Фонд МСП как зеркало экономики
В Монголии крупный бизнес подавляет малые и средние предприятия, хотя именно развитие и укрупнение МСП играет важную роль в развитии государства.
Экономический рост и экономическое развитие – это два разных понятия. Не всегда экономический рост является экономическим развитием, хотя развитие – это рост. Британский экономист Пол Кольер в своей книге “Нижний миллиард” (Paul Collier “The Bottom Billion”) пишет, что для экономического развития важен экономический рост. Он утверждает, что экономический рост необходим для преодоления бедности.
Монгольская экономика начала расти с 90-х, а экономическое развитие стартовало после 2010 года, благодаря только успехам в горнодобывающей отрасли. Как показывают два пережитых Монголией экономических кризиса, зависимость ее экономики от одной отрасли становится фактором нестабильности и ненадежности ее развития. На долю добывающего сектора приходится 80% отечественного экспорта, и несмотря на большой объем вкладываемых инвестиций, в этой отрасли работает всего лишь 58 тыс. человек.
В сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) занято наибольшее количество работников, и хотя доля каждого бизнеса в отдельности мала, их общий вклад в экономику страны является значительным. МСП называют еще становым хребтом экономики. МСП являются зеркалом развития страны, в зависимости от ассортимента сервиса, типа используемых технологий и эффективности деятельности. Каков облик монгольских МСП?
Современный облик монгольских МСП
Согласно данным Монголбанка (ЦБ) (Д.Ган-Очир и другие. 2018), из 80 тыс. зарегистрированных в Монголии компаний 60 тыс. являются субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Доля занятых в МСП от общей численности занятого населения составляет 43%, то есть 900 тыс. человек. МСП производят всего 17% отечественного ВВП, их продукция занимает лишь 2.3% монгольского экспорта. У монгольских МСП нет возможности экспортировать свои услуги и продукцию. Дело в том, что оборудование и некоторые виды сырья они покупают за валюту, а продукцию реализуют на внутреннем рынке за тугрики. Объем их доходов и возможность расширения бизнеса зависят от курсовой разницы валют.
Статистика по компаниям и МСП Монголии содержит неполные сведения, что затрудняет исследование. Согласно данным Азиатского банка развития (Asia SME Finance Monitor 2014. Page 102), по состоянию на 2013 год 97 762 хозяйствующих субъектов, то есть 98,2% всех зарегистрированных компаний, имели в штате менее 50 человек. 90,6% монгольских фирм относятся к категории микрокомпаний с численностью менее 10 человек. Половина зарегистрированных монгольских компаний не ведут какую-либо деятельность или закрыты.
Разговоры о развитии МСП ведутся с 1990-х годов, но спустя 30 лет ожидания полностью так и не оправдались. Сперва государство пыталось поддерживать МСП за счет иностранных инвестиций, внутренних грантов и кредитования. В 2007 году был принят Закон о поддержке МСП. С тех пор его неоднократно пытались изменить, но Великий государственный хурал (ВГХ) не одобряет поправки.
Согласно закону, к субъектам МСП относятся предприятия с численностью менее 200 человек и оборотом меньше ₮1.5 млрд. Однако в реальности эти критерии различаются в зависимости от отраслевой принадлежности. В промышленном секторе к субъектам МСП относят структуры с численностью менее 20 человек и оборотом менее ₮250 млн. В сервисном секторе экономики в эту категорию подпадают компании со штатом менее 50 человек и оборотом менее ₮1 млрд. Законодатели занимаются разработкой критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории МСП в зависимости от их отраслевой принадлежности, а также определением соответствующих этим критериям размеров налоговых и таможенных льгот. Эффективность этой работы зависит от степени ее выгодности для самих законодателей. Из-за неразберихи в этом вопросе страдает статистическая отчетность по МСП.
По данным исследований ЦБ, перед предпринимателями малого и среднего бизнеса (МСБ) стоят две важные проблемы: финансирование и ресурсный потенциал. Государство разрабатывает многочисленные программы по развитию МСП, выделяет миллиардные средства, но недавно стало известно, кому на самом деле эти деньги достаются. 55 из 76 депутатов ВГХ получили трехпроцентные льготные кредиты через Фонд развития МСП, оформив их на собственные компании и компании родственников. Применение наказания к этим лицам – нереальная задача, и дело идет к тому, что должностные преступления будут преданы забвению. За последние 10 лет 7 536 заемщиков получили кредиты через Фонд МСП на сумму ₮ 835 млрд, и неудивительно, что подавляющим большинством получателей оказались государственные чиновники.
Смена облика
Собственное отражение в зеркале изменится со сменой собственного облика. Одних кредитов и грантов недостаточно для поддержки МСП, необходимо развивать “мягкую” и “твердую” инфраструктуру. “Твердая” инфраструктура (дороги, коммуникации, энергоснабжение) играет важную роль в развитии МСП. “Мягкую” инфраструктуру можно совершенствовать, измеряя трансакционные издержки (transaction cost), возникающие в связи с заключением контрактов. Большие трансакционные издержки могут замедлить обмен и остановить экономический оборот. Например, МСП для создания залога в среднем затратило ₮ 2,4 млн., а издержки на получение бюджетного или льготного кредита составили ₮ 521 тыс. (исследования ERI 2017). К ним еще надо приплюсовать время, потраченное на взаимодействие с государственными органами (подарки, взятки и т.д.). Институционализация государственных экономических структур позволит снизить трансакционные издержки.
Как показывает история других стран, МСП в процессе участия в создании цепочки ценностей диверсифицируют и наращивают собственный бизнес. Японские и корейские МСП развиваются, сотрудничая с крупными корпорациями. Например, автоконцерн Toyota Motor активно привлекает субподрядчиков из числа субъектов МСП, которые, расположившись вокруг головного предприятия, основали самостоятельный город Toyota.
В Монголии крупные компании подавляют МСП. С корпорацией, которая открывает собственный банк, владеет СМИ и ресторанами, промышленными предприятиями, занимается сельских хозяйством, торгует продуктами питания и автомобилями, субъект МСП конкурировать не в состоянии и потому разоряется. Однако среди больших компаний есть и такие, которые другим тоже предоставляют возможность заниматься бизнесом. Они акционируют свои дочерние фирмы, продавая акции сотрудникам, а затем сосредотачивают усилия на ведении основного бизнеса. В отечественной ликероводочной и кашемировой промышленности установлена монополия. Крупным монгольским банкам и корпорациям следует перестать заниматься сразу всеми видами бизнеса и начать выходить на международный рынок. Тогда освободится пространство для деятельности МСП, появятся новые рабочие места и бедность в стране пойдет на спад.
Четвертая промышленная революция открывает перед МСП новые перспективы, такие как организация мелкосерийного (не массового) производства, ориентированного на конкретного потребителя. 3D печать все прочнее входит в нашу жизнь. В эпоху Четвертой промышленной революции происходит перераспределение поставок. В новых условиях МСП представляется шанс подготовиться и выйти на мировой рынок. Перед государством стоит задача создания “мягкой” инфраструктуры. Предпринимателям МСБ, только начинающим свой стартап, государство должно в течение первых нескольких лет предоставить налоговые послабления. Помощь импортозамещающему производству в виде налоговых и других льгот поможет защитить и поддержать отечественную промышленность.
Источниками финансирования субъектов МСП являются банки, и в основном это банковское кредитование в размере ₮ 10-50 млн. со сроком погашения 1-5 лет. По примеру некоторых стран, ЦБ мог бы уменьшить нормативы обязательных резервов, используемых для кредитования МСП для того, чтобы коммерческие банки могли снизить процентные ставки по кредитам.