В какую сторону скатываться с Бычьей горы?
С момента принятия решения о строительстве “Байкальской гавани” в Прибайкальском районе Бурятии прошло уже 6.5 лет, однако многообещающий проект пока не принес дохода республике, но доставил немало неприятностей жителям Прибайкалья
Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа“Байкальская гавань” было принято правительством в феврале 2007 года. Согласно документам, государство должно вложить в проект 8 млрд рублей, остальные 36 млрд должны быть инвестированы привлеченным частным капталом. На сегодняшний день Министерство экономики России заключило соглашения по развитию турзоны с 12 резидентами «Байкальской гавани»:
- ООО «Путник Сибирь» - организация деятельности гостиничного комплекса и яхт-клуба на участке «Турка»
- ООО «Круизы Байкала» - строительство и организация деятельности гостиниц бюджетного класса на 9 номеров, развитие и обслуживание круизного теплохода «Атлант», предоставляющего туристические услуги
- ЗАО «Золотые пески Байкала» - строительство гостиничного комплекса класса 4 звезды на 800 мест
- ООО «Сибирь-Капитал» - строительство коттеджного поселка сегмента VIP из 30 коттеджей на 160 мест размещения.
- ООО «Байкал-Инвест» - строительство многофункционального комплекса.
- ООО «Байкальская гавань» - строительство административно-делового комплекса, единого выставочного и конгресс-центра
- ООО «Рыбацкая деревня» - создание туристического торгово-развлекательного комплекса «Рыбацкая деревня»
- ООО «Интерра» - организация строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса кафе и малого спортивно-развлекательного комплекса.
- ООО «Гора Бычья» - создание современного всесезонного горного курорта с полным спектром объектов гостиничной, спортивной, детской, развлекательной, оздоровительной и торгово-бытовой инфраструктуры.
- ООО «БайкалАктив» - строительство современных спортивных площадок. Также строительство специализированных детских спортивных комплексов. Помимо спортивных площадок планируется строительство открытой и закрытой автостоянки, административного здания, включающего в себя магазин по продаже спортивных товаров, пункта проката и складских помещений.
- ООО «ФНК-Премьер» - строительство всесезонного рекреационно-оздоровительного комплекса на участке «Горячинск».
- ООО «Прогресс-М» - строительство и организация SPA-курорта в Горячинске
Три из двенадцати компаний, а именно ООО «Путник Сибирь», ООО «Рыбацкая деревня» и ООО «Байкальская гавань», входят в состав группы «Метрополь», которая является генеральным подрядчиком проекта в целом.
По данным Агентства по туризму Республики Бурятия, в 2010 году в инфраструктуру «Байкальской гавани» государством инвестировано около 2 млрд рублей, в 2011 году вложения составили 3.8 млрд рублей. Инвестиции последующих лет скромнее - в прошлом 2012 году они составили 585 млн рублей, в 2013 году – должно быть инвестировано 676 млн рублей, в 2014 году – 318 млн. рублей, сообщает пресс-служба главы республики. По плану, на территории гавани должно быть устроено энерго и водоснабжение, проведена канализация, построен маяк и причальные сооружения в Турке, автодорога «Хаим - Бычье озеро», мост через реку Турка.
На сегодня на участке «Турка» из 18 объектов построено около половины: котельная, внутриплощадочные сети водопровода и бытовой канализации, ливневая канализация, подстанция, ограждение территории и наружное освещение с пунктом пропуска, пожарное депо, мусороперегрузочная станция, сети водопровода от участка «Пески» до участка «Турка». Еще девять объектов на разной стадии готовности. На участке «Пески» сдано 20 процентов запланированных объектов. На остальных участках к строительству объектов инфраструктуры должны приступить в этом, следующем и последующих годах.
Несмотря на шесть с половиной лет, прошедших с момента принятия решения о создании особой экономической зоны, пока для местных жителей не создано ни одного рабочего места. Все объекты инфраструктуры строятся приезжими строителями вахтовым методом.
