«Мой дед был сильный шаман, он умел предсказывать будущее»
За судьбой представителя народа ханты - скромного, тихого, не публичного человека, шамана Сергея Кечимова, ставшего известным из-за судебного процесса с нефтяниками, сегодня следят не только дома и не только истцы и правоохранители.
АРД уже сообщал о том, как югорский отшельник из потерпевшего – защищая своих оленей и угодья застрелившего собаку нефтяника, стал вдруг подсудимым и угроза лишения свободы на несколько лет – сохраняется, несмотря на внимание федеральных СМИ и ГРИНПИС.
К слову, то самое “внимание федеральных СМИ” к казалось бы рядовому, бытовому делу на окраине нефтяной империи, оказывается разным не только в подходе журналистов к теме, но даже в не прикрываемой ничем заинтересованности в финале судебного рассмотрения у некоторых изданий.
Корреспондент “КоммерсантаЪ” в публикации не скрывает своей антипатии к герою репортажа и его текст озаглавлен иронично по отношению к коренным жителям “Шаманное право. Как ханты поссорился с нефтяной корпорацией”.
Приведя по объему больше слов в осуждение хантов (со стороны нефтяников или местных жителей) он охотно дублирует ходовое мнение о коренных жителях этих мест об их якобы склонности к алкоголизму, лени, неблагодарного отношения к щедротам нефтедобытчиков. Вот его настоящий герой, в отличие от осуждаемого шамана Кечимова: “Компенсациям, которые получают ханты, завидуют местные, но не коренные, русские /.../ Исторически у Александра даже есть свои родовые угодья, но претендовать на них он не может, так как не является чистокровным ханты. "Мне и компенсации эти не положены, и моторы лодочные. Они ж даже не ценят ни эти "Бураны", ни моторы. У меня такой же мотор Tohatsu для лодки живет годами, а среднестатистический ханты напьется водки и "убивает" его за пару месяцев".
И еще. “Проблемы ханты с алкоголем часто распространяются на нефтяников. Сотрудник "Сургутнефтегаза", вспоминает, как зимой на одну из вышек пришел пьяный ханты с ружьем: "Требовал водки, говорил, что перестреляет всех. В итоге выстрелил по насосам, вышка встала, а это денег и работы — будь здоров. В итоге побежали ему за водкой, лишь бы ушел. И так у нас периодически случается". Браться за ружье, объясняют местные, для ханты — одна из базовых привычек. "Они вообще на самом деле не очень любят чужаков, поэтому говорить с ними через прицел — нормально. Возможно, и Кечимов достал ружье, но вряд ли для того, чтобы кого-то убить".
По мнению журналиста: “С годами социальная нагрузка, которую предполагает изъятие земель под нефтедобычу, только увеличивалась. Раз в несколько лет "Сургутнефтегаз" выдает каждому ханты снегоход "Буран", мотор для лодки и саму лодку. Коренные народы имеют разнообразные льготы, в год получают около 150 тыс. руб. компенсаций за причиняемый ущерб, которые им часто не на что бывает тратить, а также имеют право переселиться в места компактного проживания. При этом "Уралы", везущие работников на очередной "куст", не имеют права проехать мимо, если увидели на дороге коренного: его обязательно нужно подобрать и довезти до нужного ему места”.
"Сургутнефтегаз" боится законов очень сильно, поэтому зачастую им проще отказаться или пересмотреть план по строительству очередной вышки, если местные против, чем в итоге сталкиваться с проблемами",— говорит один из сургутских нефтяных топ-менеджеров. На стадии согласования и начинается столкновение культур. "Некоторые ханты просто из любви к искусству называют какие-то нереальные суммы. При этом, конечно же, они сами не знают, на что будут это все тратить, да им и некуда",— продолжает он.
Сложно по прочтении такого материала “КоммерсантаЪ” проникнуться симпатиями к обнаглевшим от подачек хантам.
Но вот публикация на ura.ru Антона Степыгина опровергает утверждения московского коллеги.
“Югорский шаман Сергей Кечимов за свою жизнь ни разу не взял денег от нефтяников, а его стойбище со всех сторон окружают качалки и буровые. Он пишет:
“У Сергея Кечимова всего два класса образования. В детстве учеба в интернате казалась ненужной. Из школы будущий шаман сбегал несколько раз, в итоге так и остался в лесу. По-русски Кечимов говорит плохо, путает роды и падежи, но понять на бытовом уровне можно.
