Это очень хороший способ контроля. Конечно, есть случаи, когда с фальшивых адресов клевещут на того или иного человека. Что угодно имеет свою обратную сторону. Но, тем не менее, социальные сети превратились в крупный и эффективный механизм для контроля власти со стороны общественности.
- В последнее время многие говорят, что СМИ находятся в руках своих хозяев и лишь прикидываются свободными. Ваше мнение по этому поводу?
- Это вопрос менеджмента, а не вопрос профессии журналиста. Вообще-то, СМИ не дают сами себе оценку. Оценку дают им пользователи. На таком маленьком рынке как Монголия, 400 телеканалов делят доходы. Значит, они работают в убыток. Наши любят говорить, что “СМИ владеют богатые люди”. Тогда как человек без денег может дать работать СМИ. Важен менеджмент, важно уметь делать деньги, увеличивать число пользователей.
Например, хорошего учителя назначают директором школы. Вскоре школа приходит в упадок. Потому, что тот человек является хорошим учителем, а не хорошим менеджером.
В одной статье я написал о “необходимости создании профессионального правительства”. То есть кресла министров должны занимать менеджеры. А у нас назначают министром образования учителя, министром здравохранения врача и дают правительству кличку “Профессиональное Правительство”.
Менеджер – это такая специальность, которая требует таланта. Окончив курсы менеджмента, не станешь хорошим менджером. Окончив факультет журналистики, не станешь сразу журналистом. Наши журналисты жалуются, мол “эти олиграхи владеют всеми СМИ. Я, журналист, не могу писать как мне хочется”. Как он может писать, как ему хочется? Это знает только тот, кто занимается менеджментом. Менеджеры разрабатывают политику деятельности. Печатать в жёлтой прессе различные слухи - это ведь тоже политика. Есть печатные издания, которые печатают только телевизионные новости. Это тоже политика. Не все журналисты обязаны писать. Есть люди, которые умело проводят журналистский менеджмент. К примеру, наши “зуб” Ганболд и “губа” Ганболд. Они не пишут, но успешно занимаются менеджментом своих изданий. Разве становятся журналистами, критикуя власть и тут же сочиняя стихи? Если у нас такое множество СМИ, то пчему бы не перейти к таким изданиям, где можно писать всё что угодно? Мы же ведь граждане свобдного общества с неограниченным выбором.
- Но в рейтинге свободы печати индекс Монголии падает...
- Монголия является страной с самой большой свободой печати. Из-за терроризма во многих странах интернет оказался под контролем. В Америке и Европе в интернете работают специальные фильтры, которые занимаются поиском определённых слов и всё контролируют. Но у нас такого контроля нет. В Китае, начиная с Google, всё закрыли и они теперь используют свои системы. Сегодня русские, хотя у них там финансовый кризис, тоже стремятся создать свою систему. На днях в России приняли закон об ответственности за оскорбление чести президента или других высших дожностных лиц государства. До этого в России право на наказание было распределено по регионам. Если глава какого-либо региона делал что-то не так, то его отправляли за решётку или штрафовали. А мы, наоборот, наслаждаемся свободой между двумя нашими страшными соседями. К примеру, слабые журналисты, поссорившись с начальством, начинают кричать “у нас нет свободы печати”. Думают, что они сами являются воплощением этой свободой печати. Людей, которые бы сами проводили журналистские расследования и создавали контенты среди такого множества сайтов и телеканалов, очень мало. В основном журналисты занимаются только переписыванием с газет. Можно быть свободным. Но нельзя воровать чужое.
- У нас существует множество различных журналистских ассоциаций и союзов. Если вступать в какой-то из них, то в какой лучше?
- Посмотрите на Союз журналистов. Разве в мире ещё есть такая организация, которая объединила под себя всех журналистов? Возможно, такие есть в Северной Корее или на Кубе. Это продолжается по инерции от старого общества. Лучше, если будут объединяться по своим интересам. Например, в Японии существует более 3 тысяч самостоятельных союзов писателей хайку. Они объединяются по своим интересам и стилю. По-моему, в Монголии сегодня, в истинном смысле этого слова, существует только два журналистских союза. Один из них Союз ежедневных газет, а другой baabar.mn. Люди туда вступили в соответствии со своими интересами и критериями. К примеру, для baabar.mn взгляды человека не имеют никакого значения, вход свободен для всех. Нужно зайти на нижний блок сайта, получать постоянно более 10 тысяч просмотров и стать членом. Организуются собрания для членов, люди с различными взглядами обмениваются между собой информацией, выражают свои позиции. Возможен также союз, объединяющий людей по особенностям менеджмента и их интересам. Например, ежедневные газеты объединились в один союз.
