"Сама по себе": история главного документа Монголии
В эти дни в парламенте Монголии горячо обсуждается вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию страны. Некоторые парламентарии даже объявили срок всенародного референдума – 26-го ноября, то есть в День Конституции. Сегодня мы хотим познакомить Вас с историей современной Конституции Монголии.
В начале 20 века по уровню социально-экономического и культурного развития Монголия была одной из самых отсталых стран. В экономике преобладал иностранный, прежде всего китайский капитал.
Октябрьская революция 1917 года в России оказала рещающее влияние и на движение монгольского народа в борьбе за национальное и социальное освобождение. В 1921 году в Монголии произошла антифеодальная и антиимпериалистическая народно-демократическая революция. В том же году была провозглашена победа народной революции.
26 ноября 1924 года Великим народным Хуралом, то есть парламентом, была провозглашено создание МНР и принята первая Конституция нового государства. Это стало поворотным событием в политической жизни Монголии, которая, сменив монархию, перешла на республиканскую форму правления. Вплоть до 1990 года в Монголии существовало режим одной партии – МНРП.
Для Монголии было несколько последствий после распада СССР. Впервые за последние три столетия Монголия оказалась сама по себе, когда Россия была неспособна обеспечивать свои жизненно важные интересы на территории бывшего СССР, а Китай должен был сконцентрироваться на собственных экономических реформах и политической стабильности. Такое положение дало Монголии уникальную возможность формировать своё независимое будущее.
В 1991 году парламент принял решение изменить название страны и, после вступления в силу новой Конституции 12 февраля 1992 года, МНР стала называться Монголией.
Ровно 23 года назад, после трёх месяцев дебатов, более 400 депутатов действующего тогда парламента приняли новую Конституцию. Её основной и главной ценностью стали права и свобода человека. Основной закон страны начал формировать абсолютно новые общественные отношения. Более того, система плановой централизованной экономики перешла к рыночным отношениям. После принятия Конституции сменился государственный строй, граждане получили право открыто выбирать президента, состав парламента и органов местной власти.
Молодая демократическая Монголия смогла стать примером и для других центрально-азиатских стран. Набирая опыт с каждым годом, к 2011 году Монголия сумела занять место председателя в Лиге демократических государств, в рядах которого сегодня более 140 стран мира.
В последнее время начали поступать предложения о внесении поправок в Конституцию в связи с её неактуальностью в настоящее время. Однако сами разработчики закона уверены, что Конституция вполне ещё может исполнять свои основные функции и обеспечена достаточными правовыми ресурсами.
По указу Президента Ц.Элбэгдоржа, многие депутаты участвовавщие в разработке Конституции того времени были награждены высшими государственными орденами и медалями. Кроме того, вынесено постановление об организации 13 января каждого года в старших классах средних школ, в специальных учебных заведениях и ВУЗах урока Конституции.
Выявление основных качеств Констиутуции связано с раскрытием её глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю она выражает. Распад социалистического государства, появление новых экономических отношений и структур, могущественных в финансовом и материальном отношениях социальных групп логически обосновывают создание в Монголии правового акта, в общей форме определяющего основы устройства государства и общества, закрепляющего незыблемые права человека, объективно поставленного выше власти отдельных субъектов политической системы, выражающего волю, интересы всего народа.
В Конституции заключается воплощение многовекового мирового опыта и традиций монгольского народа. Одновременно, это фактор самоограничения государственной власти. Возможности государственной власти беспредельны. Поэтому для того, чтобы не допустить деспотизма, произвола, она сама себя ограничивает в нормах Конституции.
Действующая Конституция Монголии была принята, как было официально заявлено, в “11 часов 35 минут 13 января 1992 года и вступила в силу по всей стране с 12 часов 12 февраля 1992 года или с часа лошади благословенного дня жёлтой лошади, отмеченного узами молодости, девятого дня первого весеннего месяца чёрного барса года водяной обезьяны семнадцатого шестидесятилетия”.
Применительно к Монголии термин “Конституция” может быть рассмотрен с формальной точки зрения как закон, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим законам. Отсюда возникает целый комплекс характерных признаков.
Во-первых, рассматриваемая Конституция представляет собой закон, который обладает высшей юридической силой по отношению к другим законам. В отечественной конституционно-правовой науке достаточно неплохо освещены вопросы юридической силы Конституции.
Во-вторых, Конституция Монголии представляет собой систематизированную совокупность юридических норм, что позволяет разграничивать сферы и объекты правового регулирования и задает ориентиры и направления развития системы права.
В-третьих, действующая Конституция имеет все шансы стать реальным, работающим правовым документом – законом, который применяется на практике. Это имеет существенное значение для Монголии, если учесть её социалистическое прошлое. Конституция Монголии это не только программа организации и развития общества и государства и уж тем более не политическая ширма, прикрывающая вседозволенность власти.
Преамбула Конституции Монголии представляет собой торжественную часть, в которой устанавливается цель “построить и развивать в родной стране гуманное, демократическое общество” и обозначаются стратегические условия достижения поставленной цели.
Порядок расположения глав и статей имеет смысловое значение, отражающее логику изложения конституционных положений. Смысловые связи изложения глав и статей расположены от общего к частному, а последовательность соответствующих положений обуславливает их реальную роль для государства.
Порядок построения структуры Конституции позволяет заметить стремление Монголии приобщиться к западноевропейской демократической конституционной традиции.
Недостатком Конституции Монголии является чрезмерная привязанность к использованию разного рода отсылок. Так, например, сноски на необходимость урегулирования отдельных специфических сторон общественных отношений при помощи законов используются в Конституции 58 раз.
Положения Конституции Монголии 1992 года, касающиеся правового положения личности смоделированы по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В этой связи, в Конституции наблюдается достаточно полный набор прав и свободы человека и гражданина. Это, может быть наименее оригинальная часть Конституции Монголии в том смысле, что она отвечает общепринятым международным стандартам и фактически воспроизводит их.
Источник: ru.vom.mn
В сюжете: Конституция Монголии