Тункинский капкан
Тунка вольно или невольно становится центром политических инноваций и технологий.
Потребовалось пять дней, чтобы ситуация из вялотекущей стремительно превратилась в бурлящий поток, угрожающий не только стабильности в Тункинской долине, но и в республике в целом. Поскольку вирус демократии, посеянный авторами политической акции под названием «нагвали», успели подхватить и районы Бурятии, где власть не очень уверенно держится за штурвал. Еравна, Баргузин, Иволга и Тунка - как показательная площадка, где слишком долго искали (или не искали) то единственно верное решение, которое устроило бы сторонников и главы администрации Ивана Альхеева, и сторонников председателя совета депутатов Аламжи Сыренова. По иронии судьбы, сам глава республики Алексей Цыденов стал главным катализатором разрешения конфликта. Именно его встреча с тандемом Альхеев-Зарубин послужила оппонентам противостояния сигналом о том, что перспектива «разрулить» конфликт оказалась миражом. И маховик закрутился, набирая устрашающую скорость. Шаманский обряд, внимание к нему федеральных СМИ, обращение Альхеева к силовикам с заявлением об угрозе жизни, встреча Алексея Цыденова с министром внутренних дел страны, силовики, как один, устремившиеся в район и, наконец, визит главы республики в эпицентр событий. Эпицентром, как ни странно, Тунка стала посредством неуклюжих движений исполнительной власти, произведенных ею за полтора дня. Поскольку во вторник, 17 апреля поздно вечером в район поступила информация о том, что глава прерывает отпуск и прибывает в Тунку в четверг 19 апреля.
А был ли мальчик?
И если все перечисленные мероприятия можно было отследить визуально, не до конца ясным остается манипуляция с заявлением Альхеева, факт наличия которого его заместитель Алдар Эрдынеев поспешил опровергнуть, поскольку сам предмет обращения выглядит более чем комичным. Не случайно Бато Багдаев, возмутитель «желаемого» спокойствия в Тунке, мгновенно отреагировал соцсетях: «Разыскивается Эрлик хан». Что касается наличия или отсутствия самого заявления, известно, что по нему были допрошены несколько человек. Да и обеспокоенность министра внутренних дел страны Колокольцева списать лишь на факт проведения шаманского обряда не получается - жизни не хватит реагировать на все обряды. Еще более интересный вопрос –чем была вызвана необходимость встречи главы республики с министром? Тем более необходимость выводить факт данной встречи в публичную плоскость.
Один день из жизни тункинцев
К 19 апреля здесь готовились с недетской серьезностью. На глазах разворачивался театр военных действий. Приближался день истины. Предыстория этого дня тоже не менее драматичная. 20 апреля в конференц-зале Бурятского делового центра должна была состояться выездная сессия районного совета депутатов, где вторым в повестке значился вопрос об оценке деятельности исполнительной власти района за прошедший год. Несложно догадаться, большинством голосов депутаты поставят второй «неуд», что автоматически может повлечь решение об отставке главы. То есть, к окончанию сегодняшнего дня на глазах у изумленной публики райсовет-таки расправился бы с политическим противником в лице Альхеева. А на 23 апреля (понедельник) в центре Кырена - столицы Тунки - был запланирован митинг в защиту депутатов райсовета, поскольку 24 апреля сессия депутатов хурала должна была отсечь одну из голов тункинской власти. Потому спешные реанимационные действия главы республики были продиктованы в том числе и желанием упредить революционные действия депутатов. Поскольку опыт тункинцев может оказаться заразным. Ну, или уже заразен…
Не играй в мои игрушки…
Вообще действия Альхеева и его команды на самом деле выглядят комичными, но несут печать трагизма - речь идет все же о судьбе людей. Программа пребывания главы выстроена таким же образом, как и жизнь в последние два с половиной года в районе. На отдельных площадках назначены встречи для «сыреновских» - в деревенском клубе, где яблоку было негде упасть. На другой, в более комфортных условиях и с большей вместимостью –«альхеевцы». Первые пришли из разных концов района кто пешком, кто «на ручной дрезине», вторые использовали административный транспорт, поскольку административный ресурс позволяет. С начала встречи с альхеевцами прекратили работу поликлиники и близлежащие школы.
Индикаторы эмоций над Тункинской долиной зашкаливали. Люди обвиняли власть в угрозах, шантаже, запугивании, сведении счетов, нарушении законов. Но, как гром среди ясного неба прозвучало публичное обвинение Ивана Альхеева в получении взятки в один миллион рублей. И с этим главе республики придется что-то делать… Поскольку наблюдатели один за другим поначалу склонялись к тому, что Цыденов приехал спасать Альхеева.
Апогеем неуклюжести администрации района стало мероприятие под названием «Итоговое совещание». С ним связана отдельная свистопляска, поскольку в двух вариантах программ указаны два разных места проведения общей встречи сторон. В итоге введенные в заблуждение «сыреновцы» ожидаемо оказались в меньшинстве, чем и поплатились. Но отвели души в присутствии главы республики обе стороны. Что было истинной целью этого мероприятия - так и осталось загадкой для большинства, но все, что сказал Алексей Цыденов возбужденным участникам «суглана», уместилось в три фразы. Суть: решение принять нет достаточных полномочий, но оно будет принято. И пообещал в сей момент садиться с фигурантами дела за стол и искать консенсус. «Дайте мне несколько дней», - попросил глава.
Сторона Альхеева покидала зал, настроенная оптимистично.
В сухом остатке
Есть ли основания для оптимизма у Альхеева, должно стать ясным не позднее суток-двух с того момента, как глава республики покинул Тункинский район. Повестка сессии депутатов остается актуальной и заявка на митинг не отозвана. Но… Помним же, что все это время в районе работали силовики. И оценка деятельности главы более чем удручающая. Из достоверных источников стало известно, что обыски начались в офисе и доме Андрея Самаринова, которого за чередой волнительных событий успели подзабыть. Специалисты говорят, что это большей частью сигнал Альхееву и небо над ним перестает быть безоблачным. Депутаты райсовета настроены решительно и, «умирая», готовы утащить с собой ненавистного главу. Потому все меньше у всех желания назвать происходящее в Тунке деревенским дебошем. Было погибавшая под админресурсом оппозиция в лице глав поселений и депутатов за каких-то пять дней смогла не просто воскреснуть, но и навязать свою тактику республиканской власти..
Миротворец — это тот, кто кормит крокодила в надежде, что тот съест его последним. (У.Черчиль)