Китай стал главным после РФ кредитором бывших советских стран
В общей сложности Пекин профинансировал бывшие республики СССР на $6,6 млрд. Больше всего займов КНР выдала Белоруссии ($3,5 млрд), Киргизии ($1,8) и Таджикистану ($1,1).
Китай стал крупнейшим после России суверенным кредитором стран постсоветского пространства, следует из отчетности Всемирного банка о государственном долге развивающихся государств. По мнению экспертов, миф об имперских амбициях Китая в том числе на постсоветском пространстве преувеличен, поэтому с политической точки зрения риски для России от его усиления не столь высоки. Однако в деловом отношении вполне вероятно, что бизнес из КНР будет вытеснять российский из этих стран. В том числе с помощью таких рычагов, как задолженность перед ее правительством.
Долговой список
В общей сложности госдолг 11 стран составляет $104 млрд. В эту сумму входят правительственные выпуски облигаций, займы от других государств и институтов развития.
Крупнейший суверенный кредитор постсоветских республик по состоянию на конец 2019 года — Россия. РФ выдала государствам займы на сумму $9,2 млрд. Главные должники России — Белоруссия ($8,1 млрд), Украина ($600 млн) и Армения ($400 млн).
Китай — крупнейший в мире суверенный кредитор с общим размером портфеля в $113 млрд. Постсоветские страны занимают в нем сравнительно небольшую долю. Крупнейшие заемщики КНР — Пакистан ($19 млрд), Кения ($7,5 млрд) и Ангола ($6,9 млрд).
Следом за Китаем в списке ключевых кредиторов постсоветских стран идет Япония. Токио выдал займов на $3,2 млрд. Больше всего — Узбекистану ($1,2 млрд), Украине ($600 млн) и Казахстану ($400 млн).
В чем интерес
В целом главенствующая роль России и Китая как кредиторов региона более чем ожидаема. Оба государства сильнее остальных связаны с постсоветским пространством экономически и лидируют в списке его торговых партнеров с большим отрывом.
Более того, Китай в последние 10 лет как международный кредитор был более активен, чем даже традиционные глобальные финансовые институты, такие как МВФ, Всемирный банк и страны Парижского клуба. Это стало возможным благодаря долго державшемуся положительному торговому балансу, то есть валюта поступала в КНР в большем количестве. Пока тенденции соответствуют государственной стратегии Пекина по завоеванию доступа на экспортные рынки для китайских производителей и гарантированию внешних сырьевых поставок.
Китай постепенно становится для среднеазиатских стран партнером № 1, добавил руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александр Габуев. Это вполне естественная тенденция, которая усиливается в последние десятилетия: Киргизия, Таджикистан, Казахстан — пограничные с КНР страны, поставляющие ей природные ресурсы. Россия в данном случае мало что может противопоставить Китаю, поскольку у нас есть внутренние проекты, которые требуют финансирования, тогда как Пекин уже в целом отстроил инфраструктуру в стране, пояснил эксперт. С точки зрения геополитики усиление Китая на постсоветском пространстве вряд ли представляет для РФ серьезную угрозу — культурное влияние, хотя и сокращается, пока еще довольно велико, к тому же сами государства относятся к Китаю более настороженно, чем к России.
Сценария, аналогичного произошедшему в Шри-Ланке, — Китай выкупил часть госдолга страны в обмен на 99-летнюю аренду порта — вряд ли стоит ожидать, добавил Александр Габуев. Впрочем, по его оценке, для РФ более безопасным был бы вариант кредитования постсоветских стран не напрямую из КНР, а через Азиатский банк развития, где Пекин — крупнейший акционер.