Так как общество не однообразное, то конечно дожны быть различные виды объединений. Но деятельность союза, объединившего под себя всех журналистов, приобрела политическое направление и форму шантажа. За место председателя союза политические партии выделяют силы и средства, устраивают собрания... Вокруг чего они объединяются? Я до сих пор не понял суть того, для чего они объединяются. Понятное дело, при социализме. Все были писаками идеологии. Цель была ясна - поддержка партии. Даже ничего не понимающий ребёнок, когда вступал в пионеры, давал клятву за дело МНРП, суть которого он совсем не понимал. Союзы журналистов, писателей и компзиторов также имели задачу поддерживать партию. Но это вопрос тогдашнего общества. А сегодня, в нашем свободном обществе вокруг чего объединяются эти журналисты, которые даже не помещаются в зале заседаний? Таким образом, люди, которые ассоциируют себя со свободой печати, сами становятся политической игрушкой.
- Задачи и цели СМИ, четвёртой власти – превращаются в простую формальность. В последнее время СМИ даже превращаются в средства обвинения...
Зачем через СМИ выполнять какие-то задачи? Кто даёт им поручения? Во времена социализма партия давала поручения, а сегодня кто даёт им? И вообще, зачем давать поручения и задачи для выполнения? Название “четвёртая власть” – это просто кличка. Это такая формальная почесть, подразумевающая, что в свободном демократическом обществе СМИ должны состояться как четвёртая власть. В последнее время не утихают разговоры о том, что СМИ судят и обвиняют людей. Представители СМИ должны сами бороться против этого. У монголов преболадают эгоистичные взгляды. По правде говоря, они трусливые. Говорят, что после убийства С.Зорига на протяжении целого года не произошло ни одного крупного преступления. То же наблюдалось и после событий 1-го июля 2008 года. Все были перепуганы. Но так как, к сожалению, память коротка, то в скором времени снова начали совершаться преступления. Эгоистичные взгляды страшные. Организаторы демонстрации против смога и загрязнения воздуха жаловались, что на акции протеста не пришли те, кто больше всех загрязняет воздух и больше всех травится этим же воздухом. Сами почти не могут дышать, а как предлагают всем вместе бороться, - не приходят. Эгоисты, наверное, сидят и думают, что за них всё высказал Баабар.
Нельзя называть город городом, если в нём живет много людей. В городе должна существовать культура урбанизаци. Так как монголы все еще мыслят как кочевники, то не существует коллективных интересов. Они мало знают о таких понятиях, как коллективные интересы и коллективная безопасность. Если из-за смога дышать нечем, то надо переехать в сельскую местность. Или бороться с загрязнением воздуха и со смогом. Каждый должен думать об экологии и стараться снизить до минимума загрязнение воздуха.
Большинство наших проблем связаны с развитием общества. Раньше в Улан-Баторе было 3 тысячи автомобилей, в выходные дни улицы были почти пусты. Но сейчас зарегистрировано более 500 тысяч машин. Когда население Улан-Батора составляло 500 тысяч человек, смог тоже был, но относительно в малом объёме. Сейчас в городе топят печи полтора миллиона человек. Поэтому смог и пробки являются последствиями развития и прогресса нашего общества. 1 милилон жителей отправить обратно в их родные края, конфисковать машины и оставить как прежде только 3 тысячи. Не выход ли это?
Я не подразумеваю конфискацию имущества и создание убыточного предприятия, я говорю о решении проблем с участием государства. Но наши эгоистичные убеждения и взгляды, особенно СМИ, становятся как бы плодородной почвой для размножения этих неправильных тенденций.
- Создалась такая ситуация, когда согласно Закону о нарушениях, не то что журналист, но и даже простой гражданин за выражение своих взглядов и убеждений может быть наказан.
