Аблайкит (Аблай хийд). Укрепленный монастырь 17-го века в Восточном Казахстане
Специалисты «Археологической экспертизы» подробно рассказали о памятнике, находках и о том, почему буддийский храм на этой территории был укреплён не хуже военного форта.
Восточный Казахстан. Сказочно красивые и немного мистические места. Здесь археологи ведут раскопки. Прямо сейчас там, в экспедиции, находится большая группа палеозоологов, антропологов, палинологов и других экспертов по древностям научно-исследовательской организации «Археологическая экспертиза». Их записи – это не скучные отчёты, а захватывающие дух рассказы, особенно если чередовать их чтение с разглядыванием фотографий. Вот как они описывают укреплённый монастырь Аблайкит (Аблай-хит) XVII века, раскоп которого – это большой государственный археологический проект, рассчитанный на три года (2016-2018).
– Памятник представляет собой группу построек у юго-восточного склона невысокой горы. Основным объектом является слегка оплывшая прямоугольная земляная платформа, на которой располагался храм, к северо-востоку от которого располагался жилой комплекс, а к западу – небольшое хозяйственное помещение. Жилая часть комплекса сегодня представляет собой оплывший бугор с ямой в центре. Вся территория монастыря была ограждена каменной стеной, достигавшей в высоту 3-5 м, проведённой в северной и западной частях по скалам, служившим дополнительной преградой. В северной части памятника стена огибает небольшое горное озеро, – из статьи К. М. Байпакова, Р. В. Ильина, Е. С. Казизова, К. А. Жамбулатова, И. Р. Камалдинова, Ф. Ф. Хабибуллаева о предварительных итогах археологических раскопок укреплённого монастыря «Аблайкит».
- Как здесь появился буддийский монастырь?
- Откуда взялось название?
- Название сложилось из двух слов.
«Аблай», по данным письменных источников, – это имя одного из джунгарских правителей – местных князей (тайшей). Таким образом, храм назван в его честь.
«Кит» (или «хит», иногда монастырь называют «Аблайхит») означает «монастырь», но особого вида постройки – так именовали укреплённые монастыри.
- Зачем буддийский храм нужно было укреплять?
– На момент строительства Аблайкита, – объясняет начальник экспедиции Денис Сорокин, – Джунгарское ханство переживало период внутренней нестабильности, междоусобной борьбы. К тому же, в степных условиях монастырь без крепостных стен всегда находился под угрозой нападения и разорения.
Именно поэтому святое место требовало защиты. И, как видно, монастырь был основательно укреплён: четырёхметровая стена по периметру, неприступные скалы с северной и западной стороны.
Тем не менее, в одну из таких междоусобиц Аблайкит был захвачен и разграблен. Он просуществовал всего 18 лет (с 1654-го по 1671 год).
- Каким был Аблайкит, и что от него осталось?
- Несмотря на то, что в масштабах истории монастырь не так уж стар, Аблайкит не дожил в целости до наших дней. Хотя с археологической точки зрения, отмечают специалисты, он сохранился неплохо.
Самый известный и древний буддийский храм на территории Казахстана расположен на средневековом городище Кайлык. Датируется XIII веком. Он сохранился гораздо хуже Аблайкита.
Состоял религиозный комплекс из храма, предхрамового помещения, жилого помещения и крепостной стены.
Стена. В 50 м от неё проходит ручей, который опоясывает комплекс с двух сторон. Разливаясь весной, он превращается в труднопроходимое болото и остаётся таковым до позднего лета. Таким образом, крепостная стена была вторым оборонительным рубежом на подступах к храму. Первым являлись естественные природные преграды: с севера и запада – горный хребет, а с востока и юга – ручей и болото.
Стена представляла собой мощное сооружение общей протяжённостью по периметру больше двух километров. Ширина стены – 3,5 метра. В XVII веке она возвышалась на 3-4 метра, а современная её высота – около полутора метров.
