Как "кидают" в Бурятии (памятка строителю)
Скандалы в строительной области Бурятии. Под угрозой срыва два крупнейших в республике проекта - технического перевооружения Улан-Удэнского авиационного завода и реконструкции Республиканского онкологического диспансера.
Как строительные фирмы Бурятии, построив объект, вложив в него в помимо своих усилий еще и собственные средства, не только не получают денег за свою работу, но и сами оказываются должны? Очень просто, когда все "кидают" всех. Заказчик -генподрядчика, генподрядчик - привлеченных субподрядчиков, сами строительные фирмы - своих работников, не платя им зарплату.
Давайте разберем схему возможных "кидков" на двух наиболее болезненных для Бурятии примерах. Когда огромные в масштабах Бурятии, миллиардные суммы денег, выделяемых по федеральным программам, грозят не просто остаться неосвоенными и потерянными для республики, но стать причиной потери бурятскими строителями собственных средств и, как следствие, банкротства местных строительных фирм.
Куда идут миллиарды
Речь идет в первую очередь о затеявшем у себя модернизацию и техническое перевооружение ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" (У-УАЗ), который входит в крупный оборонный холдинг "Вертолеты России" и является крупнейшим в Бурятии экспортером и налогоплательщиком.
на фото: продукция Улан-Удэнского авиационного завода
В этом случае федеральные средства в размере 14 млрд. рублей на строительство (реконструкцию) корпусов завода и их переоборудование выделены по федеральной целевой программе (ФЦП) "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на период 2011-2020 годы", курируемой лично могущественным зампредом правительства России Дмитрием Рогозиным.
В частности, на первую очередь проекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства" У-УАЗа, куда входит фактически новое строительство цеха современного гальванического производства и лакокрасочных покрытий и его оснащение, ведомство Рогозина выделяет 2,7 млрд. рублей. На первый объект этого масштабного проекта, - цех гальваники, - уйдет 1,5 млрд. федеральных рублей, из них, по словам строителей только на демонтаж старого здания и строительство нового - 765 млн. рублей.
И, во-вторых, это крупнейший в республике за последние годы проект, финансируемый по федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) "Развитие и реконструкция республиканского онкологического диспансера в г. Улан-Удэ". То есть, это фактически новое (кроме старого корпуса) строительство и переоборудование этого медицинского учреждения на сумму 4,5 млрд. рублей.
В частности, планируется строительство и оснащение трех новых зданий общей площадью 25,5 тыс. квадратных метров: 2-этажного корпуса лучевой конформной терапии площадью 2,3 тыс. кв. метров с дорогостоящим радиологическим оборудованием - двумя линейными ускорителями электронных частиц Clinac-2300 CD стоимостью 361 (!) млн. рублей каждый, установленными в двух бетонных "каньонах", 5-этажного здания поликлиники площадью 5,2 тыс. кв. метров и 5-этажного здания клиники (лечебно-лабораторного корпуса со стационаром) площадью 17,9 тыс. кв. метров.
Из приведенных выше планов видно, что это, пожалуй, два самых крупных за все последние годы строящихся объекта, которые имеют для республики важнейшее значение.
В первом случае это касается перспектив ведущего в регионе промышленного предприятия, приносящего значительную часть налогов и решающим образом влияющего на основные показатели развития экономики Бурятии.
Во втором случае речь идет о самом масштабном с советских времен проекте в области здравоохранении республики, связанном с появлением здесь суперсовременного медицинского оборудования.
И самое неприятное заключается в том, что сегодня оба проекта могут остаться так и нереализованными. В обоих случаях пострадают те, кто непосредственно строит эти объекты, то есть, фирмы - субсубподрядчики и субсубсубподрядчики, которые рискуют не получить деньги за свою работу и вложенные в строительство средства, и заказчики, которые могут остаться с истраченными деньгами и незаконченными объектами.
А на вопрос о том, куда девалась значительная часть денег, выделенных бюджетом России на строительство, будут искать ответ в судах или, возможно, в ходе будущих уголовных расследований.
