Тангутский Гэсэр против монгольского Джангара, или история портрета Чингисхана
Как монгольские патриоты противостояли маньчжурской политике, направленной против Чингисхана.
Ровно 300 лет назад, в 1716 году, в Пекине напечатали эпичечкую поэму “10 зүгийн эзэн ачит богд Гэсэр хааны тууж” - “ "О милостивом и мудром Гэсэр-хане - искоренителе десяти зол в десяти странах света" на монгольском языке. Этот книга стала известна всем монголам.
Гэсэр - это реальный человек, исторический хаан, как наш Чингисхан. Он основал государство Тангут, и возможно, по происхождению он был монгол. Однако, он воевал против монголов. Но это спорный вопрос, пишет исследователь Г.Ням-Очир.
К слову, тангуты (самоназвание ми, минья, тибетское название — миняг, китайское — дансян или фань, тюрко-монгольское — тангут) — народ тибето-бирманской группы, говоривший на тангутском языке. В 982 году создали в северном Китае государство Си Ся. Большая часть населения исповедовала буддизм. В 1227 году государство тангутов пало под ударами войск Чингисхана. К XVI веку тангуты были ассимилированы китайцами, монголами и тибетцами.
Опубликовать эту эпическую поэму на монгольском языке - было государственной политикой Маньчжурии. Маньчжурцам нужен был другой богатырь, кроме Чингисхана.
Но монгольские патриоты не сидели сложа руки, и помимо афиширования Гэсэриады, стали продвигать эпос “Джангар”. Именно в это время Джангар сильно распространился среди монголов. На самом деле, Джангар - это Чингисхан, потому что тибетцы пишут имя нашего великого хана по разному, 4-5 способами, но чаще всего они пишут “Жингар жалбуу” или “Жангар хаан”. “Джангар” – это значительное, но никем не опубликованное художественное творчество, которое описывает жизнь Чингисхана. Распространялось оно как фольклор, из уст в уста.
Датирован портрет периодом с 1600 по 1650 гг или с 1650 по 1700 гг., так как в нем не наблюдается влияния культуры дракона, которая распространилась во времена манджурской империи Цинь.
Общий ансамбль рисунка заключается в том, что в центре расположен Чингисхан и вокруг него 9 нукеров и богатырей, как на конном параде. Также в облаках видны флаги монгольских воинов. Из облака появляются монгольские солдаты. Кроме солдатов и богатырей, изображены монгольские банхары и ангелы (боги) буддизма лха тэнгри, а также семь скоровищ государства и тд.
Чингисхан был изображен с третьим глазом, то есть с духовным глазом. Это традиции буддизма. Третий глаз символзирует мудрость и духовную силу человека. Иногда говорят, что у человека есть третий глаз, который позволяет знать прошлое и предвидеть будущее. Третий глаз или астральное зрение — это уникальная экстрасенсорная способность, которая есть у каждого человека (предусмотрена в строении души), благодаря которой он может видеть Тонкий мир, взаимодействовать с его существами, получать практически любую информацию о себе и других людях (доступную ему по его духовному статусу) и ещё многое другое.
Этот портрет очень хорошо сохранился и хранится в частной коллекции в Монголии.