Мы останемся в истории теми, кто загубил Байкал?
Автор АРД Сэрэмжид Интогарова - о тщетных усилиях ОНФ устроить в Байкальском регионе дискуссии по спасению российской жемчужины.
«Фронтовики» приехали по вопросам Байкала в Улан-Удэ, проследовали с той же миссией в Иркутск, устроили форум и телемост. Но есть подозрения, что ни прикормленные низкими энергетическими тарифами иркутяне, ни жители Бурятии, давно привыкшие к роли их бедных родственников, не обратили особого внимания на гонцов из Москвы.
Первые лица республики и ее столицы обсуждению экологических проблем предпочли сольные партии в ёхоре на московском Сагаалгане. Позерство и пиар-акции за миллионы из скудной казны вместо вдумчивого результативного управления – вот все, что могут сегодня предложить наши «эффективные» менеджеры.
Оказалось, расшевелить общественное болото Байкальского региона, которое вот-вот утянет в свою трясину всемирно известное уникальное озеро, сегодня не под силу даже Кремлю.
Трохи-трохи. Тильки для сэбэ.
«В традиционном обществе каждый народ сохранял исходники культурного кода», - пишут ученые о давней истории человечества. «Но древние римляне на правах титульной нации, избранного народа захватывали чужое государство, сжигали памятники его культуры и насаждали свои культы. В имперской модели практикуется унификация под одну культуру, так как на основе введенных единых обычаев проще манипулировать социумом, оправдать рабовладельческий строй».
Уничтожение культурного кода людей – их глубинных символов ценностей, мировоззрения и самоидентификации – приверженцами рабовладельческого строя применялось для деморализации населения и понуждения его к прекращению сопротивления.
Исходники нашего культурного кода, как и всех россиян, интенсивно истреблялись большевиками. Последующие войны сделали свое черное дело. Они, как писал ученый-социолог П. Сорокин, уносят «с поля жизни лучших и оставляют выживать худший человеческий материал».
Уничтожение многих табу нашего культурного кода уже состоялось. Не осквернять воду, огонь и землю, не брать излишки от природы, почитать стариков, заботиться о детях – от неуклонного исполнения свода этих правил некоторые наши земляки давно себя освободили.
Психология рабов-временщиков «Трохи-трохи, тильки для сэбэ» прочно укрепилась в нашем сознании. Надежд на взращивание ответственной политической элиты остается все меньше. Наши лидеры выходят из тех же рабов, и искусно овладевают лишь одним ремеслом – тихо тырить мелочь по карманам.
События последних дней – лишние доказательства деградации и деморализации республики и ее руководителей.
Попрекать стариков и детей хлебом в то время, когда здоровые лбы ни в чем себе не отказывают – последнее дело в любой семье, не говоря уж об обществе.
Хорошо, что хоть кто-то у нас, как в остальном цивилизованном мире, получает достойную пенсию за свой труд. Плохо, что все остальные из когорты добросовестных тружеников влачат жалкое существование лишь потому, что их доблестная трудовая деятельность не ознаменована высокими депутатскими и чиновничьими должностями.
Отвратительно, что этот ужасный дисбаланс пытаются повесить на совесть нескольких VIP-пенсионеров, которые сегодня находятся в преклонном возрасте, давно не распоряжаются бюджетными средствами и не обладают могущественными защитными силами в виде пресс-служб и ангажированных СМИ.
За всей этой возней с VIP-пенсиями и урезанием списков детей из малообеспеченных семей, которых до недавнего времени умудрялись кормить обедами на жалкие 20 рублей, сладко посапывают высокопоставленные получатели баснословных зарплат и премий.
Благодаря специалистам по переводу стрелок, мы выучили как «Отче наш» бюджетную строку в 290 млн. рублей, на которую припеваючи живут бывшие слуги народа. Стыдливо умалчивается, что это лишь часть от денежного содержания нашей прожорливой челяди, которая трудится сегодня в эшелонах власти. Еще немного – и она окончательно объест свой народ.
Если урезать зарплату главе республики автоматически, в прямой зависимости, без всякого скандала уменьшатся выплаты VIP-пенсионерам. Зачем же тогда так упорно ставить телегу впереди лошади?
