Почему мост сломался?
Известный публицист Д.Жаргалсайхан об эффекте домино и о том, как кризис в политических партиях, которым следует быть мостом между государством и людьми, приводит к упадку в политике, экономике и обществе.
Монголия сталкивается с парламентским кризисом, происхождение которого уходит корнями в кризис политических партий.
Мы провели почти тридцать лет, говоря о реформах и зрелости политических партий, но не было общественных дебатов или дискуссий, чтобы конкретизировать, что это на самом деле означает.
Не зрелость, а институционализация
Самуэль Хантингтон впервые ввел термин "институционализация" в своей книге "Политический порядок в меняющихся обществах". Он определил институционализацию как процесс, посредством которого политические партии обретают стабильность и общие организационные ценности. Когда политические партии не институционализированы, они склоняются слишком сильно к поляризованным взглядам и имеют меньше стабильности. Это делает конкуренцию слабее и не допускает появления заслуживающей доверия оппозиции.
Английский ученый Фернандо Касаль Бертоа изучал институционализацию политических партий в 1960-х годах и установил, что, как только политические партии в определенной степени институционализированы, демократия становится необратимым процессом.
Начиная с 1990 года, Монголия управляется двумя крупными политическими партиями либо самостоятельно, либо в коалиции друг с другом. Однако правительство было заменено 16 раз, в результате чего средний срок существования нашего правительства составляет 1,5 года. Это четкий показатель того, что монгольские политические партии не институционализированы. Хотя в Монголии есть место для третьей политической силы, мы не видели появления какой-либо авторитетной политической партии.
Монгольские политические партии были отмечены как "полуинституционализированные" в индексе внутренней демократии политических партий 2018 года, подготовленном Дефакто. Например, Демократическая партия (ДП) имеет отделения, которые работают так, как будто они являются совершенно отдельным образованием. Эти ветви скрывают информацию друг от друга, не говоря уже о том, чтобы делиться ею. Наши политические партии не готовят финансовые отчеты. В целях соблюдения закона они публикуют на своем веб-сайте конкретную информацию, но удаляют ее через несколько дней. Нет даже общего набора стандартов или модели, которым политические партии должны соответствовать при раскрытии своих отчетов.
Монгольская Народная партия (MPP) критикует то, как ДП продолжает заменять свое собственное правительство, находясь у власти. Но то, что произошло в последние месяцы, показывает, что 80-летняя МНП делает то же самое. Партии не имеют возможности быть эффективной оппозицией. Гражданин Д. Энхбат отправил очень точный твит, сказав: "Если MНП не выполняет свою работу хорошо, значит и ДП работает плохо. И наоборот." Как система, наши политические партии не были институционализированы.
Не правительственная, а представительная организация
Что представляет собой политическая партия? Политическая партия может быть определена как группа людей, стремящихся получить власть, разделяя общий набор ценностей и политических идей.
Главная обязанность политической партии заключается в том, чтобы соединить людей с государством – быть мостом между ними. Монголы некоторое время рассматривали две основные политические партии как мост, но их вера становится все слабее и слабее. Наш народ все больше отдаляется от политических партий из-за неприязни и неодобрения.
У этой тенденции есть несколько причин.
Прежде всего, монгольские политические партии все чаще финансируются из государственного бюджета и этому находятся различные оправдания и причины. Это может помочь уменьшить коррупцию, но это также способствует тому, что политические партии становятся гражданскими организациями. Иными словами, политические партии становятся менее зависимыми от членских взносов и пожертвований простых граждан.
Во-вторых, политические партии наблюдают, как их членская база сокращается. Раньше у политических партий было много членов, что делало их представительными организациями. Сегодня две основные партии Монголии утверждают, что имеют более 150 000 членов, но число фактических членов, когда было оспорено партийное руководство, составило около 15 000.
Третья причина заключается в том, что политические партии не поддерживают связь со временем, в которое мы живем, поэтому они не могут быть поддержаны кем-либо. Наши политические партии устарели во всем, что имеет значение, включая их структуру, организацию, политику, идеологию. Особенно с точки зрения структуры - монгольские политические партии не могут отпустить свой социалистический менталитет, имея единую доминирующую партию, которая имеет огромную структуру, построенную на принудительном управлении.
Как мы можем починить мост?
Во-первых, Монголии необходимо пересмотреть свою политическую систему для институционализации системы политических партий. Фернандо Касаль Бертоа показал, что полупрезидентская система отрицательно влияет на институционализм политических партий. Президенты Монголии всегда были главным фактором в создании и/или разжигании фракционной политики. Эти фракции всегда были триггерами, приводящими к систематическому распаду политических партий. Монголия должна быть парламентской системой, и роль президента должна быть в значительной степени символической.
Во-вторых, внутренняя демократия должна развиваться в рамках политических партий. В последние несколько лет в повестке дня каждой парламентской сессии был "закон о политических партиях", но он никогда не обсуждался. Причина очень проста. Наши политические партии настолько сильно контролируются олигархическими группами, что они даже не могут обсудить этот закон. Закон должен быть в срочном порядке обсужден и принят, с тем чтобы он потребовал от политических партий более тесного сотрудничества с людьми и принятия более гибкой, более мелкой структуры. Кроме того, этот закон должен конкретно включать ключевые функции демократии, такие как участие членов, конкуренция, прозрачность и отчетность. В Монголии даже есть политическая партия, руководство которой не менялось в течение 20 лет.
В-третьих, гражданское общество Монголии должно формироваться и созидаться. В своей книге "От тоталитаризма к неполноценной демократии" чешский ученый Михал Клима писал о том, как в посткоммунистических странах сформировалась политическая система, основанная на клиентилизме, благодаря тому, что политические партии стали контролироваться их финансистами. Он пришел к выводу, что основная причина заключается в том, что гражданское общество не сформировалось и не созрело. Учитывая, что они являются подмножеством политической системы, которая имеет взаимосвязь с другими системами, такими как гражданское общество и свободная пресса, политические партии не могут проводить реформы самостоятельно.
Уинстон Черчилль сказал: "Демократия-худшая форма правления, за исключением всех остальных." Точно так же политические партии могут быть худшими, но нет демократии без политических партий. Поэтому наша задача, возможно, историческая, заключается в том, чтобы суметь институционализировать наши политические партии и создать стабильную, более компактную систему.
Мы не можем развивать нашу страну, не преодолев этот вызов.