Проект полураспада
Проект строительства онкодиспансера в Улан-Удэ начался на два года раньше модернизации на Улан-Удэнском авиазаводе и сегодня находится в стадии полураспада. В 2015 году финансирование этого скандального проекта со стороны федерального бюджета прекратилось из-за кризиса.
Но в предыдущие три года финансирование в размере около 2 млрд. рублей выделялось. Почти завершена первая очередь онкодиспансера: сдан в эксплуатацию корпус лучевой конформной терапии стоимостью 900 млн. рублей с оборудованием (I пусковой I-ой очереди), а также выполнены строительно-монтажные работы и создан тепловой контур здания поликлиники (II пусковой I-ой очереди). Также почти построено (возведен каркас) здание лечебно-лабораторного корпуса со стационаром на 150 коек (II очередь).
на фото: корпус лучевой конформной терапии Республиканского онкодиспансера
Таким образом, в 2011-2012 годах полностью выполнены проектные работы на 112,8 млн. рублей, в 2012-2013 годах построен корпус лучевой терапии (900 млн. рублей), в 2013 году на завершение первой очереди (поликлиники) правительство России выделило субсидию в размере 500 млн. рублей и, наконец, в 2014 году на строительстве второй очереди (клиники) освоено 338,8 млн. рублей (299,18 млн. руб. из федерального бюджета, 39,6 млн. руб. из республиканского бюджета РБ). В настоящее время финансирование по федеральной адресной программе прекращено и источник финансирования для окончания строительства не определен.
Все это время генеральный подрядчик строительства, московская компания ЗАО "Техно" (дочерняя компания ЗАО "Техно С.-Петербург") судился с заказчиком строительства Управлением капитального строительства (УКС) Минстроя Бурятии за 400 млн. рублей. В свою очередь субподрядчик ООО "Дарханстрой" из Улан-Удэ пытался отсудить у фирмы "Техно" 433 млн. рублей.
Сегодня ситуация с онкодиспансером такова, что и питерская компания "Техно-Санкт-Петербург", и ее "дочка", известные в России несколькими крупными проектами федерального уровня, в том числе, осуществленными по заказу российских силовых структур (Федеральной пограничной службы и Федеральной миграционной службы), уже признаны по суду банкротами, несостоятельными подрядчиками и из проекта выпадают.
"Кинув" при этом и заказчика (УКС Минстроя Бурятии), который, истратив почти половину суммы на проект или 2 млрд. рублей, остался с незавершенной первой очередью строительства, и субподрядчика (ООО "Дарханстрой"), который провел значительную часть работ за счет привлеченных субсубподрядчиков и так с ним и не расплатился.
Кстати говоря, компания ООО "Дарханстрой", занимавшая до последнего времени привилегированное положение на строительном рынке Бурятии и работавшая на всех наиболее крупных проектах по "освоению" здесь федеральных средств, тоже находится на грани банкротства. Поскольку "Дарханстрой" критически задолжал всем своим субсубподрядчикам, а расплатиться с ними ему нечем.
"Философии" строительства
Два небольших отступления. Для того, чтобы читателю лучше понять проблемы, существующие в России во взаиморасчетах между заказчиками и строителями, нарисуем реально существующие типичные "схемы" того, как зарабатывают деньги в нашем строительном бизнесе. Где, для того, чтобы иметь крупную прибыль, совсем не обязательно много работать и что-то строить. Скорее, даже наоборот. Сегодня те, кто, собственно, строят, в лучшем случае делают это только за довольно скромную зарплату, а в худшем случае вообще не получают деньги за свою работу, будучи "кинутыми" подрядчиками или субподрядчиками.
Происходит это следующим образом. Учитывая так называемый "откатный" характер освоения федеральных бюджетных средств, обычно на любой крупный строительный проект генеральным подрядчиком садится фирма с соответствующими лоббистскими возможностями, перекрывающими для других потенциальных участников рынка возможность участия в объявленном заказчиком (какой-либо госструктурой) конкурсе.
