Колыма и Аляска. Две фотоистории.
Как сложилась судьба народов, ранее заселявших суровые края, достигнув которых европейские путешественники зачисляли себя почему-то в первооткрыватели, хотя люди там жили за тысячелетия до них, не меняя своего уклада.
Как то, в одном из районных центров Магаданской области, автор оказался в гостях у одной большой и дружной эвенской семьи. “Не буду называть имен. Речь пойдет о прабабушке. Ей почти 100 лет. Родственники ее очень любят и берегут” – пишет Александр Радченко.
Прабабушка чтит национальные традиции как учили ее пращуры. Хранит национальные костюмы в полном порядке.
В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.
Сама много шьет и приучает детей и внуков уважать свои древние корни.
Пробабушка еще помнит как за невесту уплачивали калым — тори. Его стоимость превосходила приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Невеста три раза объезжала по солнцу вокруг чума, а затем родители вручали её жениху. После этого обряда невеста входила в чум, где уже был подвешен новый полог для молодых. Она вынимала свой котел и варила мясо убитого оленя. Приданое развешивали вне чума на обозрение.
Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения этих оленей.
Ради моего визита правнук с радостью нарядился в парадное и с удовольствием позировал рядом с прабабушкой.
Вышивка располается по швам и краям одежды, чтобы «мешать» проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
Второй родственник появился вот в таком виде, говорит, ссадина получилась на мотоцикле. Честно признался - Выпимши был).
Занимается охотой, рыбалкой, ловит оленей. Вот пытается найти фото большого оленя, на которого, давно глаз положил, так оказалось я его быстрее нашел на фотоаппарате.
Мне получилось его заснять пролетая над его угодьями днем раньше. Узнал по рогам. Правда очень большой олень.
Быт очень скромный, не потому, что денег мало, (у КМНС хорошие льготы и пенсии) а просто им много не нужно. Очень аскетичный народ. Всего в Магаданской области их живет не больше 2,5 тыс. человек.
Натуральное хозяйство. Картошка, мясо, рыба, все своё, родное.
Очень добрые и честные люди. Просто не любят фотографироваться в подъездах).