- Этот законопроект инициировал член парламента Гарамжав. Как только начали критиковать её в твиттере, она в ответ придумала такую статью. СМИ должны сами себя защищать от этого. Все кричат про свободу печати, а когда наступает ответственный момент, все становятся немыми. Заплатят штраф в 2 миллиона тугриков и сидят тихо. Если будешь слабым, то по закону природы, каждый будет унижать тебя. Если не умеешь защищать свои интересы, то остаётся лишь сказать “жаль”.
Сознание людей – это не вопрос, который регулируется государством. Это может регулировать человек по имени Цукерберг. Мы пробовали сами регулировать. Лучше ничего не придумаешь. Под запрет попали некоторые слова. Писать “премьер-министр Алтанхуяг” нельзя, это запрещено. Вот такими дурацкими делами и занимаемся. Люди, конечно, научились обходить это.
- Как Вы представляете сегодняшнюю политическую картину?
- Зачем говорить про политику? Здесь и так полно людей, которые критикуют Женко /Президент Х.Баттулга/ и Хуука /премьер-министр У.Хүрэлсүх/. Из 3-х миллионов монголов 2 миллиона являются политикам. Все пишут на своих страницах, политизируют. Я также под своими публикациями достаточно и систематически выражаю свою позицию.
- Что можете сказать по поводу вашей позиции о внесении изменений в Конституцию?
- По правде говоря, они не смогут внести изменения. Нынешний парламент уже не в состоянии что-то сделать. Пусть сидят и говорят о проверке процессов, произошедших в далёких 1990-х годах. У них нет другого выхода.
За четыре года, проведённых в парламенте, я представил на рассмотрение лишь один законопроект. И это была Конституция. Я представил на рассмотрение проект новой Конституции, решив, что старая уже выполнила свой долг.
Независимо от того, крупная или маленькая страна, ей, для того чтобы управлять обществом, требуется 1000 законов. Прошло уже 30 лет, а у нас только чуть более 400 законов. В лице члена парламента мы привыкли видеть человека, который иницирует законопроекты. Но обычно законопроекты инициирует Правительство. А члены парламента инициируют фракциями. Но у нас женщина, которая вчера бегала с микрофоном, сегодня инициирует закон “О валютном регулировании”. Если специалисты не введут санкции против этого законопроекта, возможно, государству будет нанесён огромный ущерб. В 1993 году был принят закон “О векселе”. Законопроект был принят после 15-ти минутного рассмотрения, хотя он является очень важным законом. Для любого государства важным является закон “О договорах”. Но у нас до сих пор его нет. Мы же ведь живём в договорном обществе?
- В последний раз чрезвычайное положение было объявлено согласно закону, принятому до Констиутции 1992 года. Также Вас считают одним из авторов кризиса Конституции. Ваше имя находится в списке тех людей, которые должны понести ответственность, начиная с тех семи изменений?
- В 1992 году я состоял в комисси по разработке Конституции. У нас не было никакого понятия об этом новом мире. Только Б.Чимид немного знал о нём. В 1990 году мы как бы прилетели с Луны или другой какой-нибудь планеты. И когда начинаешь жить внутри этого мира, то со временем начинаешь замечать его недостатки.
Выражение “семь изменений, которые ухудшили” / Дордуулсан долоон өөрчлөлт/ придумали те, кто пишут стихи. Но те семь на самом деле были очень важными изменениями. Хотя у нас парламентская форма правления, но воспользовавшись словом “согласовывать”, кандидату на пост премьер-министра “лысому” Ганболду семь раз отказывали. Было потеряно всякое правление. Поэтому внесли такие дополнения и изменения, как “заранее ознакомить, если в течение 3-х дней не дадут ответ, то вопрос решит сам парламент”. Правильные изменения. Следующее изменение касалось количества присутствующих на заседании членов. Воспользовавшись таким положением закона о том, что заседание может быть открыто, если в зале присутствуют две трети членов парламента, тогдашняя МНРП 130 раз покидала зал заседания. Из-за этого все работы останавливались. Принцип демократии заключается в том, чтобы решать большинством, но при этом признавать существование меньшинства. Поэтому и были внесены изменения и снижен уровень порога для пристутствующих. Члены парламента избираются народом. Там запрещено тайное голосование. Но правительство отправляют в отставку тайным голосованием. Народ должен видеть, кто и за что проголосовал. Тогда вопрос: что именно ухудшилось?