В дальнейшем, как говорят опытные участники строительного "бизнеса", генподрядчик в симфонии с заказчиком сначала решают все проблемы с "откатами" - вознаграждением чиновникам, продвинувшим выделение общей суммы по госзаказу собственно заказчику, в размере определенной части госзаказа в денежном выражении.
Кстати, в так называемые "тучные годы", когда страна захлебывалась в свалившихся на нее доходах от продажи за рубеж углеводородов (за счет высоких цен на нефть и газ), суммы "откатов" можно было относительно безболезненно закладывать в денежную массу госзаказа и сами размеры подрядов поражали своей широтой. И, в принципе, в тех условиях все были довольны: и заказчики, "откатывающие" "давалам" и получающие в пользование построенный объект, и генподрядчики, через которых проходили все деньги, и которые в качестве вознаграждения за это оставляли какую-то часть от общей суммы подряда себе, и работяги-строители, получавшие возможность заработать своим трудом и получить пусть и далеко не всю сумму госзаказа, но все равно в денежном выражении удовлетворяющую их сумму. При этом, конечно же, все понимали, что за те деньги, которые шли по госзаказу, можно было построить гораздо больше и лучше, чем в итоге получалось построить.
Вернемся от приятных воспоминаний к "схеме". Выиграв тендер и получив оставшуюся после "отката" сумму, генподрядчик, как правило, оставляет себе за свою работу по переводу денежных потоков в нужное русло еще приблизительно 10 процентов суммы подряда, а остальное перечисляет субподрядчику, который, собственно, и занимается строительством. Либо строя сам, либо привлекая другие строителей, так называемых, "негров".
Именно на уровне субподрядчика, а в более сложных "схемах" субсубподрядчика, и случаются в основном те самые "кидки", когда до "негров", строящих объекты, деньги не доходят. Особенно часто это происходит сегодня, когда быстро растворяющихся по дороге денег критически не хватает для завершения строительства объектов. Из-за неразумных сумм "отката" (чиновники привыкли к "хорошей жизни"), из-за инфляции и кризиса, когда цены на строительные материалы растут намного быстрее, чем деньги доходят до тех, кто занимается непосредственно стройкой, из-за жадности и нечистоплотности субподрядчиков-"кидал".
Особенно болезненно это ощущается сейчас, в кризис, когда "тучные времена" безвозвратно ушли и, скорее всего, больше не возвратятся. А схемы строительного "бизнеса" пока еще не отвечают велениям времени и поменяться пока не успели.
"Практика" строительства
То, что сегодня происходит в строительной отрасли, иначе как откровенным мошенничеством не назовешь. Довольно часто происходит так, что на подряд заходят откровенные "кидалы", которые заканчивать объект в принципе не рассчитывают. Иначе как можно объяснить 25-процентное, а иногда и 40-процентное снижение суммы подряда в ходе торгов? Это подтверждает и источник АРД, опытный эксперт в строительной области.
- Сегодня сплошь и рядом происходит такое, когда победитель торгов, уронивший сумму в ходе конкурса до предела и выигравший подряд на строительство, изначально не имеет возможности закончить объект. Он и не рассчитывает его заканчивать. Для него главное, сесть на деньги и получив с заказчика максимально возможное их количество, заработать, "кинув" привлеченных им самим строителей, - считает источник.
- Обычно строители, непосредственно выполняющие строительно-монтажные работы, просят предоплату в пределах 30-40 % от суммы их договора. На этом выплаты строителям часто и заканчиваются, - продолжает эксперт. - Подрядчики или субподрядчики, которые заключают со строителями договоры, после того, как работы выполняются, стараются всеми правдами и неправдами их не принимать. Они ищут зацепки в бумажной документации, изъяны в качестве уже выполненных работ, предъявляют претензии по срокам. А в дальнейшем просто расторгают договор, "кидают" строителей на оставшуюся сумму договора. Московские ребята это делают более технично и красиво, тем более, что суды по этим делам проходят в Москве, а местные, типа "Дарханстроя", более грубо!
