Впервые пение горлом оценили в полмиллиона рублей
Одним из главных итогов завершившегося вчера в тувинской столице конкурса-фестиваля "Хоомей в Центре Азии" стало установление "Дня хоомея". Как огласил глава правительства республики, вручая высшую награду конкурса, подписан Указ о том, что 17 августа становится ежегодным официальным Днем исполнителей горлового пения. Кроме того, премьер сообщил о личной поддержке создания Академии хоомея в Туве.
В документе «Об установлении Дня Хоомея в Республике Тыва» оговорены цели, задачи и критерии нового праздника в календаре республики:
"В целях сохранения самобытной культуры тувинцев, популяризации искусства горлового пения как неотъемлемой части традиционной культуры и духовных ценностей тувинского этноса”.
Узаконен и порядок присуждения высших званий для исполнителей горлового пения. Отныне почетные титулы по тувинскому национальному музыкальному искусству «Хоомей» присваиваются только Указом главы региона по представлению «Союза исполнителей горлового пения хоомей РТ» .
«Хоомейнин Эдискизи» присваивается исполнителям до 18 лет, имеющим 3-хкратное звание лауреата I степени в Республиканских конкурсах или Гран-при в Международных конкурсах-фестивалях исполнителей горлового пения «Хоомей»;
«Хоомейнин Сыгыргазы» присваивается исполнителям до 25 лет, 1-кратному обладателю Гран-при в Республиканских или 3-хкратному лауреату I степени в Международных конкурсах-фестивалях;
Чтобы стать «Алдарлыг хоомейжи» следует быть 1-кратным обладателем звания Гран-при на Международных конкурсах в других странах или 3-хкратным лауреатом I степени на республиканских конкурсах;
«Хундулуг хоомейжи» присваивается исполнителям старше 60-лет по совокупности заслуг и званий в честь юбилейных мероприятий по ходатайству министерства и Союза хоомейжи;
«Кожуунун Алдарлыг хоомейжизи» становится 3-х кратный лауреат I степени, по обязательному согласованию и решению министерства и Союза хоомейжи;
Титул Народного хоомейжи – «Тыва Республиканын Улустун хоомейжизи» присваивается исполнителям по ходатайству «Союза исполнителей горлового пения хоомей», Министерства культуры республики или по решению Правительства Тувы.
Почти двадцать лет Международный научный Центр “Хоомей” и его руководитель Зоя Кыргыс добивались раннего пенсионирования музыкантов хоомейжи и включения в Единый квалификационный справочник специальности «Артист горлового пения» из-за вредных последствий и износа организма при профессиональной занятости на сцене. Решение о выходе на пенсию после 15 лет сценической деятельности для горловиков вступило в силу только сейчас. Всего, в истории Тувы, на сегодняшний день насчитывается 23 музыканта, кому присуждался (посмертно тоже) титул “Народный хоомейжи”.
А из 211 исполнителей, представлявших на прошедшем конкурсе восемь государств: Японию, США, Китая, Монголии, Италию, Финляндию, Испанию, Тайвань и шесть российских регионов, наградами были отмечены 19 лучших. Призовой фонд конкурса составил более миллиона рублей. Впервые в Туве исполнители хоомея подняли статус призов своих профессиональных состязаний на “финансовый уровень”, сравнимый с национальной борьбой “хуреш”, где традиционно выставляются автомобили.
Помимо конкурсных наград, “Союз хоомейжи Тувы”, возглавляемый Заслуженным артистом Тувы Аяном Ширижиком, приобрел 5 коней и автомобиль на личные средства, заработанные музыкантами в результате годовых гастролей и выступлений, чтобы этим даром выразить свое уважение старшим товарищам, “хранителям традиции хоомея” в знак признания их заслуг, мастерства и в связи с юбилеями.
Ключи от нового автомобиля были вручены Народному хоомейжи Тувы Кайгал-оолу Ховалыг.