По дороге на озеро Имлор «югорский индеец» рассказывает — среди хантов почти не осталось шаманов. А тем, что есть, далеко до своих предков.
«Я слабый шаман. Могу болезнь увидеть, если силы нет жить, или ум пропадет. Иногда вылечить могу. Ко мне даже русские ходят. Могу еще у машины почувствовать, что сломалось. Чинить не умею, но сломанную деталь возьму — в магазине мне все расскажут, тогда чиню. Дед у меня был сильный шаман. Мог чувствовать будущее. Но никому не рассказывал. Это нельзя знать. А вот если кто ему плохо делал — тогда он смотрел на человека и рассказывал, когда тот умрет и от какой болезни. Его боялись все», — рассказывает Сергей Кечимов.
В лесу нет школ для шаманов — у человека либо есть сила, либо ее нет. Кечимов уверенно рассказывает, что среди поселковых или городских хантов шаманов нет. А вот в лесу иногда еще рождаются люди, которые «могут лечить, видеть духов и даже предсказывать будущее». «Молодые — глупые. Сначала всем рассказывают, что увидят. Потом взрослеют, перестают рассказывать. Но сейчас сильных шаманов почти нет, скоро совсем не останется — ханты уходят из леса».
Легенда об озере Имлор
Прямого выезда к озеру Имлор нет, но культовое место со всех сторон окружено нефтяными кустами. Свою «Ниву» шаман оставляет возле одного из объектов «Сургутнефтегаза», затем еще порядка километра приходится идти по болоту — как таковой тропинки нет, Кечимов на ходу прокладывает безопасный путь. Под священным озером — богатые залежи нефти. Шаман говорит — нефтяники хотели поставить вышку в самом центре озера. «Мы отказались. Говорили им, что будем и губернатору говорить, что нельзя ставить вышку на озере. А они нарочно так сделать хотели, чтобы Имлор испоганить».
Священное не только озеро — чуть ближе к восточному берегу расположен остров. Туда каждый год ханты приезжают молиться. На вопрос — какому богу там молятся, шаман равнодушно пожимает плечами: «Любому, кому кто хочет».
По легенде, именно с этого острова несколько тысячелетий назад вышли ханты. «Здесь священные люди жили. Давно. Тысячи лет назад. Смелые были, храбрые, добрые. Но у них война была с медведем. Медведь всех убил. А когда остался один священный человек, он медведя в камень превратил. От того человека ханты и пошли». Каменный медведь, кстати, до сих пор где-то стоит в тайге. Но шаман туда гостей не водит — говорит, плохое место.
По легенде местных, «в самом озере Имлор обитают духи священных людей, и они не любят, когда их тревожат». Несмотря на болота и КПП нефтяников, сюда умудряются добираться рыболовы и охотники. Кечимов ездит не каждый день. Говорит — чувствует, когда на озере чужой. Пришельцев шаман пытается выгнать либо словами, либо звонит в Сургутский район. Рассказывает, что «там начальство, которое наказывает». Речь, видимо, идет об историко-культурном центре «Барсова гора».
Раньше озеро хранили все семьи, чьи родовые угодья к нему примыкают. Сейчас остался только Кечимов. Кому-то просто лень, а многие ушли в секты. «Сектантов ненавижу. Они отказались от своих богов. Сектанты и ко мне приходили. Но я наперед знаю, что они мне будут говорить. Я им сразу сказал — вы меня не победите. Я все ваши мысли знаю. Пока отстали от меня», — рассказывает Сергей Кечимов.
По словам хранителя озера, в сети к сектантам попадают даже шаманы. «В Русскинской был шаман, Василий. Его бог уже наказал. Он буран на морозе толкал, ему буран ноги переехал. Сейчас не ходит совсем. Это ему за то, что от бога отвернулся», — рассказывает Сергей Кечимов.
До стойбища Кечимова на машине не проехать. Приходится оставлять машину возле дороги, а затем идти километра три по болотам и лесам. Вдоль тропинки растут грибы и ягоды. К грибам ханты равнодушны — отдают их оленям. Ягоды собирают — их сдают в деревне Русскинской. Кечимов говорит, сейчас много не сдают, мешков 20. Одно время шаман пробовал торговать у дороги, но его терпения хватило только на день.
Свой дом Кечимов построил на берегу другого озера. Когда-то там была рыба, но сейчас ее не осталось. Это уже седьмое жилище, которое построил шаман за свою жизнь. Несколько раз приходилось переезжать из-за нефтяников, которым требовалось добывать углеводороды именно там, где жил хант. Здесь Кечимов поселился, когда стал хранителем.