Все эти нелепости происходят при молчаливом согласии большинства депутатов. Что уж говорить о народе, который они представляют. Какого тогда сопротивления все еще так опасаются наши правители?
Похоже, наши топ-менеджеры от власти перепутали эпохи. Тренды рабовладельческого строя сегодня не в моде.
Для нас это давно пройденный этап, и можно уже особо так не стараться. Рабы мало думают и плохо работают.
Но логика ущербного порядка продолжает заболачивать и без того, уже не «цветущую от края и до края», как поется в нашем республиканском гимне, Бурятию.
Не трясите лохматыми предками
Лет десять назад публично обсуждалась стратегия развития региона. В качестве одной из тем для разработки туристского продукта Бурятии было предложено Гуннское городище. Реплики из зала в ответ были обескураживающими: «Вылечите сначала туберкулез, а потом выкапывайте и трясите своими лохматыми предками!».
Очередная стратегия развития Бурятии до 2030 года, естественно, не обойдется без ставок на туризм. Время идет, но ничего не меняется.
На днях в Интернет-пространстве появилась статья и опять в духе «не трясите своими лохматыми предками»:
«…прозвучало, что главным для бурят должно стать творчество театра песни и танца «Байкал», как истинно бурятского… А может быть, правда, подумалось мне – меха-шелка-парча-серебро-каменья-брови вразлет-из глаз молнии-из ноздрей пар-барабаны гремят-конский хвосты на тугах полощутся на ветру – пафос можно брать в руки и уносить с собой, такой он плотный! Это все так духоподъемно и самосознательно! Все умываются светлыми слезами национального величия… улыбаются и машут, машут и улыбаются. А что же институт художественного осмысления и критического осознания? Ну, дорастем когда-нибудь, наверное…».
По любви или по расчету
Немногочисленные искусствоведы и театральные критики, которые иногда бывают в Улан-Удэ, к сожалению, туристский поток не обеспечат. Но так презираемое некоторыми из них этническая история и искусство у путешественников обычно идет на ура. Банальное желание созерцать и духоподниматься гонит туристов по нашим городам и весям!
Никто никого не пытается заставить умываться светлыми слезами по национальному величию.
Если нет чувств, в ход должен идти здравый смысл, а с ним-то у нас как раз весьма большие проблемы.
К примеру, как можно объяснить, что домик для двоих в Бурятии за счет средств республиканского бюджета обходится нам в 60 млн. рублей, тогда, как годичные траты на развитие бурятского языка в то же время составили сумму в 10 раз меньшую?
Какими доводами руководствуются наши управленцы, проталкивая на должность руководителя кузницы гуманитарных кадров Бурятии инженера-механика с сомнительными достижениями на ниве науки и образования?
Времена меняются, а уничтожение культурного кода народа, возможно уже и без злого умысла, все еще продолжается. Простота, как известно, хуже воровства. Сегодня уже мало прекратить бессознательную борьбу с собственным народом. Необходимо начинать планомерное восстановление культурного кода, живущих вокруг Байкала народов, иначе грядущую здесь катастрофу не предотвратить.
«Россия обмелела», - пишет «Новая газета», говоря о проблемах Байкала. В пику усыхающему Оку Земли в стране удивительно оперативно принят закон, разрешающий увеличение колебания его уровня.
Разумно полагать, что раз озеро серьезно больно, человек, наконец, отпустит свою алчную хватку и даст ему время прийти в себя и восстановиться. Но не тут-то было. Олигархам, чьи империи строятся на гидроресурсах Байкала, совсем неважно, живая в нем вода или мертвая.
Влиятельные силы умело привели в действие винтики и задвижки нашей, как правило, нерасторопной власти, дабы распахнуть шлюзы гидроэлектростанций, чтоб ни на миллиметр и ни на секунду не уменьшился поток их денежных миллиардов.
Эти силы, которые существуют и здравствуют независимо от наших ощущений и знаний о них – та самая материя, которая подобно спирогире в мелеющем Байкале, комфортно развивается вокруг умирающего озера на фоне падения морального и интеллектуального уровня нашего общества.
В содружестве со смертоносными водорослями они грозят превратить Байкальский регион в болотную трясину посреди пустыни, в которую тихо и без разбора засосет всех рабов и рабовладельцев, не оставив здесь ни победителей, ни побежденных.