Интернациональная любовь. Истории из жизни
Интернациональные семьи для России - явление довольно распространенное, и Бурятия не исключение. Четыре реальные истории о том, что "любви все национальности покорны".
Согласно законодательству каждый вправе не указывать в документах принадлежность к какой-либо национальности. Поэтому выяснить конкретное количество зарегистрированных интернациональных семей не удалось. Тем не менее, по документам о заключении брака, в которых имеются сведения о национальности, указанной по желанию лиц, вступающих брак, удалось выяснить следующее. В Бурятии существуют семьи между русскими и бурятками, которых в общем количестве больше всего. Что, впрочем, не удивительно. Кроме того, есть интернациональные браки азербайджанца с русской, американца с буряткой, ингуша с буряткой и другие. О некоторых из них, историях любви людей разных национальностей, мы хотели бы рассказать вам.
Первая история любви
Арсен попал на БАМ, когда со всего Советского Союза, по призыву КПСС, молодежь ринулась на стройку века. Жили и работали тогда все национальности вместе и дружно. У них не было проблемы общения, хотя многие из Средней Азии, особенно из Узбекистана, говорили на русском плохо. Арсен приехал на БАМ сразу после демобилизации из армии со своими сослуживцами, поэтому в бригаде был один узбек. Однажды в клубе он увидел азиатку, красивую, черноволосую девушку. И так повеяло от нее чем-то родным, что на секунду его охватила ностальгия по родному, цветущему Узбекистану. Арсен побежал и пригласил на танец, Дулма оказалась буряткой.
Сыграли комсомольскую свадьбу на БАМе. Так и живут они душа в душу почти 40 лет, сначала на севере Бурятии, а потом переехали в Улан-Удэ.
На родину Арсен ездит не часто, родителей не стало давно, еще до армии, живет там один брат, с которым в последнее время общаются в основном по телефону и через интернет.
«Когда были молодыми, с Дулмой мы ездили несколько раз, родные её восприняли нормально. Дулма у меня мудрая и терпеливая. Мы же там не жили, а приезжали в гости»,- рассказывает Арсен.
А у Арсена судьба была не из легких, работа на хлопковых плантациях. Каждая семья должна была выходить куколок шелкопряда, ухаживать за ними, а потом выращивать и убирать. Учебный год в аулах начинался зимой и завершался ранней весной, поэтому выбиться в ученые удалось немногим, тем более изучать русский язык.
«Арсен очень трудолюбивый. Никогда не говорит, что устал, что завтра или потом сделает. Берется и доводит работу до конца, причем делает все идеально. Для него семья - это самое важное. Он очень любит и беспокоится о воспитании детей, чтобы мы жили в достатке. С ним надежно и спокойно»,- рассказывает Дулма.
Их сын женился на бурятке, а дочь вышла замуж за русского парня. Поэтому в этой семье почитают все традиции мусульман, буддизма и христианства и отмечают все национальные праздники, готовят любимые национальные блюда. Они никогда не задумываются, кто есть кто, общаются все, в основном, на русском языке. Но когда совсем припечет, Дулма как «затараторит» на бурятском, и все бегут исполнять её требование.
У них нет никаких национальных различий и религиозных ограничений. В этой семье комфортно всем. Возможно, такая ассимиляция произойдет у всех народов при тесном взаимопроникновении культур.
Вторая история любви
В отличие от героев первой истории, следующая пара столкнулась с предвзятыми отношениями национальных групп.
Отец Галины, бурят из агинских степей, еще студентом женился на русской москвичке. Галина часто приезжала в Агу, считала себя буряткой. Совершенно случайно в Москве познакомилась с парнем-казахом. Он учился в МГУ, в аспирантуре. Узнав, что молодые хотят пожениться, родители с двух сторон противились. Папа Галины настаивал: «Нет, кто угодно, только не он», а мама сказала: «Ну, что же, дочка, ты повторяешь мою судьбу, я вышла за бурята, а ты за казаха. Что сделаешь?». А его родители вообще поставили сыну ультиматум: «Если ты женишься на этой москвичке, то мы отрекаемся от тебя». А молодым было все нипочем, ослушались всех, поженились, и родился первенец.
«Когда Умирзаху после аспирантуры предложили в Москве хорошую работу, я так радовалась. Мы жили, воспитывали сына. Вдруг приехал его отец на разведку. Увидел меня и сына, очень обрадовался, сказал, что я похожа на казашку, а их сын вылитый отец, поэтому нас позвали в Казахстан»,- рассказывает Галина.
Когда они засобирались на родину Умирзаха, мама не отдала паспорт Галине: «Когда обратно вернешься, трудно будет прописаться», вероятно, думала, что их дочка все-таки одумается и вернется домой. Но они не вернулись, а живут уже 43 года в Алма-Ате.
Вначале они переехали в Целиноград. В первое время не афишировали, что их невестка не казашка. А сегодня семья Есболгановых - самая уважаемая семья своего рода. Умирзах - самый старший нагаша, так его называют родственники. Галина считается самой уважаемой и мудрой тетей, к ней все приходят за советом, её особо почитают.
«В последние двадцать лет уже на крупных мероприятиях, на свадьбах меня начали объявлять, как бурятку. Все гордятся, что я бурятка, умею говорить и на бурятском и на казахском языках. Пою бурятские песни, а муж аккомпанирует мне на пианино. Времена идут, нравы и обычаи меняются, но я четко следую всем традициям предков мужа», - рассказывает тетя Галина.
Есть в Алма-Ате традиция - на 1 мая проводить интернациональный праздник города. На главной площади все диаспоры представляют национальные блюда. Галина вместе с другими землячками (кстати, там все из Закаменского района) накрывает стол бурятской кухни. Ставят төөлэй, буузы, орёомог, бухэлеэр.
