Как попы с шаманами боролись
Что же есть шаманизм – языческий культ, «детство человечества» или все-таки древнейшая мировая религия?
Вопрос вовсе не тривиален. Много раз приходилось замечать, что люди, казалось, европейской образованности, и имеющие научные степени очень чувствительно относятся к этому делу. Как-то доктор исторических наук Владимир Хамутаев, когда я взял в руки сборник шаманских призываний – дурдалга, и пытался прочитать, резко меня одернул, и сказал – нельзя читать вслух!
Еще один мой друг, убежденный буддист, считает, что шаманизм – это детство человечества. Со временем, даже западные буряты, которые держались «хара шайжан», стали переходить в христианство или буддизм.
Сам тоже один раз столкнулся с неким непознанным. Будучи школьником, выступал в народном ансамбле, и играл роль «капающего дедушки». Эта постановка называлась «Брак и семья у западных бурят», мы возили ее в Усть-Орду и в Улан-Удэ, выступали на бурятском телевидении, и на осинско-боханском землячестве на сцене Бурятского театра драмы. А потом я тяжело заболел фурункулезом. Болел почти три года, чирьи лезли отовсюду. Пока один наш местный капающий дедушка не сказал – а это из-за того, что ты играл роль, и читал вслух дурдалга, не имея к этому отношения. Вот за это на тебя прогневались духи. Он провел обряд, и убрал с меня эту болезнь.
Еще один случай – у моего отца, председателя колхоза, был водитель, у которого было удха шамана. Он долго болел, мучился, и решился все таки стать шаманом.
Его переехал трактор. Внезапно сорвался с тормоза, покатился вниз по улице и задавил. Свидетели показали, что Ким Иннокентьевич (так его звали) просто стоял и не шевелился. Потом кто-то из дедушек сказал, что его забрали дээшээ. То есть наверх.
Рассказывает Цыбен Жамцарано:
В старину, лет 100 тому назад, не более, как-то русские чиновники вызвали бурятских шаманов и шаманок, чтоб посмотреть, как они будут шаманить, а в случае возможности истребить их. Из Забайкалья приехала молодая шаманка, красавица Модон. Из Куды Иркутской губернии - шаман Ахайтан. У него был товарищ Далаши. Из Хунты (Иркутской губернии) - Хyтooхэйн хyбyyн Мyжи. Они сперва раздробили камень, с корову величиной, на Топхое [возможно: Топхор], верхоленской горе, посредством заклинаний. В городе посадили их в тюрьму и подожгли снаружи. Они испустили из себя воду и потушили огонь. Чтобы показать свое могущество, взобрались на конях на собор и шаманили там. Чиновники попросили показать еще какое-нибудь чудо. Тогда шаманка пустила в присутствии чиновников воду из окна в комнату. Потекла она, словно река, а в ней омули,один другого жирнее. Чиновники поймали по рыбе. Потом оказалось, что они держались за свои члены…
Напали на шаманов попы. Тогда превратились они в трех хадарунов (хариусов) и поплыли по Ангаре, а русские попы обратились в трех щук и погнались за ними. Те обратились в три десятины хлеба. Русские - в 30 жнецов и начали жать. Шаманы - в один колосок, а потом - в три пня. Русские раскололи пни - осталась одна сердцевина. Шаманы - в трех булжухаев [пташек] и полетели к пятидесяти пяти тэнгриям. Попы - в трех ястребов, и за ними. Но те с неба пятьдесят пять тэнгриев послали и шуhан бороо, шулуун мyндyр [кровавый дождь, каменный град]. Побило градом крылья ястребам.
Тогда начальство разрешило шаманам шаманить. Надо заметить, что шаманка Модон была беременна на третьем месяце. Но она вынула ребенка из эхэйн хэмнэгhээ [из материнского чрева] и положила в хэhэнэг - коробочку для стрел. Ребенка взяла после победы, положила обратно во чрево и доносила до срока. Вот каковы были наши шаманы!