Тувинский шаман, хоомейжи и мастер изготовитель народных инструментов Лазо Монгуш, Народный хоомейжи Эрес-оол Кулар (70 лет), Народный хоомейжи Монгун-оол Ондар, министр культуры, Заслуженный мастер изготовитель народных инструментов Алдар Тамдын, певец, композитор, солист группы Хуун-Хуур-Ту Радик Тюлюш получили от “Союза Хоомейжи Тувы” настоящий мужской подарок – скаковых коней.
Народные хоомейжи и музыканты Тувы, крайний справа – шаман, музыкант, мастер Лазо Монгуш, рядом – Эрес-оол Куулар, слева Герман Куулар и Евгений Оюн
Лазо Монгуш получает в дар коня от младшего поколения хоомейжи
Народный хоомейжи Тувы Кайгал-оол Ховалыг с ключами от автомобиля – подарка от младшего поколения хоомейжи
Министр культуры Тувы, Народный мастер республики Алдар Тамдын получает в дар коня от младшего поколения хоомейжи
Солист группы “Хун-Хур-Ту”, композитор, певец Радик Тюлюш получает в дар коня от младшего поколения хоомейжи
Гран-при конкурса с денежным сопровождением в полмиллиона рублей вручили Ай-Хаану Ооржаку, музыканту Национального оркестра республики.
Ай-Хаан Ооржак получает от главы правительства Тувы Шолбана Кара-оола гран-при в 500 тыс.руб.
Его исполнение хоомея в номинации “Традиционное соло” признано наилучшим среди конкурсантов.
В этой же номинации лауреат 1 степени – Алаш Топчин (группа Алтай-Кай); 2 степени – Мерген Куулар; 3 степени – Айгор Кошкендей. Дипломант 1 степени – Монгун-оол Монгуш, 2 степени – Темирхуике Амуердала (КНР), 3 степени – Дамдинсүрэн Баасан (Монголия)
По сложившейся классификации, в национальном горловом пении различают пять основных стилей, своим происхождением тесно связанных с повседневным бытом и наблюдениями тувинских аратов: самый низкий, раскатистый, как рев медведя “каргыраа”. Свистящий, легкий сыгыт назван по имени птицы “сыгырга” – свиристель. Название стиля “кунзат” связано с буддийскими молебнами, солирующий в начитывании монах называется по -тувински “кунзат” ведущий. “Борбаннадыр” – звуки горлового пения, напоминающие бульканье воды в ручье округлостью звучания, как будто лопаются пузыри, от слова “борбак” – круг, окружность. Стиль “эзенги” напрямую связан со стременами, так и переводится “стремена” и напоминает о конском шаге и его разновидностях. Субстили эзенги зависят от видов аллюра.
За кулисами перед выступлением детская творческая студия “Салчак”, гость фестиваля музыкант, продюсер Диджордж Лемон (США)
Лауреат 3 степени в номинации “Хоомей в современной интерпретации” Микко Ньювонен (Финляндия)
Японская группа “Бэкурен” с традиционной программой из тувинских народных песен, в центре музыкант Киокаце Ишихару
Музыканты из Внутренней Монголии
За кулисами интернационал
Почетный гость фестиваля Засл. артистка Саха -Якутии Альбина Дегтярева, худ. рук-ль группы «Айархаан», основатель Музея хомуса народов мира
Перформанс группы “Бекурэн”(Япония) с рук-м Koichi Makigami – композитором, поэтом, продюсером был высоко оценен жюри
( в отличие от консервативно настроенных тувинских зрителей)
Дипломант 2 степени в номинации “Хоомей в современной интерпретации” группа Угулза
Обладатель Гран-при Ай-Хаан Ооржак помимо классического сольного выступления, выходил и в составе группы в номинации “Хоомей в современной интерпертации”
За ударными Байлак Монгуш
Чолдуг Куулар (Чадаана) 15 лет, играл с 6 лет в группе “Кенгирге”
Напевы хоомея имеют устоявшиеся веками слова, например здесь (в исполнении Чолдуг Куулара ) вводная часть - оммаж матери:
"Мама моя, кто зашивает и поправляет своими руками прохудившуюся мою одежду.