По результатам раскопок археологи заключили, что возводили крепостную стену в несколько этапов. Сначала место под неё нивелировалось грунтом чёрного или коричневого цвета. Затем из плоского камня выстраивались внутренний и внешний фасады, а пространство между ними заполнялось забутовкой из глины и чернозёма. Камни клались в два ряда в сцепке друг с другом.
В юго-восточной части стены был въезд – «Священные ворота» или «Богдойн халга». Сегодня от них сохранилась лишь нижняя часть – два прямоугольных основания арки, сложенные из плитняка и оформленные по краям прямоугольными гранитными блоками, уложенными плашмя.
На противоположных концах фундамента арки на крупных плитах выбиты и отшлифованы лунки диаметром 15 см и глубиной 10 см. В одной из них сохранилась железная чашечка с остатками древесины, выполнявшая функцию подпятника (приспособление для опоры оси вертикального вала, – прим. ОА). С противоположной стороны угол плиты сточен – очевидно, от постоянной работы ворот.
С внешней стороны ворот археологи нашли скопления костей животных: не менее четырёх туш лошадей, западнее от них – кости нижних конечностей верблюда. С южной стороны в неглубокой западине полукольцом залегало большое скопление костей лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.
К юго-востоку от ворот найдены нижние конечности и кисти рук человека, расположенные в анатомическом порядке. Судя по ним, умерший лежал, вытянувшись на спине, головой на северо-запад. В области его левого предплечья найдено каменное пряслице (грузик в форме диска для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём), а в районе рёбер – два фрагмента металлических предметов.
– Этот человеческий скелет без черепа был расчищен под каменными завалами. Видимо, был потревожен при разборе стены в XIX-XX веках и перезахоронен на стороне, – предполагает Денис Сорокин. – Из-за почти полного отсутствия погребального материала точно сказать, к какому периоду относится скелет, не представляется возможным. В данный момент кости обрабатываются антропологами. Результаты анализов будут отображены в итоговом отчёте за 2017 год.
В этом году здесь также начаты исследования погребальных конструкций, расположенных в 100 метрах к югу от крепостной стены.
– По нашим соображениям этот могильник может принадлежать жителям Аблайкитского комплекса, – добавляет Сорокин.
В XVIII веке, рассказывают эксперты, Аблайкит неоднократно посещали русские военные, вывозившие уникальные рукописи и предметы искусства. Вероятно, с внутренней стороны стены, у ворот, располагалась их временная стоянка. Здесь были найдены монеты XVIII века, пуговица от мундира, нательный крестик и свинцовая пуля.
Храмовый комплекс располагался на прямоугольной платформе размером 80 на 45 метров. Собственно, этот «фундамент» – всё, что сохранилось от монастыря. По архивным чертежам и планам, а также в ходе визуального осмотра учёные определили, как располагались помещения и элементы конструкции здания.
Сам храм занимал площадь примерно 45 на 20 метров и располагался в северной части этой платформы. На остальном пространстве было большое крытое предхрамовое помещение-двор, отделённое от храма свободным пространством, образующим своего рода коридор. С южной стороны в этот двор вела лестница, которая сейчас представляет собой оплывший пандус шириной около 7 метров.
Остатки стен предхрамового помещения имеют ширину 1,2 метра и сложены из крупных необработанных камней на глиняном растворе. В центре был большой завал из камней, расчистив который археологи обнаружили гранитную базу колонны. А также там нашли много железных гвоздей двух типов – со шляпкой и без шляпки, глазурованную и неглазурованную черепицу, декоративный кирпич и плитки с растительным орнаментом. Часть из них покрыта зелёной глазурью. Интересны и такие находки: три обломанные выгнутые керамические глазурованные плитки с прямоугольными штампами. Возможно, они использовались в качестве черепицы. На одной из плиток поверх глазури читается завиток, нарисованный чёрной краской.