Реализация проекта «Байкальская гавань» позволит республике довести долю туризма в валовом региональном продукте с учетом смежных отраслей до 26-ти процентов. Однако из пяти участков зоны федеральную власть интересуют только два самых небольших — «Турка» и «Пески». В них планируется одновременное присутствие до 750-ти туристов, то есть, готовится строительство туристического центра премиум-класса. Причем «Турка» - это порт, рассчитанный на прибытие туристов из Иркутской области. Добраться до “Байкальской Гавани” иным путем пока можно только виртуально: 120 километров до подлежащего реконструкции международного аэропорта «Байкал» в Улан-Удэ, затем полтора часа езды автобусом по пока несуществующей дороге или 30 минут полета до аэропорта села Горячинск, который предполагается восстановить с нуля.
Забытые участки гавани
По заключению канадской фирмы Ecosign Mountain Resort Planners Ltd, гора Бычья может быть развита в крупнейший в мире курорт, обслуживающий в день более 100 тысяч человек. Потенциал ее вдвое выше, чем у Куршевеля. Первый снег здесь появляется ранней осенью и лежит до июня. Из-за расположение горы между Байкалом и озером Котокель, здесь сложился уникальный микроклимат, с очень мягким для Сибири температурным режимом в зимнее время.
Однако у горнолыжного курорта, строительство которого широко рекламировалось, до сих пор отсуствует концепция развития. Непонятно даже, в какую сторону любители горно-лыжного отдыха будут скатываться с Бычьей горы на лыжах. Не определена и точка начала строительства автомобильной дороги к будущему всесезонному курорту. В итоге деньги, запланированные на строительство дороги в 2008 году, были переброшены на сооружение участка Улан-Удэ - Курумкан.
Дорога же к ТРЗ около самой зоны вроде бы делается, но ближе к Улан-Удэ местами на ней нет асфальта. Зато, как оказалось, чиновники РосОЭЗ еще в 2008 году выделили средства из бюджета Бурятии на строительство внутризоновых пешеходных дорожек на дороге.
Одновременно выяснилось, что РосОЭЗ не предусмотрел федеральных средств на создание в «Турке» и «Песках» социальной инфраструктуры - больниц, детских садов, школ. Более того, оказалось, что у концепции создания всей зоны отсутствует инвестиционно-экономическое обоснование. Канадская фирма Ecosign, которая в 2006 году выбирала местность и проектировала расположение объектов внутри зоны, не озаботилась вопросом, выгодно ли здесь вообще строить ТРЗ. Когда это выяснилось, деньги на строительство уже давно выделялись, так что пришлось строить все по плану утвержденному без инвестиционно-экономического обоснования.
А план таков: за четыре миллиарда рублей под зону, то есть к двум участкам на 750 человек - «Турке» и «Пескам», строятся дороги, ЛЭП, маяк, порт и раздвижной мост в Турке. При этом, с открытием “Байкальской гавани” правительство Бурятии ожидает увеличение притока туристов в четыре раза: с 500 тыссяч до 2 млн человек в год, как со ссылкой на данные правительства, ранее сообщала газета «Молодежь Бурятии».
Строительство туристической зоны не обходится без скандалов
В прошлом году в соответствии с решением арбитражного суда по иску министерства транспорта, был расторгнут государственный контракт с компанией «Сибэнергострой». Компания начала строительство причала еще в 2009 году. Сдача объекта была намечена на конец 2011 года. Объем средств, выделенных на строительство причальной стенки, составил 273 млн рублей. Однако строительство так и не завершилось, а работы сопровождались отставанием от графика и судебными исками. «Сибэнергострой», которая имела подряды на сумму почти в миллиард рублей, оказалась без средств. А на ее директора А.Глазкова заведено уже несколько уголовных дел.
Также жители поселка Турка готовят иск к строителям «Байкальской гавани». Представитель общественной организации «Бурятское региональное объединение по Байкалу» Владимир Белоголовов считает, что «эти пять лет привели к экономическому, материальному и моральному ущербу, а виртуальные выгоды проекта обернулись реальными потерями для жителей села Турка».
По словам общественника, к 2011 году власти обещали решить проблему с занятостью населения и дефицитом бюджета поселений. Это предполагалось сделать за счет налогов на землю и построенную недвижимость. Однако в 2010 году строители заплатили значительно меньше предполагаемой суммы, так что Турке не хватало денег даже на то, чтобы очистить сельскую дорогу от снежных завалов.
