Сур-Харбан, который мы потеряли
Один из главных праздников бурятского народа в Улан-Удэ превратился в очередное мероприятие.
- Вообще только в субботу узнал, что будет Сур-Харбан. Никаких объявлений на тумбах городской афиши, ничего в газетах, баннеров на сайтах…, - возмущался приятель, - Вот раньше, на ипподроме, был Сур-Харбан так Сур-Харбан…а сейчас…убили праздник.
Действительно, уже вторая попытка втиснуть народные гуляния, спортивные состязания и культурную программу в рамки Центрального стадиона Улан-Удэ, опять потерпела фиаско. По словам очевидцев, бывших на Сур-Харбане в прошлом году, ныне людей было еще меньше. Безусловно, организаторы постарались, ввели новые дисциплины… Но что это за Сур-Харбан, на котором одно из классических состязаний – конные скачки, вообще проходит в Иволгинском районе?
Республиканский Сур-Харбан, по идее – это апофеоз, кульминация многочисленных районных и сельских игр, и праздновать его надо всем городом. Устроить, скажем, шествие, как на День города. Интенсивную рекламную кампанию, и концерт на площади Советов, с чествованием победителей там же. Увы, по моему мнению, Центральный стадион совершенно не та площадка. С другой стороны, возможно, сказалось то, что многие потенциальные зрители были утомлены просмотром чемпионата мира по футболу. Так или иначе, праздник получился не совсем тот. Тем более, мне лично есть с чем сравнивать.
Больше всего убил «креатив» под названием «Наадан-Сурхарбан».
- Сур-Харбан! Сур-Харбан наадан! Эрын гурбан наадан! – с такими словами я выходил на окружной праздник в селе Баяндай в 1996 году. Вот так правильно.
Прекрасно помню свой первый Сур-Харбан. Поскольку я в нем участвовал. К сожалению, не в состязаниях, а в выступлениях в составе фольклорного коллектива. Это был 1988 год, на «сельсоветском» празднике. Я тогда закончил 1 класс, и был самым младшим. Остальные участники детского ансамбля были старше на два-три года, меня же взяли из-за роста.
Мы танцевали цыганочку и калинку-малинку.
Тогда я еще не понимал происходящего, не задавал вопросов – почему буряты на бурятском празднике исполняют не свои танцы. Но чувство стыда и позора было настолько велико, что до 8 класса я не участвовал ни в какой художественной самодеятельности.
В 1996 году меня вновь «призвали под знамена». Новый состав народного фольклорного ансамбля завоевывал все конкурсы в районе и Усть-Ордынском округе. Тогда мы победили на районном Сур-Харбане, и поехали на окружной. Нам, детям, выдали командировочные 82 тысячи рублей – для 96 года неплохие деньги. И хотя жюри решило не присуждать 1 место, в общекомандную копилку района мы принесли «первоместные» очки.
Вообще, для неизбалованных зрелищами усть-ордынцев Сур-Харбан – это действительно праздник, когда по улицам фланируют тысячи людей, зрители толпятся вокруг конкурсантов и спортсменов…
Мне, как «старому еохоршину», было обидно увидеть, что представления фольклорных ансамблей смотрело от силы человек сто.
Все-таки, Сур-Харбан должен иметь несколько иное значение. В этот раз было впечатление, что в основном пришли люди, которые хотели поддержать земляков, родственники, друзья, знакомые конкурсантов и спортсменов. А еще лучше бы было, если в республиканском Сур-Харбане официально принимали участие представители Усть-Ордынского и Агинского округов. Проводится же «Алтаргана» для всех этнических бурят-монголов.
Пока же, увы – еще одно мероприятие для галочки, для многих улан-удэнцев запомнившееся, разве что, запретом продажи алкоголя на два дня.
Фото: автора
В сюжете: БурятияУлан-УдэСур-Харбан