Причем, сегодня сами подрядчики (или субподрядчики), особенно те, кто участвует в торгах, имея, образно выражаясь, "ручку и табуретку", а не строительные ресурсы, играют тендер и резко роняют сумму подряда ниже обоснованной сметной стоимости строительства с одной только целью - любой ценой зайти на объект и получить 30-процентную предоплату. Дальше же начинаются претензии к заказчику, смысл которых заключается в том, что со времени составления проектной документации и начала торгов проект стал дороже и заказчик должен платить больше.
Для таких подрядчиков принцип один - лишь бы залезть, получить авансовый платеж. А там догоняйте меня, как хотите, а я, скажем, превращаюсь в несостоятельного подрядчика! В ряде случаев, если заказчику и строителям повезет, средства у подрядчика все же появляются и тогда объект получает шанс быть законченным. Такое происходит, когда подрядчик получает следующий крупный подряд, дающий возможность развернуться на предыдущем проекте. Новый же подряд в свою очередь "зависает". В итоге, все рано или поздно заканчиваться "кидком" и так называемым "банкротством".
В любом случае, заканчивается ли проект сдачей построенного объекта в эксплуатацию или "кидком" строителей", падение суммы подряда неизбежно сказывается на качестве строительства. Когда объект строится из самых дешевых материалов, качество которых гораздо ниже, чем заложено в проекте.
Проявляются ли эти особенности строительного "бизнеса" в случае с реконструкцией Республиканского онкодиспансера и проектом модернизации Улан-Удэнского авиазавода? Судите сами.
Что в итоге с онкодиспансером
Сегодня проект "развития и реконструкции" онкодиспансера в Улан-Удэ фактически заморожен. На два миллиарда рублей там построен только корпус лучевой конформной терапии, стоимость строительства которого составляет до 200 млн. рублей. Два других здания не достроены, готовы только тепловой контур одного и каркас другого здания. Оба здания не начинены никаким оборудованием.
Из медицинской техники там приобретены только две дорогущие электронные "пушки" (ускорители электронных частиц Clinac-2300 CD) по 361 млн. рублей каждая. Но лечить ими людей, проводя лучевую терапию в радиологическом корпусе, сейчас нельзя. Потому, что к обоим этим "пушкам" не приобретено никакого вспомогательного оборудования, то есть, у них отсутствует система диагностики и планирования!
В корпусе лучевой терапии сегодня нет аппаратов ультразвукового исследования, диагностических машин компьютерного томографа (КТ) и ядерного магнитно-резонансного томографа (ЯМР), который используется для диагностики рака головного мозга. Таким образом, проводить сегодня лучевую терапию с помощью этих "клинаков" - это все равно, что во время операции махать скальпелем с закрытыми глазами!
на фото: ускоритель электронных частиц Clinac-2300 CD в Республиканском онкодиспансере
Есть вопросы и по цене этих пушек. По мнению экспертов, в 2011-2012 годах новое американское оборудование Clinac-2100 CD (с такими же параметрами, как и Clinac-2300 CD) приобреталось в России и Казахстане по цене 160 млн. рублей. Новую модификацию такого оборудования (Clinac-2300 CD) можно было приобрести не дороже, чем за 200-210 млн. рублей. Но никак не за 361 млн. рублей, как это сделало правительство Бурятии в лице Минстроя республики! А ведь на те 300-320 млн. рублей, которые бюджет Бурятии зачем-то переплатил за "пушки" (которые уже три год простаивают), можно было приобрести минимум еще одну "пушку" или 10 комплектов медицинской техники для диагностики и планирования лучевой терапии (КТ и ЯМР).
