По горным дорогам Тибета: экспедиционный дневник.
АРД начинает серию публикаций о путешествии в Тибет нашего автора Николая Цыремпилова. Он только что вернулся из поездки в рамках проекта «Традиции и новации в Восточном Тибете» под эгидой Российского гуманитарного научного фонда. И сразу делится своими «путевыми заметками». Они – совсем не о науке. Они – о жизни простых людей. Заметим, что речь в этих очерках идет не о собственно Тибете - но о его северо-восточной части, которая входит в китайские провинции Цинхай и Ганьсу. Это неповторимые человеческие истории, в которых отразилась общая судьба Тибета. Какими их увидел такой же настоящий человек как мы с вами. Каждый день, друг за другом, мы будем публиковать эти записи – описывающие лишь один день, прожитый Николаем в Тибете. Убедитесь – каждый день можно проживать как единственный.
В городе орхидей
13 июля
Тринадцатого июля самолет компании Чайна Истерн Эрвэйс приземлился в аэропорту города Ланьчжоу. На его борту в числе других пассажиров находились и мы, члены экспедиции Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Эта поездка стала частью проекта «Традиции и новации в Восточном Тибете», поддержанного РГНФ.
Аэропорт города Ланьчжоу
Объектом нашего внимания должна стать историческая область Амдо, которая сегодня разделена между тремя провинциями КНР – Ганьсу, Цинхай и, частично, Сычуань. Будучи традиционной территорией расселения тибетских и монгольских народов, Амдо еще в XVIII веке была интегрирована в китайскую административную систему.
Но интенсивное освоение китайцами этой горной области началось только с приходом к власти коммунистов. В рамках национальной политики тибетцы и монголы Амдо получили от китайского правительства свои автономные территории – префектуры, в которых пока еще составляют большинство. Нас интересует, как меняется жизнь тибетцев в автономных префектурах и каким образом китайское экономическое чудо воздействует на образ жизни тибетских кочевников. В этой экспедиции нам предстоит побывать в нескольких тибетских автономиях Цинхая и Ганьсу и встретиться с очень интересными людьми. Обо всем этом я рассказываю специально для AsiaRussia.ru.
Светло-зеленым квадратом выделена область, внутри которой лежал маршрут нашей экспедиции.
Маршрут экспедиции с обозначением основных пунктов посещения.
А пока мы в столице провинции Ганьсу – Ланьчжоу. С китайского название этого города переводится как «остров орхидей». Но романтическое имя на первый взгляд мало согласуется с реальностью. Вид с высоты птичьего полета выдает в Ланьчжоу регионального индустриального гиганта. По дороге из аэропорта, который находится в 80 км от города, повсюду видны горнорудные выработки и трубы промышленных предприятий.
В Ланьчжоу проживает порядка двух с половиной миллионов человек, что позволяет сравнивать его с такими российскими городами, как Новосибирск или Нижний Новгород. Город окружен горными хребтами, но сам расположен в ровной долинной местности. Поэтому Ланьчжоу сильно вытянут в длину с востока на запад. Несмотря на унылый индустриальный пейзаж вокруг, внутри города довольно много зелени.
При интенсивном автотрафике и довольно узких улицах мы не заметили серьезных заторов и пробок. В архитектурном смысле Ланьчжоу весьма уныл и не имеет своего лица. Запыленные многоэтажки время от времени перемежаются с бетонно-стеклянными небоскребами. На улицах города образцовая чистота, а дороги с раннего утра поливают водой. Все это вкупе с городской растительностью придает городу весьма опрятный вид. На улицах Ланьчжоу типично китайская атмосфера: в толпе спешащих прохожих играют в маджонг старики, метут улицы уборщики в марлевых повязках, оглушительно сигналят проезжающие мимо автомобили. Приятно удивляет отсутствие нищих и беспризорников. Люди очень доброжелательны и с готовностью подсказывают дорогу.
Общественный транспорт Ланьчжоу оживил воспоминания о советском прошлом. В час пик большие автобусы забиты до предела, а проезд в них стоит по нашим меркам сущие копейки – 1 юань (5 с половиной рублей).
В городе множество заведений общепита, обилие уличной еды, гостиниц и маленьких магазинчиков с одеждой. Все это наполняет городскую атмосферу каким-то фирменным китайским запахом. При этом удивляет отсутствие крупных торговых центров и магазинов техники. Ланьчжоусцы, если так можно выразиться, весьма нарядно и со вкусом одеты. Особенно приятное впечатление лично я получил от местного женского пола. Девушки города орхидей грациозны, миловидны и очень ухожены.
Мы провели ночь в неплохой гостинице с настораживающим названием Лохас, которая располагается в двух шагах от городского автовокзала. Поскольку мы не собирались задерживаться в Ланьчжоу и планировали на следующий же день перебраться поближе к тибетцам, то поселились рядом с автовокзалом. Каково же было наше разочарование, когда мы узнали, что вокзал рядом с нашей гостиницей работает только на восточное направление. Западный вокзал располагался в совсем другой стороне. Понадобился час езды в переполненном автобусе, чтобы добраться до него. Здесь нас ждало еще одно разочарование: билеты до Хэцзо, следующего пункта нашего маршрута, не нужно покупать заранее. Более того, их и нельзя купить за день до выезда. Поездка через весь город оказалась напрасной. Чтобы утешиться, мы пообедали в местной мусульманской харчевне.
Кстати говоря, в Ганьсу живет большое количество хуэйцев – китайских мусульман, отличить которых от остального ханьского населения можно по белой шапочке на макушке у мужчин. Некоторые женщины носят хиджабы. В городе и вообще по всей провинции множество мечетей. Некоторые мечети весьма типичны для всего остального мусульманского мира. Но временами попадаются и такие, сразу отличить которые от буддийских или даосских храмов непросто: те же приподнятые уголки крыш, форма пагоды и дальневосточная цветовая палитра.
Хуэйцы – это ханьцы, которые приняли ислам, но продолжают пользоваться китайской иероглификой и говорить на китайском языке. В период гражданской войны в Китае в 20-30-е годы прошлого века хуэйские полевые командиры взяли под свой военный контроль большую часть Амдо и жестоко подавляли попытки тибетцев и монголов оспорить у них лидерство.
Мусульманские отряды захватывали тибетские монастыри и деревни, вырезали население, включая женщин и детей. Наиболее отъявленные носили ожерелья из черепов убитых ими тибетских детей. Но эти ужасы уже в прошлом. Сегодня сосуществование тибетцев и хуэйцев кажется мирным, но живя бок о бок, эти этнические группы мало контактируют и занимаются разными видами деятельности. Хуэйцы успешны в сфере обслуживания, они заметно доминируют в гостиничном бизнесе и сфере общественного питания. Тибетцы в своем большинстве заняты в животноводстве.
В числе прочего, хуэйцы занимаются забоем скота и продажей мяса, что среди тибетцев считается презираемой работой.
На следующее утро мы снова двинулись на Западный автовокзал Ланьчжоу и сели на первый из отходящих автобусов. Нашей целью была столица Ганьнань-тибетской автономной префектуры – город Хэцзо. Путь лежал в горы, в настоящие тибетские поселения. Собственно, экспедиция только началась.
Продолжение следует...
Фото: Николай Цыремпилов
В сюжете: Тибетпутешествиепоездкапутевые заметкиВосточный Тибет