В 2011 году, как отметила местный депутат Татьяна Тивикова, Туркинское поселение получило в качестве налога на землю с участка, выделенного под строящиеся объекты (набережную, порт, газовую котельную) 22 рубля 78 копеек...
От действий строителей также пострадали дети и выращенные ими деревья. В устье реки Турка силами местных школьников проводился эксперимент лесовосстановления заболоченной вырубки, которая образовалась при строительстве Иркутской ГЭС. Приблизительная оценка стоимости волонтерских работ составляет 3 млн рублей. Результаты труда школьников были уничтожены строителями, которые засыпали парк песком с байкальской дюны, на которой росли краснокнижные виды деревьев. Как в конце 2012 года сообщал Байкал-Медиа консалтинг, власти так и не дали никакого внятного ответа по поводу компенсации понесенных потерь.
Помимо прочего, в связи с строительством гавани назревает еще один скандал. Жителям двух муниципалитетов, где региональные власти пытаются развить туризм, отказали в праве самим ответить на вопрос - согласны ли они с включением земельных участков, входящих в границы Кабанского и Прибайкальского районов республики, в состав особой экономической зоны «Байкальская гавань». Несмотря на то, что строящаяся много лет «Байкальская гавань» не приняла пока ни одного туриста, республиканские власти инициировали расширение ее территории по всем фронтам за счет земель еще 9 муниципальных образований Бурятии, включая Улан-Удэ.
Люди уже высказывают опасение, что после включения в зону новых гектаров прибрежных земель о свободном доступе на эти рекреационные территории внутренним туристам можно будет забыть. Точно так же, как вынуждены «забыть» это тысячи отдыхающих и местное население туркинской зоны, которых изгнала с традиционных мест отдыха эта грандиозная стройка, не предложив взамен ничего - ни налогов, ни рабочих мест, ни объектов социальной сферы.
“И нас со всех сторон подперла эта «Байкальская гавань», они оформили в свою собственность всю нашу территорию, - говорит жительница Турки, Наталья. Нам некуда расширять поселок, потому что нет свободных земельных участков”.
Как предположила «Новая Бурятия» в статье о “Байкальской Гавани”, получается, что турзона, которая формируется седьмой год, пока является объектом вложений денег в растущие в цене прибайкальские земли с прицелом на будущую спекуляцию ими. Одну сотку земли на побережье Байкала сегодня продают за 150-160 тысяч рублей.
Справка
Прибайкальский район, в котором строится “Байкальская гавань” имеет значительные и разнообразные природные ресурсы для лесного и охотничье-промыслового хозяйства. Имеются минерально-сырьевые ресурсы. Такие, например, как кварцит (Черемшанское месторождение, запасы – 45 млн тонн), фосфатосодержащие доломиты, пигментные минералы, строительный гранит, карбонатные породы. Земли лесного фонда - 1166.7 тыс га, что составляет 75 процентов территории, сельскохозугодий - 32.4 тыс. га или 2.1 процента земель района, в т.ч. 14.6 тыс га – пахотные земли. Рекреационный потенциал района - это 94 км побережья озера Байкал с естественными пляжами, реки и озера, минеральные лечебные источники, уникальный природный ландшафт. В 2012 году в Прибайкальском районе проживали 26 921 человек. На территории района работает 416 предприятий - юридических лиц и 850 индивидуальных предпринимателей.
Удельный вес промышленности в экономике района значительно превышает сельскохозяйственное производство. В промышленности занято около 35 процентов от числа трудоустроенного населения района. По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг среди городских округов и муниципальных районов Прибайкальский район по итогам 2012 года по темпу роста находится на 1 месте в Бурятии. Среднемесячная заработная плата, начисленная на предприятиях и в организациях всех видов экономической деятельности района составила 12873 рублей.
Одна из приоритетных отраслей социально-экономического развития Прибайкальского района - туристическая отрасль, находится в стадии раннего развития. В прошлом году в Прибайкальском районе побывало 6.11 тысяч туристов.
В сюжете: Байкалстроительство