Мама моя, кто своими материнскими руками заботливо выправляет мне печень или желудок, когда я болен.
И далее представление разновидностей стилей горлового пения:
"Спою вам свой хоомей, которым я общаюсь со своей душой
Исполню вам свой сыгыт, которым я перешептываюсь со своей любимой"
Самый аутентичный тувинский хоомей
Среди гостей фестиваля представитель Бурятии Эрдэм Дымбрылов – студент 4-го курса отделения народной музыки ( морин-хуур) Монгольского государственного института культуры и искусств, как и ведущий конкурса Шон Куирк – “зять Тувы”, женатый на тувинке и изучающий тувинский язык. Певец признался журналистам, что “восхищен уровнем развития хоомея в Туве: "Тувинцы - молодцы, что так развивают свой хоомей: и стар, и млад его исполняет. И столько стилей здесь, в Туве! Нам, бурятам, тоже не помешало бы заняться восстановлением горлового пения, а то у нас мало исполнителей. На конкурсе буду исполнять восхваление Саянским горам".
Дамдинсүрэн Баасан (Монголия) обладатель Гран-При VI Международного конкурса искусства горлового пения «Дыхание земли» в Бурятии (2013)
Хвалебная песнь Чингис-Хану
Монгольские участники конкурса были отмечены в “Традиционном сольном исполнении” – дипломант 3 степени стал Дамдинсүрэн Баасан, дипломанты 2 степени в номинации “Традиционный ансамбль” группа “Цалым”, “За высокое мастерство исполнения среди гостей” награжден Отгонхүү Орших.
В советское время репрессиям подвергались и национальные инструменты, их целенаправленно уничтожали под предлогами “антисанитарии и пережитков феодализма”, запрещали хранить как свидетельство “контреволюционной деятельности”, горловое пение не поощрялось, как “дикость и варварство” и только рукоплескание Сталина, с его воспитанным на грузинском многоголосии ухом, высоко оценившим на фестивале молодежи в 1948 году горловое пение фронтовика Сат Манчакая, уберегло хоомей от полного исчезновения. Репертуар фолк-музыкантов лишь переориентировали с песен восхваления родной земли и языка, на трудовые песни о колхозах и агитаторах. А если бы не грянувшая в 90-х perestroika, как знать, что бы сегодня тувинцы исполняли под видом горлового пения.
«Колыбельная отцов – хоомей, запомни каргыраа сынок, насыщенный моими молитвами» – пел знаменитый тувинский музыкант “диссидент” Александр Саржат-оол, в своей песне – наказе “Сыну”.
Пока есть и рождаются поколения сыновей, хоомей – отцовская колыбельная в Туве не прервется. Ее суть, слова и мотивы передаются из века в век неизменными, так как слышал каждый мальчик от своего отца, деда, прадеда.
Детский фолк -коллектив из г. Чадаана “Кенгирге”, дипломант двух международных фестивалей “Хоомея в центре Азии” и “Устуу-Хурээ”
“Просим следующий конкурс провести у нас в Горном Алтае, сделать его кочевым и тем самым помочь нашим народам в восстановлении традиций, потому что фестивали и встречи дают огромную силу и вдохновение” – обратился к инициатору фестиваля, главе Тувы руководитель алтайской группы “Алтай-Кай” Урмат Ынтаев.
Точную дату и место проведения следующего конкурса не объявили, но, то что прошедшийв Туве I-й “Хоомей в Центре Азии” положил начало солидному, долгосрочному и престижному проекту поддержки культуры, сомнений ни у кого из участников и зрителей – не осталось.
Из шпаргалки для волонтеров, подносивших к сцене призы
Фото: Саяна Монгуш
В сюжете: горловое пениехоомейТуватувинцыкультуранациональное искусство