В доме жена и племянник с супругой. Они, кстати, были на суде. Убранство скромное — стол, печка, пара пеньков, которые заменяют стулья. Кровати нет — вместо нее в одной части дома пол приподнят на несколько сантиметров, а на него набросаны шкуры оленей. Есть генератор, его включают иногда, чтобы подзарядить телефоны. В тайге сеть ловит, хоть и плохо.
Сейчас у Кечимова немного оленей — штук 30. Этого как раз хватает на прокорм семьи. Больше ему не нужно — следить за ними не успевает, потому что часто выезжает на озеро. А сейчас и вовсе частый гость в Сургуте — то к адвокату, то на суд.
О наивности хантов ходят легенды
Ханты, даже городские, часто становятся героям историй, в которых высмеивается их наивность. Лесные аборигены еще более доверчивы.
Осенью в Сургутском районе устраивали праздник. Организатор Андрей пообещал хантам большие деньги. Кто-то поставил чум, кто-то кормил гостей праздника. Кечимов пригнал оленей. Перед праздником Андрей взял в долг у шамана пять тысяч рублей. Эту же сумму после и заплатил. «Я в Сургутский район позвонил, оказалось, что полтора миллиона они дали на праздник. А он нас всех надул. Моих оленей весь день мучили, катались на них и взрослые, и дети, а он мне, получается, ничего не заплатил. И не только мне», — рассказывает Кечимов.
Еще одна история — когда прошлой зимой покупал «Ниву», на которой сейчас ездит, продавец заверил, что стоит лучшая зимняя резина. По дороге домой Кечимов едва не вылетел в кювет. Знакомый автомеханик посмеялся над доверчивостью шамана и сказал, что резина на самом деле летняя, причем самая дешевая.
Наивностью хантов пользуются и нефтяники. Прикрываются то Комаровой, то и вовсе Путиным. «Приходят нефтяники и говорят, здесь хотим буровую поставить. Мы все отказ пишем. А они потом приходят и говорят —, а Путин такой закон сделал, чтобы мы могли без вас буровую ставить. Вот некоторые и подписывают».
К президенту России югорский шаман относится с уважением. Владимир Путин для Кечимова скорее как справедливый царь. А легенды о том, как глава государства помогает аборигенам, рассказывают на территории нескольких регионов. «На Ямале есть священные места. В одном месте нефтяники откопали. Был один ненец грамотный, он писал по-всякому. И это письмо пришло к Путину. Путин им говорит — зачем священные места копаете? Путин им такой вопрос задал, а они хотели втихомолку сделать все и обманывали Путина, что им губернатор разрешил. А на самом деле никто им не разрешал. Просто врут постоянно, а Путин закон дал, чтобы сохранять священные места», — вот так видит ситуацию Сергей Кечимов.
Нефтяники — главное зло для хантов
На обратном пути к КПП «Сургутнефтегаза» шаман делает несколько остановок — показывает незаконные буровые и кусты. «Их поставили без нашего разрешения. У кустов даже номеров нет, они на карте не отмечены. А нефтяники не слушают нас, они думают, что мы совсем дураки».
Сильнее всего югорского шамана беспокоит вопрос экологии. Он показывает нефтяные разливы, которые кое-как прикрыты сверху торфом, а словно в насмешку в землю, пропитанную нефтью, воткнуты молодые ели. Сюда Кечимов привозил специалистов «Гринписа». О рекультивации здесь даже речи не идет. По словам Кечимова, он несколько раз звонил в Сургутнефтегаз, рассказывая, где у них очередные порывы трубопроводов.
«Начальство приезжает, а они им другое место показывают, говорят, что вот здесь было, но мы потом показывали, где на самом деле нефть разлилась. И на озере Имлор был разлив. Много перелетных птиц умерло», — вздыхает Кечимов. По словам шамана, именно его попытки повлиять на ситуацию и стали причиной уголовного преследования.
«Мы все одна страна»
Несмотря на притеснения со стороны нефтяников, ханты хорошо относятся к русским. В Сургутском районе жил легендарный шаман Борис Антонович. Именно благодаря этой личности, сегодня у хантов остались хоть какие-то привилегии.