- Но я ещё не потерял надежду, что это общество всё-таки не оказалась в тупике. Как считаете, виден ли свет в конце тоннеля?
- Реальные изменения произойдут лишь тогда, когда будут преобладать урбанизированные люди, способные нести коллективную ответственность. Урбанизированный не означает «живущие в городах». Это современные граждане, понимающие культуру урбанизации. Сегодня господствует промежуточное поколение, одетое в добротные костюмы и ездящее на автомобилях, но с кочевническим мышлением. Даже намного хуже нашего поколения. Они обзывают стариками Д.Лундээжанцана и Ц.Нямдоржа. Но их не так много. Всю грязную работу делает промежуточное поколение. Остались лишь пятеро стариков во главе с Ч.Улланом. Они много лет сидят в парламенте и самое большое, что у них накопилось, это хорошее чутьё и чувствительность, и благодаря этому они существуют.
Положительные и оптимистические вещи мы ждём от нашего будущего поколения. Рождается совсем иное молодое поколение. Поколение моложе 30-ти лет, которое не смотрит телевизор, не пишет стихи, не употребляет крепкие алкогольные напитки, добывает информацию совсем из других мест, с бизнес-мышлением.
- В начале нашей беседы Вы сказали, что рынок печатных изданий стабилизируется. А как Ваш собственный бизнес?
- Печать - это не бумага, а содержание, контент. Сегодня в Улан-Баторе действует 30 типографий. Думали, что сами будут создавать контент и закупили машины фирмы “Хайдельберг”. И эти машины сегодня работают только во время очередных выборов, а в остальное время просто стоят. Компания НЭПКО занимается бизнесом, связанным с контентом. У нас нет своего магазина и типографии. Все контенты создаются по аутсорсингу. В нашей компании работает ровно 10 человек. Но мы каждую неделю выпускаем по две книги. С нами сотрудничает ещё 300 человек. Только переводчиков более 100 человек. Некоторые вещи, например обложки, мы заказываем за границей. 80 процентов работы над одной книгой составляет перевод. Мы имеем связи с самыми крупными компаниями мира. НЭПКО почти не работает над детскими книгами или художественной литературой. 70 процентов выпускемых нами книг – это книги об экономике. Также издаём книги о философии, различные словари.
Нужно правильно смотреть на рынок. Говорят, что в одно время на рынке западных стран был большой спад спроса на романы. Такое сегодня наблюдается и у нас. Люди начали больше интересоваться не художественной стороной, а документальной. При социализме в год выпускали 50-60 книг. Такие толстые романы как “Зүрхний хилэн”, издавались по 25 тысяч штук. Так как больше нечего было читать, то эти романы читали всем народом. А сегодня прилавки книжных магазинов завалены книгами. Все на монгольском и напечатаны в монгольских компаниях.
Экс-министр образования Ё.Отгонбаяр провёл исследования о возможности принятия закона, согласно которому один экземпляр всех издаваемых книг отдавался бы в государственную библиотеку. Но результат был отрицательным. Сегодня в год печатают 15 тысяч различных книг. Есть много книг, которые люди печатают дома на компьютере и сами же отдают в типографии, без всяких там ISBN. Также есть много людей, которые занимаются поэзией. Хотя другие не признают их, они продолжают писать. Таким образом, собрав несколько стихотворений, выпускают книгу-сборник своих стихов и раздают их людям. Есть личный интерес в этом, имеются деньги. Нет тут ничего неправильного. Гостям, которые приходят на Цагаан сар, дарят сборник своих стихов. Что тут плохого?
В последнее время наши стали много критикоать, что писатели стали по своей воле писать разные произведения. Но как раз и должны писать по своей воле. Если выращивают цветы и приобретают домашнюю собаку по своей воле, то почему нельзя писать стихи по своей воле и издавать их? Как будто жадничают, что тот не должен был писать, а я должен был. Не помню кто, но один начал критиковать, что женщины начали писать. Почему женщины не могут писать? Сегодня в области мировой литературы женщины уже находятся наравне с мужчинами. А в поэзии даже впереди. Ну а в документальной литературе пока находятся немного ниже мужчин. Раньше, в 18-19-х веках произведения, написанные женщинами, не имели успеха, им прихидилось писать под псевдонимом, чтобы выйти на рынок. Жорж Санд же женщина. А сегодня, наоборот, они получают известность благодаря тому, что являются женщинами. У нас даже нет базовых понятий о таких тенденциях. И это не случайная и одноразовая критика. Это наш сегодняшний образ, наш уровень.