на фото: глава Бурятии Вячеслав Наговицын на открытии корпуса лучевой терапии в мае 2013 года
Сегодня и генеральный подрядчик (ЗАО "Техно"), и субподрядчик строительства онкодиспансера (ООО "Дарханстрой") находятся в состоянии или на грани банкротства, два корпуса из трех не достроены, не введены в эксплуатацию, большая часть оборудования (кроме двух "пушек"), то есть, само медицинское наполнение зданий отсутствует, большая часть строителей, работавших по договорам с "Дарханстроем" фактически "кинуты". При этом заказчик, генподрядчик и субподрядчик уже несколько лет выясняют отношения по взаиморасчетом между собой в судах. И в ближайшей перспективе вариантов сколько-нибудь благополучного завершения этой эпопеи не видно.
С таким еще не сталкивались
Не меньше беспокойств сегодня вызывает и недавно начавшейся проект реконструкции и технического перевооружения ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", входящего в государственный холдинг "Вертолеты России". Напомним, финансируется проект по программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года", а начало работ первой очереди реконструкции завода датируется октябрем-декабрем 2014 года.
Пока о крахе этого крупного проекта говорить рано. Тем не менее, вокруг первого же объекта модернизации У-УАЗа, строительстве цеха современного гальванического производства, разворачивается похожая история взаимоотношений между субподрядчиками и строителями, возможно, все с теми же всеми прелестями строительного "бизнеса" - выплатой предоплаты строителям и последующим за этим "кидком".
Об этой истории АРД узнал от бывшего руководителя строительной фирмы ООО "ПромСтрой" из Улан-Удэ Александра Иванютина, оказавшегося сегодня в положении, как он считает, "кинутого".
В двух словах о фабуле сюжета, так сказать. 60-летний Александр Иванютин и его бывшая компания ""Промстрой" - одни из самых опытных участников строительного рынка в Улан-Удэ. В 2014 году с началом реализации крупного проекта модернизации завода, филиала холдинга "Вертолеты России", строитель не мог предполагать, что окажется в такой ситуации.
на фото: на Улан-Удэнском авиационном заводе
Ничто тогда не предвещало беды. На Улан-Удэнский авиазавод зашел самый солидный генподрядчик работ по техническому перевооружению - ФГУП "Спецстройтехнологии" при Федеральном агентстве "Спецстрой России", который был определен генподрядчиком постановлением правительства России. Напомним, что "Спецстрой России" - правопреемник Главного управления Спецстроя СССР, занимавшегося в советское время строительством предприятий "оборонки".
Субподрядчиком на проекте первой очереди технического перевооружения авиазавода в Улан-Удэ по реконструкции старого первого корпуса и организации там гальванического цеха была определена на конкурсе фирма ООО "СК Авангард-500", известная, кстати, тем, что она на 40 % принадлежит Игорю Путину, двоюродному брату президента России.
В октябре-декабре 2014 года форма "Промстрой" в качестве субсубподрядчика, по словам Александра Иванютина, произвела частичный демонтаж первого корпуса завода. Всего работ было выполнено на 40 млн. рублей. Первоначально фирма Иванютина была привлечена к строительству другой компанией - ООО "Трансстрой России", работавшей с самого начала по договору субсубподряда с "СК Авангард-500". Однако приблизительно через месяц выяснилось, что между ними возник конфликт по взаиморасчетам и компания "Трансстроя России", получив предоплату в 100 млн. рублей от "СК Авангард-500", не заплатив полностью за работу привлеченным ею строителям, была в итоге выведена из проекта.
И Иванютин стал работать непосредственно с субподрядчиком, то есть с "СК Авангард-500", заплатившей ему за работу 30,24 млн. рублей. Хотя сами строители считают, что они приобрели материалов, вложили собственных средств и выполнили работ в общей сложности на 40, 21 млн. рублей.