«Война была в 19-20 веке. Ненцы и манси резали хантов. Тогда ханты совсем лесные люди стали, спрятались все. А потом война началась с немцем, тогда Борис Антонович вышел из леса и сказал — русские, мы будем вам помогать. Ханты на фронт отправились, а мой дед и его сыновья в лесах остались, рыбу ловили, охотились». Рыбу, кстати, добывали в священном озере, духи разрешили — на благое дело. Именно Борис Антонович и был предыдущим хранителем озера. Он назначил Кечимова на эту ответственную должность”.
Оклеветан целый народ
О нездоровой ситуации вокруг хантов и формировании стереотипов о “дикой цивилизации” коренных народов, свидетельствует не только история с живущим вдали от людей оленеводом. Его городской однофамилец стал жертвой правового произвола, после которой ханты были вынуждены обращаться с заявлением про якобы “погромы”.
“Мы нисколько не сгущаем краски, говоря о процветании бытовой ксенофобии и национализма” – пишут жертвы произвола. “Весь цинизм ситуации в том, что на следующий день информагентства пестрят сообщениями о пьяных оленеводах. Журналисты бездумно черпают информацию в администрации района и пресс-службе ОМВД Сургутского района, которые обманываться рады - их вводят в заблуждение глава сельской администрации и участковый Сергей Моор. Так, два года назад сотни федеральных изданий (даже «Вести» телеканала «Россия-1») распространили следующее сообщение:
«Буйные оленеводы разгромили четыре квартиры в деревне Русскинская Ханты-Мансийского автономного округа – выбили стекла в окнах, пробили огромные дыры в стенах и поломали практически всю мебель, сообщают «Вести». Оленеводы не брали жилье штурмом и не выгоняли из него злых духов, они просто … отдыхали в собственных квартирах. Визитов обитателей тайги, не мыслящих отдыха без употребления огромного количества алкоголесодержащих жидкостей, их деревенские соседи ждут с ужасом. Чего только они не повидали! Выбитыми окнами и танцами на шкафу в Русскинской уже никого не удивишь, однако попытка въехать в квартиру на снегоходе все же побудила местные власти принять меры к выселению пьяных оленеводов «за несоответствующую эксплуатацию муниципального жилого фонда». Соседи оленеводов думают, как им пережить март: в конце месяца отмечается День оленевода”.
Совершено преступление, предусмотренное ст.129 и 130 УК РФ – оклеветаны неповинные люди. Жертвой лживой информации стала вся страна. Впору говорить об унижении чести, достоинства, деловой репутации представителей Коренных малочисленных народов Севера, более того, антихантыйской идеологической пропаганде, направленной на формирование негативного образа северных народов в глазах российской общественности.
Поразительно, но все до сих пор верят, что тогда ханты хотели въехать на снегоходах в свои квартиры, причем, взлететь на второй этаж. На самом деле, квартиры разгромила местная молодежь, и вся деревня об этом знает. Здесь можно говорить о цинизме, подлости одной стороны и юридической безграмотности, низком уровне национальной самосознания другой стороны, слабости и трусости ее общественных организаций, депутатов окружной думы, избранных по линии Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера”.
История ханта Сергея Кечимова говорит о том, что даже перебравшись в город, примкнув к “цивилизации” и став “полноценным” гражданином он, как представитель национального меньшинства будет поставлен перед такими непреодолимыми административными барьерами из криминального произвола, устойчивых стереотипов, психологического прессинга общества не готового потесниться для предоставления даже узенького коридора возможностей “коренным”, что судебная тяжба с нефтяниками, покажется ему душевной беседой старых друзей.
И как в случае с вымершим снежным человеком, чудом попадающимся на глаза людям раз в сто лет, без вяких предсказаний, трезво можно оценить, что последний шаман хантов имеет все шансы получить срок и сгинуть в российской тюрьме, став живой и вечной легендой для своего народа.
Как пишет автор “Новой газеты”, на территории нефтепромыслов ХМАО нарушено или уничтожено 90% природных ландшафтов. Это трудно назвать просто «оскорблением чувств». Интересы коренного народа и экологии были принесены в жертву «Сургутнефтегазу», по оценкам компании, под озером залегает до миллиона тонн нефти”.
Сбор подписей Генеральному прокурору РФ о прекращении уголовного преследования Сергея Кечимова и проведения проверки деятельности компании "Сургутнефтегаз" продолжается здесь. Еще необходимо 667 голосов до 2 500.
Фото: Александр Кулаковский
Источник: http://ura.ru/articles/
В сюжете: хантыханткоренные народыСергей Кечимовнефтяникишаман Коля