Буддизм и наука – не противопоставление, а взаимообогащение
Автор АРД Евгений Хамаганов продолжает серию рассуждений о стыке науки и религии. Мысли Далай-ламы.
Продолжение публикаций: Фильм Interstellar, тенгрии и буддийская копцепция мультивселенной, Космология и буддизм, Возможно ли научно доказать реинкарнацию?
В уже упомянутом мной фильме «Я-начало» одна из героинь привела в краткой интерпретации цитату из Его Святейшества Далай-ламы. Вот как выглядит его высказывание в оригинале:
«Допустим, что что-то со всей определенностью было доказано в ходе научного исследования, что некоторая гипотеза подтвердилась или что в результате такого исследования был установлен определенный факт. Более того, предположим, что этот факт несовместим с теорией Будды. Вне всякого сомнения, мы должны принять результат научного исследования. Видите ли, общий буддийский подход заключается в том, что мы всегда должны принимать факты. Досужие домыслы, не основывающиеся на эмпирическом опыте, когда таковой возможен, неуместны. Таким образом, если гипотеза была подвергнута проверке, в результате которой она на 100 процентов подтвердилась, то это именно то, что нам следует принять.
Буддисты верят в перерождение. Но предположим, что благодаря различным исследовательским методикам наука однажды придет к окончательному заключению, что перерождений не существует. Если данный факт будет со всей определенностью доказан, то мы должны будем его принять, и мы его примем. В этом заключается общая идея буддизма».
Это вполне соответствует и словам самого Будды:
«Не принимайте моё учение просто из веры или из уважения ко мне. Подобно тому как купец на базаре при покупке золота проверяет его: нагревает, плавит, режет — чтобы убедиться в его подлинности, так же проверяйте и моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его!», конец цитаты.
Необходимое уточнение – мои мысли могут показаться кому-то парадоксальными, глупыми, а то и вовсе параноидальным бредом. А почему бы и не подискутировать?
Буддизм всегда был довольно далек от западных религиозных представлений, так называемых авраамических религий. В них господствует монотеизм, представление о едином Боге-творце, и ожидание вечной жизни. Ведические религии, и буддизм в частности, имеют совершенно иные ориентиры.
Основополагающей теорией буддизма считается уход в нирвану, в небытие, и выход и освобождение из сансары, круга страданий. А что означает это с точки зрения религий авраамических? Вечную смерть!
Впрочем, фундаментальное противоречие этих мировоззрений – удел ученых. Наша задача – попытаться выяснить все таки, где находится стык науки и религий.
В 1987 году Далай-лама и еще ряд теологов провели дискуссию с представителями науки. Если кому интересно, может «прогуглить».
«Очень важно, чтобы западная наука и восточные традиции изучения развития ума взаимодействовали. В какой-то момент у людей сложилось впечатление, что эти две традиции совершенно разные и несовместимые. В последнее время, однако, стало очевидно, что это не совсем так. Такого рода диалог имеет огромное значение для будущего человечества, так как дает возможность традициям взаимообогащаться», - отметил Его Святейшество.
Далай-лама, по большому счету, самый главный «ломатель» границ между наукой и религией.
В целом, если брать определенную систему координат, то подумаем – существует ли она в целостности, между определенными физическими системами? Либо происходит преломление траекторий?
Предположим, что существует Мультивселенная, и в данный момент пересекаются несколько физических и нефизических измерений. В которых, живут ваши давно ушедшие дедушки, бабушки, возможно даже дети. Но возможно, Вселенная едина, нет никаких параллельных реальностей, а происходят просто параллельные физические процессы?
Представим, что существует якобы бесконечное количество галактик, звездных систем и прочих явлений в сфере астрономии. Теперь попытаемся искривить эту реальность через шестимерность времени и пространства. Потом применим теорию сохранения энергии. Возможно, ваши почившие дедушки и бабушки живут через сотни тысяч световых лет, в других галактиках, но благодаря освоению законов физики, пока еще неподвластных для нас, могут наблюдать за нами, а может и взаимодействовать?
В шаманизме говорят о существовании параллельных реальностей. Что, дескать, мы можем даже наступить на ногу зазевавшейся сущности. Мы этого не почувствуем, но ей будет больно.
Согласно одной из теорий, Вселенная имеет восьмеричную структуру, причем в разных плоскостях. И где-то возможно пересечение «восьмерки». В местах наличия разумной жизни.
Как сказал Далай-лама – «Система буддийской логики и процесса обоснования очень хорошо разработана. Но примеры, которыми авторы древних текстов иллюстрируют буддийскую логику, относятся к их историческому времени. И, хотя с тех пор многое изменилось, мы все еще используем те же самые примеры. Порой это выходит очень неуклюже. Я хотел бы кое-что изменить и адаптировать к современному образу мышления. Буддийскую логику следует дополнить элементами знаний, полученных западными учеными».
В итоге, мы переламываем начисто весь основной вопрос философии, над которым бились ученые много столетий. Мысли материальны. Сознание материально.
Продолжение следует…
В сюжете: буддизмДалай-лама