Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
24 сентября 2013 19706

Страсти вокруг Дордже-Шугдена: буддийский фундаментализм или диктатура Далай-ламы? Часть II

Автор: Николай Цыремпилов

Тлеющие угли застарелого конфликта с новой силой вспыхнули в начале XX века. Авторитетный гелукпинский учитель Пабонка-ринпоче поднял культ Дордже-Шугдена на высокий пьедестал. Он объявил Шугдена главным защитником Гелукпы и в своих ярких проповедях призывал желтошапочников посвящать больше времени медитативной визуализации этого божества.

Реклама

Божества-защитники

В какой-то момент популярность культа Шугдена стала угрожать исторически сложившейся культовой системе Тибета. Божества-защитники традиционно занимают важное место в тибетской государственной системе. К ним обращаются за советом при решении важнейших вопросов, включая объявление войны и заключение мира. Божества-защитники передают свои советы устами оракулов, особых людей, на которых снисходит дух защитника.

Считается, что божества-защитники являются существами, не достигшими буддийского Просветления, а потому они подвержены обычным страстям. Они способны испытывать чувства гнева, обиды, зависти, раздражения и мести. И хотя просветленные божества гораздо выше по своему онтологическому статусу, близость мирских защитников к людям, как считается, делает их более эффективными и опасными существами.

Дордже-Шугден изображается в виде монаха с искаженным от гнева лицом верхом на снежном льве или гаруде. В ряду его зубов выделяется пара острых клыков. У него три глаза, что говорит о его статусе просветленного божества. В его правой руке – объятый пламенем меч, подчеркивающий его связь с бодхисаттвой мудрости Манджушри. В левой руке Дордже-Шугден держит габалу, наполненную кровью и внутренними органами, что символизирует его гневный и угрожающий настрой. В изгибе правой руки защитника сидит мангуст, изрыгающий драгоценные камни. И это далеко не случайный символ. Считается, что практика Дордже-Шугдена приносит быстрое материальное обогащение, что только содействует его популярности еще и в мирской среде.

Головокружительная«карьера» Дордже-Шугдена

С XVII века главным государственным оракулом Тибета является Нейчунг, культ которого берет свое начало в традиции Ньингмапа. Возвеличивание культа другого божества-защитника – Дордже Шугдена – закономерно привело к конфликту с Нейчунгом. В дело вмешался Далай-лама XIII Тубден-Гьяцо, который велел Пабонка-ринпоче прекратить навязчивую пропаганду культа Шугдена. Пабонка подчинился, но после смерти Далай-ламы XIII возобновил свою деятельность.

Его главным учеником и продолжателем дела продвижения культа Дордже-Шугдена стал Триджанг-ринпоче, который к тому же вскоре стал личным наставником Далай-ламы XIV. В концепции Триджанг-ринпоче Дордже-Шугден уже объявляется просветленным защитником, который лишь принимает облик мирского духа. Так, Дордже-Шугден делает головокружительную карьеру и в одночасье становится в один ряд с Махакалой  и  Пелден Лхамо.

Отныне Шугден не только оберегает Гелукпу от врагов, он преследует и наказывает тех желтошапочников, которые привносят в школу Дже Цонкапы чуждые элементы из других традиций. До этих пор ни в Гелукпе, ни в тибетском буддизме вообще не наблюдалось такой степени нетерпимости и закрытости.

Триджанг-ринпоче пытался передать свои взгляды на место Дордже-Шугдена в гелукпинском пантеоне молодому Далай-ламе XIV. Существует мнение, что именно Шугден помог Далай-ламе благополучно бежать из Тибета в 1959 году в Индию. Во время подготовки к бегству приближенные Далай-ламы обращались за инструкциями к оракулу Дордже-Шугдена. Сам Далай-лама XIV некоторое время был приверженцем этого культа и даже написал стихотворную молитву этому божеству. Однако в 1975 году все изменилось.