Территория самого храма сильно пострадала от грабительских траншей и ям. На современной поверхности найдено большое количество фрагментов черепицы и жжёных кирпичей.
В ходе раскопок найдено пять баз колонн. Все они однотипны – квадратные в нижней части и круглые в верхней – и вытесаны из цельных гранитных глыб.
Пол вымощен маленькими каменными плитками и камнями. Расчистка пока не позволяет представить внутреннее убранство храма.
Здесь найдены фрагменты обожжённых кирпичей и плиток, украшенных налепным растительным орнаментом, а также железные и бронзовые гвозди. Интересна находка деревянной палочки для письма – калама.
Хозяйственный комплекс до начала археологических работ представлял собой руины – ямы округлой формы глубиной до 1,5 м, расположенные параллельно друг другу по линии с запада на восток. Ниже по склону находятся небольшой ров и вал – возможно, это остатки арыка для подачи воды в печи.
Полезная площадь под храм, жилые и хозяйственные помещения находятся в юго-восточной части долины Аблайкита и огорожены самой мощной стеной.
- Чем интересна архитектура комплекса? Похож ли он на традиционные буддийские строения?
Постройки представляют собой незаурядные архитектурные сооружения. Они были возведены китайскими мастерами в китайско-тибетско-монгольском стиле, довольно распространённом на территории расселения монгольских племён. Очень похожие храмы есть в Монголии и Китае (Внутренняя Монголия). Тем не менее, Аблайкит отличается от аналогов.
- В чём уникальность этого места как памятника археологии?
– Подобные памятники известны – например, Галдан-Бошокту-кит, Кызылкентский дворец, – рассказывают члены экспедиции. – Уникальность комплекса Аблайкит заключается:
- в его широкой известности в письменных источниках XVII-XVIII веков – с изображениями первоначального состояния монастыря;
- в относительно неплохой сохранности памятника;
- в том, что часть материалов из храма ещё в XVIII веке была вывезена в Санкт-Петербург и экспонируется в музеях;
- в том, что памятник расположен в туристической зоне недалеко от областного центра.
В ХVІІІ веке интерес Петра І к Казахстану и Средней Азии усилился. Было организовано несколько экспедиций, в том числе, например, под руководством Ивана Бухгольца (русский военный, основатель Омска) к верховьям Иртыша. Именно с 1720 года, после основания Усть-Каменогорской крепости и получения Петром І рукописей, доставленных с Аблайкита, науке стал известен этот памятник.
- Какое открытие из сделанных на Аблайките – самое важное?
– Самое яркое событие, – говорит Денис Сорокин, – это нахождение здесь берестяных свитков с письменами, которые могут рассказать нам о событиях того времени на территории Восточного Казахстана. В данный момент свитки находятся на реставрации.
Несмотря на то, что Аблайкит не просуществовал и 20 лет, здесь было собрано множество буддийских реликвий и большая библиотека рукописей, изучение которых может сыграть значительную роль в тибетологии. Сам монастырь занимает важное место среди памятников позднего буддизма.
Когда реставрация рукописей закончится, их передадут специалистам по расшифровке. После завершения всех исследовательских работ и публикации материалов находки будут переданы в областной историко-краеведческий музей.
В планах властей также сделать Аблайкит популярным туристическим местом кластера «Сибинские озёра», «египетской пирамидой» Восточного Казахстана.
Справка
Раскопки монастыря Аблайкит начались, когда по инициативе акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова была утверждена региональная «Программа развития научно-исследовательских работ в сфере археологии в ВКО на 2016-2018 годы», направленная на историко-археологические исследования памятников истории и культуры области. Непосредственным заказчиком и куратором археологических работ на памятнике является КГУ «Восточно-Казахстанское областное учреждение по охране историко-культурного наследия».
Источник: theopenasia.net
В сюжете: буддийский монастырьКазахстанархеологияраскопкиАблайкит