Вот так вместила в себе и в своей семье три разных культуры. От этого Галина не стала другой, наоборот, обогатилась, и стало шире, богаче и разнообразнее её мировоззрение, считает она.
Третья история любви
В поисках историй любви я обнаружила еще одну очень интересную семью Шагдыровых. Анализируя судьбу и биографию их семьи, поняла, что она является интернациональной. В ней в каждом поколении обязательно кто-то женится на бурятке или кто-то выходит замуж за русского или наоборот.
Анна сама замужем за русским. Очень скромный и немногословный Дима был влюблен в бурятскую красавицу еще с юношеских лет. Она училась на три курса выше, за ней молодые люди ходили толпами, а гордая красавица все ждала, когда же к ней подойдет Он. Когда Аня поехала учиться в Москву, Дима продал свою машину и поехал за ней.
«Мне кажется, в моей жизни Дима присутствовал всегда, был моей крепкой защитой. Он всегда меня оберегает», - рассказывает Анна.
Кажется, спокойствие и умиротворение Анны Ильиничны передаются всем окружающим. С ней работать легко, она готова прийти на помощь и подать руку помощи тем, кто в ней нуждается. Может это оттого, что у неё надежный, крепкий тыл.
В браке они состоят уже 16 лет, старшей дочери 15, а сыну 11. Мама Димы приехала из Украины в Бурятию вслед за сестрой, которая вышла замуж за бурята. Поэтому появление Анны в их семье восприняли нормально. А в роду Анны целых восемь интернациональных семей. Можно сказать, что традицию свершения межнациональных браков начала двоюродная бабушкаСофья Базыровна Барцева, выдающаяся балерина, танцовщица, ученица великих учителей бурятского балета Михаила Арсеньева и Татьяны Гляйзер. Она вышла замуж за сына своих учителей - Михаила Арсеньева.
Семья Арсеньева-Барцевой прожила в Крыму, в Гурзуфе. Софья Базыровна преподавала хореографию детям, стала Почетным гражданином Крыма, а Михаил Михайлович еще подростком во время Отечественной войны работал на протезном заводе. Занимался мотокроссом, когда достиг зрелого возраста, увлекся игрой на ударных инструментах в симфоническом оркестре, в том числе и на бурятских народных инструментах. В 60-е годы прошлого столетия создал эстрадную бригаду при «Москонцерте» и ездил на гастроли по всей стране. А две их дочери вышли замуж за азербайджанца и украинца. Их потомки помнят, как мне сообщили по интернет-связи, что в их жилах течет горячая кровь их бабушки - бурятской балерины.
В семье Анны Ильиничны также свято чтят традиции русского, украинского и бурятского народов. У них нет никаких разногласий по поводу религии. Двое мужчин ходят на омовения в Крещенские праздники, вся семья также ходит в дацаны, молятся и соблюдают традиции Сагаалгана.
Четвертая история любви
Свадьбу фотокорреспондента Марка Агнора можно считать наиболее ярким событием нынешнего года, вызвавшим ажиотаж. Вокруг высокого и симпатичного Марка всегда витала какая-то тайна. Он не был похож на коренных русских, особенно его экзотическая фамилия вызывала интерес. Все гадали, спорили, кто он, женат ли он, кто его пассия. И буквально весь информационный свет был, мягко говоря, поражен его выбором спутницы жизни. Ею оказалась хрупкая и нежная красавица Юлия, воспитанная по исконным традициям агинских бурят.
Марк увидел Юлию во время фотосессии, которую организовал Байкалбанк для своих сотрудников. Потом в течение полгода Марк с Юлией встречались просто в разных местах в городе, здоровались, обменивались дежурными фразами: «Как дела?». Но Юлия определенно нравилась Марку, и он начал настойчиво ухаживать за ней. Когда их отношения начали принимать более серьезный оборот, Марк начал испытывать страх, как воспримут, поймут ли родители и друзья. Но победила все-таки Её величество Любовь. Они поняли, что любят друг друга, а остальное не важно.
«Вы знаете, вообще никаких национальных и религиозных преград не было. Не важно, цвет кожи, национальность, главное, любовь», - заявил мне Марк.
Вообще его со школьных лет привлекали азиатки. Наверное, это оттого, что он художник, думаю я. А он?
«Бурятки утонченнее, у них характер спокойный и есть такая мудрость. А вообще, меня привлекает буддизм. Это не религия, это духовность, философия. В нем много мудрых вещей и решений», - делится Марк.
Наконец-то молодые решились на встречу с родителями. Сначала поехали к Юлиным, семья Тахинаевых имеет трех красавиц-дочерей, Юлия старшая, средняя дочь уже замужем, а маленькая еще учится в университете в Иркутске. Марка они встретили доброжелательно, но настороженно, возможно, отец специально напускал на себя такой вид, так принято у бурят, дают понять, что их дочь достойна и лучшей доли. Потом поехали к родителям Марка, затем состоялась официальная встреча, где обсудили все планы на будущее. Так и состоялась свадьба - интересная, переплетенная традициями протестантов и буддистов.
Вообще, к слову сказать, работы Марка очень интересны, он не просто фотограф, он - художник. Любит творить. К примеру, недавно завершил работу над созданием видеоролика про Гимн Бурятии. Вся работа длилась почти год, но в последние три месяца привлекли Марка Агнора. И еще любит работать в больших проектах, связанных с крупными предприятиями, а их у нас в Бурятии мало. А Юленька всегда будет поддерживать своего мужа во всех его делах. Вот такая семья, для которой нет никакой национальной преграды, религиозных разногласий.
Фото: Фото из личных архивов героев статьи
Источник: burunen.ru
В сюжете: бракБурятияинтернационализм