«Желтая книга»

Новый виток напряженности был связан с выходом в свет так называемой «Желтой  книги», в которой ее автор Дземе-ринпоче излагает свои беседы с Триджанг-ринпоче. В этих беседах Триджанг-ринпоче перечисляет гелукпинских учителей, чья жизнь была прервана Дордже-Шугденом в связи с недостаточной чистотой их духовной практики. Книга содержала завуалированную угрозу недостаточно фундаменталистски настроенным желтошапочникам: истинный гелукпинец должен полностью отказаться от экуменических заигрываний с другими буддийскими школами, иначе его неизбежно постигнет кара Шугдена.

Далай-лама отреагировал на появление книги чрезвычайно болезненно. На церемонии пуджи долгой жизни 1976 года, во время которой тибетцы просят Далай-ламу как можно дольше оставаться в своем настоящем теле, Его Святейшество внезапно отказался принимать подношение. И хотя под давлением тибетских парламентариев позднее он все же принял преподнесенные ему символы долгой жизни, сам по себе отказ был очень плохим знаком.

Почему Далай-лама столь жестко отреагировал на появление «Желтой книги»? Чтобы ответить на этот вопрос, важно разобраться в том, какое место занимает Далай-лама в конфигурации тибетской религиозно-политической системы.

В этой системе Далай-ламы, несомненно, занимают ключевое положение. Будучи формально авторитетной линией внутри школы Гелукпа, по факту своего продолжительного верховного положения в Тибете они стали своего рода гарантами прав других традиций на существование. Далай-лама не может себе позволить мыслить в категориях отдельной школы, и в этом смысле фундаментализм любой буддийской школы Тибета противоречит его миссии.

Эта интегрирующая роль Далай-ламы приобрела еще большую актуальность в связи с борьбой Тибета за автономию. В этой борьбе сложилась тибетская нация, и идея этой нации связана с сохранением уникальной тибетской культуры как комплекса различных буддийских и небуддийских школ и традиций. Изоляция этих школ друг от друга, агрессивная позиция брезгливого радения за чистоту своей линии способны подорвать тибетское единство изнутри.

«Злобный дух, наносящий ущерб делу Тибета»

Если в 70-х годах прошлого века Далай-лама ограничил практику почитания Дордже-Шугдена в монастырях, то с марта 1996 года он начинает активную фазу противоборства с шугденистами. По мнению некоторых наблюдателей, к этому его подвигла позиция авторитетных представителей других традиций, которые увидели в возрастающей популярности культа Шугдена угрозу положению своих школ.

Так или иначе, но на одном из тантрийских посвящений Далай-лама назвал Дордже-Шугдена «злобных духом, наносящим ущерб делу Тибета». По его мнению, Дордже-Шугден является всего лишь мирским божеством-защитником, следовательно, поклонение ему как просветленному божеству противоречит духу буддизма. Он отказался давать посвящение последователям Шугдена, аргументировав это следующим образом: «Если кто-нибудь из присутствующих здесь полон решимости продолжать практику умилостивления Долгьяла, то ему лучше удалиться с церемонии посвящения. Просто встать и покинуть церемонию. Вам не стоит здесь оставаться. Церемония не пойдет вам на пользу. Напротив, ваше присутствие здесь сократит срок жизни Далай-ламы. Но если кто-то из вас надеется на скорую кончину Далай-ламы, то пусть остается».

После этих слов многие монахи отказались от практики Шугдена, однако определенная часть осталась верна своему защитнику. Жесткое заявление Далай-ламы спровоцировало столкновение между теми и другими.
Несмотря на то, что официальная позиция Далай-ламы и Тибетского правительства в изгнании оставляла решение вопроса о приверженности Дордже-Шугдену на совести каждого отдельного практика, антишугденовская кампания быстро приобрела характер кампанейщины.

Администрации монастырей начали сбор подписей в поддержку запрета культа Долгьяла. В монастырях начались обыски. Приверженцев культа запугивали, изгоняли из монастырей и даже избивали. В Дхарамсале были расклеены постеры с надписями «Разыскиваются последователи Шугдена». Все это стало напоминать охоту на ведьм. Монахов заставляли доказывать свою лояльность Далай-ламе. Шугденисты подверглись фактическому остракизму во всех стратах тибетского общества.

Вероятно, антишугденовская кампания стала самой крупной ошибкой тибетского правительства и персонально Далай-ламы XIV. Теперь настало время для ответа со стороны самих шугденистов. И они не заставили себя ждать.