- Вы довольно активно критикуете художественную литературу. Например, ваш отзыв под названием “Сможешь ли ты крикнуть, что король голый?” на роман Ц.Доржготова, “Письмо написанное в тени”, о романе С.Жаргалсахана, беседа с Гүр.Нямдоржем на тему худоожественной литературы, которые ещё не потеряли своей актуальности. На каком уровне находится сегодняшняя художественная литература по сравнению с литературой того времени, когда Вы, будучи ещё молодым, читали и давали оценку? Читаете ли Вы нашу современную художественную литературу?
- Я очень много критикую. Искусство, литературу, спетакли, кионфильмы, а также определённые творческие лица. То, что Вы спросили, это критика времён социализма, когда я писал и тайно раздавал. В то время, когда обязанностью творческих людей было убеждать и воспитывать народ, я писал против идеологии того времени и раздавал это узкому кругу людей. Пытался воспитать других, хотя не смог воспитать себя. Традиционное понятие времён социализма о том, что писатели, журналисты, деятели культуры и артисты обязаны воспитывать и просвещать народ, до сих пор сохранилось по инерции.
Это было давно, состоялся съезд художников. Пришло высшее начальство и давай говорить о портрете какого-то скотовода. Один наш художник заснул. Его разбудили и потребовали высказать своё мнение об этой картине. Он ответил: “Просто Герой труда пасёт своих овец”. Вообще-то искусство - это совсем другая вещь.
Сегодня нас, людей, которые пишут настоящую современную художественную литературу, не так уж много. Критики в один голос утверждают, что стиль художественной литературы возрастом в 1000 лет смогли сломать Марсель Пруст своим “В поисках утраченного времени”, Джеймс Джойс романом “Улисс” и Кафка “Превращением”. Наше издательство НЭПКА несколько лет назад перевело и выпустило две книги по теории литературы – «100 Классических прозиведений» Даниэля Бурта и «Краткую историю художественной литературы» Джона Хатерланда. Я бы посоветовал многим тысячам студентам, которые изучают литературу и искусство, если не читать, то хотя бы приобрести эти книги и сохранить. Возможно, позже они пригодятся. В последнее время большую известность в сфере монгольской литературы получила очень талантливая писательница Л.Улзийтугс. Её стихи и рассказы достигли уровня мировой литературы. Также есть Б.Галсансүх. Проблема в том, что его образование не доходит до уровня его стихов. Но он умеет писать настоящую современную поэзию. Врождённый талант.
По-моему, если человек хочет познать художественную литературу, то он должен это сделать до 30-ти лет. Потом можно читать лишь на выбор, так как наш мир, полностью покрытый интернет-паутиной, не даст такой возможности. Моим самым любимым писателем является А.П.Чехов. Его книга всегда находится рядом с моей кроватью. Не знаю, сколько раз я его перечитывал. Сегодня уже перестали писать большие произведения. Вероятно, большинство наших писателей не чувствуют, что литература изменилась. Помните, сколько страниц занимает одно только предисловие к Бородинской битве в романе Л.Толстого «Война и мир»? Там подробно описывается восход солнца и как его лучи проходят по вершинам гор. Современных людей это не интересует. Нужно сразу высказать то, что хотел сказать. Л.Толстой – классик. В своё время он создал настоящую художественную литературу. А современным людям уже не интресно сидеть и читать как восходит солнце и светят его лучи. Лучше посмотреть это в фильме.
- Прошло более 20 лет, как впервые был поставлен спектакль “Пари”...
- Спектакль был поставлен на сцене также спустя 20 лет с момента его написания. В то время билет в театр стоил 800 тугриков. Но мы продавали билет за 10 тысяч, а на входе были очереди. Этот спектакль является единственным среди монгольских спектаклей, котрый был переведён и поставлен за границей. Он был поставлен в Германии. Режиссёром был Мунхдорж, а его помощником - Наранбаатар.