- Я в этом корпусе сам в 15 лет начинал свою трудовую деятельность, и для меня было интересно под занавес своих рабочих годков его перестроить, наладить современное производство, - рассказал АРДу бывший директор ООО "Промстрой" Александр Иванютин. - В общем, мы зашли на объект, загнали технику 7-8 единиц, наняли монтажников-верхолазов, стали работать. В итоге до конца декабря "Авангард-500" нам заплатили порядка 27 млн. рублей, из них 12 млн. рублей за материалы, остальное за работу, использование техники, на зарплату и т.д. В итоге по просьбе представителей "Авангард-500", которые все это время находились на участке (после ухода с объекта "Трансстроя России" там находились вагончики-офисы "Авангарда-500", где сидели его служащие - начальник участка, сметчик, женщины-служащие - АРД), мы работали до начала февраля по 12 часов в сутки, без суббот и воскресений, без новогодних каникул.
При этом Александру Иванютину, по его словам, предлагали заключить дополнительное соглашение к договору, по которому стоимость выполненных его компанией работ снизилась бы почти на 40 %. То есть, получив за работу в общей сложности тридцать миллионов рублей вместо сорока, строители оказывались еще должны субподрядчику! Естественно, такой вариант соглашения "Промстрой" подписывать отказался.
В итоге дело закончилось тем, чего строители даже не могли предположить. ООО "СК Авангард-500" обратилось в суд с иском о признании договора с ООО "Промстрой" незаключенным (фирма Иванютина действительно заключала полноценный договор с выбывшим из игры ООО "Трансстрой России") и о взыскании со строителей всей суммы аванса (!) в размере 30 240 421 рубля 66 копеек, а также еще и "процентов за пользование чужими денежными средствами" в сумме 693 009 рублей 66 копеек!
С таким поведением субподрядчика строители Иванютина пока еще не сталкивались. Каково же было их удивление, когда 11 сентября 2015 года (Александр Иванютин уже не был директором ООО "Промстрой") первая инстанция Арбитражного суда г. Москвы удовлетворила иск московской фирмы и взыскала с улан-удэнцев 30,9 млн. рублей. А через два месяца, 26 ноября 2015 года, апелляционная жалоба ООО "Промстрой" была отклонена второй инстанцией суда в лице Девятого арбитражного апелляционного суда!
При этом обе инстанции отклонили встречный иск бывшей компании Александра Иванютина взыскать с "СК Авангард-500" сумму неосновательного, по мнению улан-удэнских строителей, обогащения в размере 40,21 млн. рублей.
В результате над "Промстроем", который сегодня проходит процедуру банкротства, висит реальная угроза взыскания возврата всей суммы полученного и давно отработанного с лихвой аванса. Это произойдет, если еще и третья инстанция Арбитражного суда, а затем и Верховный суд России примут сторону "СК Авангард-500".
"Технично и красиво"
Кстати, решение Арбитражного суда Москвы было основано на том, что обе стороны признали договор между ними незаключенным, и акты о приеме выполненных работ на период с октября по декабрь 2014 года (по форме КС-2 и КС-3) были подписаны только самими исполнителями работ и не приняты субподрядчиком.
На суде представитель "СК Авангард-500" заявил, что эти работы на объекте вообще выполнены не были и "производиться ответчиком не могли, поскольку объемы, сроки и цена работ согласованы не были"!
Таким образом, при отсутствии договора между сторонами акты приемки выполненных работ, не подписанные москвичами, суд, как и ожидалось не признал надлежащим доказательством выполнения и приемки работ.
При этом, сам факт выполнения работ по демонтажу первого корпуса Улан-Удэнского авиазавода представители "СК Авангард-500" не отрицают. Да и не могут отрицать, поскольку сами же они позже сдавали эти работы генподрядчику - ФГУП "Спецстройтехнологии". Генподрядчик принял эти работы, включая надлежащим образом оформленную документацию.
Тем не менее, судьи арбитражного суда в Москве Тетюк, Веклич и Бодрова удовлетворились тем, истец в лице московской фирмы "не подтвердил, что работы, указанные в актах выполненных работ, были выполнены ответчиком, а сам по себе факт сдачи работ заказчику ФГУП "Спецстройтехнологии" при Спецстрое России" очевидно не свидетельствует о том, что эти работы выполнял именно ответчик"...