В сюжете: Дордже-Шугден

Похожие материалы

26 сентября 2013 11836

Страсти вокруг Дордже-Шугдена: буддийский фундаментализм или диктатура Далай-ламы? Часть III

Вместе с началом анти-шугденовской кампании началась и кампания, направленная на дискредитацию Далай-ламы и других гелукпинцев, придерживающихся экуменических взглядов. Ее возглавил тибетский монах Геше Келсанг-Гьяцо, учившийся в буддийском монастыре Сэра на юге Индии.

23 сентября 2013 14089

Страсти вокруг Дордже-Шугдена: буддийский фундаментализм или диктатура Далай-ламы? Часть I

В 1998 году маленький индийский городок Дхарамсала, в котором находится резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV, потрясло шокирующее известие.

Первая полоса

8 апреля 12056

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня

Монголия и Болгария обсудят открытие прямых авиарейсов

Кабинет министров утвердил проект соглашения о воздушном сообщении между Болгарией и Монголией в качестве основы для переговоров.

Сегодня 21

Глава МЧС России и министр природных ресурсов доложили Президенту о борьбе с пожарами в Бурятии и Забайкалье

Владимир Путин в формате видеоконференции провёл совещание с членами Правительства в четверг, 22 мая.

Реклама
Сегодня 21

Шесть проектов из Республики Бурятия получат премии за победу во втором сезоне Конкурса инициатив родительских сообществ Общества «Знание»

21 мая на IV заседании Всероссийского родительского комитета подвели итоги второго сезона Конкурса инициатив родительских сообществ.

Сегодня 27

В Монголии откроется посольство Индонезии

В честь 70-й годовщины установления дипломатических отношений между Монголией и Республикой Индонезия обе стороны договорились вывести отношения на новый уровень.

Реклама

Популярное

  • 16 мая 1735

    На реках Улан-Удэ устанавливают знаки «Купаться запрещено!»

  • 16 мая 1407

    Сеть колледжей по подготовке кадров для креативных индустрий создается на Дальнем Востоке

  • 16 мая 1405

    Монгольским военнослужащим, участвовавшим в параде в честь Дня Победы, вручили награды

  • 16 мая 1344

    В Улан-Удэ открылась 20-ая выставка «Baikal Travel Mart 2025»

  • 16 мая 1342

    ЕБРР и ЕС усиливают поддержку ММСП в Центральной Азии и Монголии

  • 17 мая 989

    Между столицей Монголии и японской префектурой Миядзаки будут запущены прямые рейсы

  • 18 мая 977

    В Кяхтe на российско-монгольской границе создадут туристический код

  • 17 мая 967

    В Улан-Удэ состоялся фестиваль робототехники «Марш Победы»

Сегодня 121

The Washington Times: Протесты против премьер-министра в Монголии могут привести к смене правительства

Монгольское коалиционное правительство, просуществовавшее 10 месяцев, похоже, распадается, поскольку протесты с требованием отставки премьер-министра продолжаются уже более девяти дней.

Сегодня 108

Монголия ведет переговоры об экспорте халяльного мяса в Индонезию

Глава МИД Индонезии отметил «значительный рост двусторонней торговли» и выразил желание и дальше укреплять экономические связи.

Сегодня 106

Туристическую улицу отремонтируют в центре Улан-Удэ

Оживленный участок улицы Ленина - от улицы Кирова до ул. Куйбышева, по которому проходят основные маршруты к главным туристическим объектам города, отремонтируют благодаря национальному проекту «Инфраструктура для жизни».

Сегодня 114

Организация Объединённых Наций поддержит Национальные движения Монголии

Президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух принял Постоянного координатора ООН в Монголии Яапа Ван Хирдена (Jaap van Hierden).

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 114

Останки 20 бойцов и командиров Красной армии обнаружили на Халхин-Голе

В Монголии продолжается Международная экспедиция «Халхин-Гол. Тем больше наша слава. 2025».

Сегодня 114

22,5 млн рублей направили на реконструкцию Бурятского хореографического колледжа

Средства  выделены на разработку проектно-сметной документации для реконструкции здания хореографического колледжа.

Самое важное

10 октября 2024 23959

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 24148

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 23899

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 24944

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок