Монголия - Бурятия. Как выстраиваются туристические взаимоотношения между братскими регионами
Важным элементом добрососедства является хорошая пограничная инфраструктура.
Необходимость развития в республике приграничной инфраструктуры в последние годы стала особенно актуальной, особенно ввиду роста потока въезжающих из Монголии. Напомним, согласно данным республиканской таможенной службы, ежедневный поток только через контрольно-пропускной пункт «Кяхта» составляет примерно 1500 человек и около 500 автомобилей. С 2014 года, после ввода безвизового режима с Монголией, нагрузка на КПП «Кяхта» возросла вдвое, пункт перешел на круглосуточный режим работы. Рост численности монгольских приезжих отмечал новый глава Бурятии, связывая с перспективами развития туристической отрасли.
«Бурятия - гостеприимная республика. Каждый год к нам приезжает всё больше туристов из Монголии. И у нас всё больше интересных и достойных мест, которые мы можем показать, которые в настоящее время развиваем. У развития туризма в Бурятии большие перспективы. Это не только байкальская территория. Можем предложить и этнокультурный, медицинский, религиозный туризм, а также туризм по историческим местам. Например, в пригороде Улан-Удэ сохранилось городище гуннов – единственный в мире город гуннов, которому уже две тысячи лет», - заявлял СМИ Алексей Цыденов.
Согласно статистике пограничного управления Бурятии, за 2015 год число въехавших граждан Монголии составило 417,5 тысяч человек, что в 2,2 раза выше по отношению к предыдущему году. Также, согласно данным МВД по РБ, за шесть месяцев 2016 года границу Бурятии пересекло 453 тысячи граждан Монголии. Чтобы справиться с ростом этого потока, правительство Бурятии ещё в 2013 году начало работы по реконструкции КПП «Кяхта». Согласно проектным расчётам, после завершения строительных работ пропускная способность КПП в сутки должна увеличиться вдвое, составив около 1000 автомобилей против нынешних 500 машин. По мнению видного бурятского специалиста по международным отношениям, доктора социологических наук Эрдэма Дагбаева, реконструкция КПП «Кяхта» должна положительно отразиться на развитии приграничных территорий Бурятии и в целом на развитии взаимодействия с Монголией. Потому что увеличение пропускной способности КПП увеличит объем перевозимых грузов и величину турпотока.
Отметим, завершение реконструкционных работ намечалось до конца 2017 года. Важность реконструкции КПП «Кяхта» отмечает и монгольская сторона.
«Предлагаю в целях реализации трансграничного туризма усовершенствовать работу контрольно-пропускного пункта в Кяхте. Рад, что Россия работает над их увеличением до конца этого года», - заявил госсекретарь министерства окружающей среды и туризма Монголии Цэгмидийн Цэнгэл во время июньской встречи с Алексеем Цыденовым. Это прошло во время Второго совещания туристических администраций России, Китая и Монголии, проходившего в Улан-Удэ.
Можно упомянуть другой КПП на бурятской границе с Монголией – пункт близ села Монды в Тункинском районе. Хотя он традиционно играл второстепенную роль в сравнении с КПП «Кяхта», он важен и имеет большую перспективу с точки зрения туризма. Такое мнение имеет другой известный в Бурятии специалист по международным отношениям, кандидат политических наук Владимир Родионов.
- КПП в Мондах важен, прежде всего, для иркутских жителей, собирающихся в район озера Хубсугул в Монголии, поскольку иркутянам добираться в Монголию через этот пункт территориально ближе, - говорит Владимир Родионов.
Кроме того, благодаря КПП «Монды» Тункинский район Бурятии, известный популярными курортами и самобытной природой Восточных Саян, может ещё сильнее повысить своё значение для развития в республике туризма. По мнению Владимира Родионова, в случае, если в Тункинский район придёт торговая сеть, реализующая недорогие потребительские товары, ныне второстепенный КПП «Монды» может оказаться очень востребован. Напомним, торговая сеть «Абсолют» уже не первый год намеревается открыть в Тункинском районе гипермаркет.
- Большую часть монгольских потребителей, которые приезжают к нам за товарами составляют жители приграничных аймаков. На данный момент это Селенгинский аймак, Хэнтэйский аймак и другие, которые расположены недалеко от границы с Бурятией. Соответственно, когда мы говорим о жителях аймаков, которые находятся к западу от Улан-Батора, но также граничат с Россией, в частности с Тункинским районом, Окинским районом, Тувой, то там у них с логистикой ситуация сложнее. Поэтому для них альтернативный Кяхте пункт пропуска в Россию будет важным фактором, при условном наличии «Абсолюта», - считает Владимир Родионов.
В заключение же вновь приведём слова главы Бурятии относительно привлечения туристов из Монголии и развития для этого всей необходимой инфраструктуры, сказанные им на июньском совещании туристических администраций России, Китая и Монголии.
«Мы с удовольствием встречаем монгольских туристов и готовы предлагать им более развитой, более цивилизованный туризм. Все свои взаимоотношения, свою работу выстраиваем так, чтобы монгольские гости приезжали и получали больше сервиса, качественное инфраструктурное сопровождение. Должны быть экологические условия отдыха и услуги, которые позволят сохранить природу Байкала, оставят туристам хорошее впечатление, при взаимной выгоде наших стран», - заявил Алексей Цыденов.