Хотя то, кем были выполнены эти работы, "СК Авангард-500" не указал.
- Все виды работ, которые были написаны в наших актах приемки выполненных работ по форме КС-2 и КС-3, был отражены в документах "СК Авангард-500" при сдаче ими работ генподрядчику, - говорит Александр Иванютин. - При этом они говорят, что эти работы мы не делали! С таким поведением субподрядчиков мне, честно говоря, сталкиваться еще не приходилось. И при этом арбитражный суд в Москве отказал "Промстрою" в ходатайстве провести экспертизу выполненных нами работ. Я считаю, что в действиях "Авангард-500" есть все признаки неправомерных действий, которые могут квалифицироваться как мошенничество. На мой взгляд, этим должны заняться правоохранительные и надзорные органы в лице МВД и прокуратуры.
Одним из специалистов, принимавшим работы, о которых идет речь, был бывший заместитель главного инженера по капитальному строительству ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" Олег Тимофеев.
- Там строители начали с демонтажа конструкций, затем разрушили здание, ограждающие конструкции все сняли. Провели определенное усиление несущего каркаса, железобетонных колонн, металлических ферм. То есть, все согласно проектной документации, - сообщил Олег Тимофеев. - Затем начали готовить фундамент под новые ограждающие конструкции. Вот на этом их работа, собственно, и закончилась. Часть фундамента, который они выполнили (ООО "Промстрой" - АРД), мы запроцентовали, но сделали это под "Спецстройтехнологии". Поскольку мы как заказчики принимали работы у генподрядчика. Я не подписывал процентовки Иванютина, их мне приносили от генподрядчика. Я просто могу подтвердить, что эти работы были выполнены. Кем они были выполнены де-факто, я не знаю. Но я физически видел, что люди Иванютина там работали.
Кстати, на суде выяснилось, что существуют и другие документы, свидетельствующие о том, что фирма Иванютина работы по демонтажу первого корпуса У-УАЗа все же выполняла. В частности, в одном из платежных поручений ООО "Трансстрой России" о перечислении 6 млн. рублей фирме "Промстрой" черным по белому написано: "за выполненные работы"!
Имеются и подписанные представителем ООО "СК Авангард-500" дефектные ведомости, в которых определена сметная стоимость строительных работ. Однако в суде адвокаты московской фирмы заявили о том, что "лицо, подписавшее дефектные ведомости, не имело полномочий на подписание документов, порождающих для организации права и обязанности".
"Крутят" деньги?
Цех нового гальванического производства - это самый первый объект 1-й очереди реконструкции и технического перевооружения Улан-Удэнского авиазавода. Сегодня работы там затормозились. Субподрядчик "СК Авангард-500" в настоящее время привлек для участия в проекте 11 других строительных организаций, ограниченные расчеты с которыми за выполненные работы (только на зарплату) пока производятся.
Хотя известно, что в июне 2014 года "СК Авангард-500" получил от генподрядчика ФГУП "Спецстройтехнологии" аванс в размере 269 млн. рублей, а в ноябре 2015 года на счет фирмы по ее срочной просьбе пришел еще один авансовый платеж в размере 60 млн. рублей. Но эти деньги, как оказалось, субподрядчиком не осваиваются, строителям на развитие строительства не перечисляются. По информации источника АРД, с августа по ноябрь 2015 года ООО "СК Авангард-500" освоено из этих денег только 190 млн. рублей.
Как же субподрядчик распоряжается средствами, выделенными на строительство?
В то же время, уже сейчас, когда первый объект проекта модернизации авиазавода еще не завершен, "кинутыми" субподрядчиком себя считают работники двух компаний. Это рабочие доведенного до банкротства ООО "Промстрой", где раньше директором работал Александр Иванютин, и сотрудники ООО "Проектная мастерская "Атриум", работавшие над проектами первой очереди реконструкции У-УАЗа.
Если так дальше пойдет, остается только предполагать, сколько в итоге строительных компаний "кинут" на этом проекте.