"Веками мы делили людей на своих и чужих. И между “своими” и “чужими” возводили глухую стену.
Считается, что Тува, Бурятия и Калмыкия - регионы “буддийские” . Утверждая, что мы "буддисты", многие выдают желаемое за действительное. Это большое обольщение. Судя по репликам и откликам на происходящие в мире события, не все из нас буддисты. Мы тщимся ими быть. Потому что появляются на 100% противоречащие постулатам буддизма комментарии о том, что помогать следует только “своим”, а “какие-то там беженцы” представляют опасность. В данном случае, потому что они “арабы” и потому что они “мусульмане”. И далее приклеивается образ нахлебника, врага и террориста на абсолютно незнакомых людей, увиденных мельком в новостях, подаваемых под тем или иным ракурсом, в зависимости от целей СМИ.
Как говорят монахи, лучше не навредить, если не можешь помочь. Во всех случаях, когда от нас ждут реакции человеческой, личной, индивидуальной, наша жадность превращает нас моментально в "граждан страны" и политических демагогов, начинающих рассуждать вдруг о геополитике, экономике, бюджетах стран, валютных коридорах, котировках на нефтяном рынке и прочих материях, хотя нужно всего-то не навредить, если не можешь помочь. Поделиться куском хлеба, если можешь.
Но, как показывает практика, тысячи людей называя себя буддистами, вызубрив мантры, растолкают локтями ближнего, пройдут по головам младенцев, когда надо "поклониться учителю" притиснуться к нему за благословением, или предприимчиво займут 10 мест вокруг себя перед учениями "для своих" и спокойно рассадят там здоровых упитанных, взрослых детей перед стоящей старушкой или инвалидом, оказавшимися не столь расторопными.
Ежедневная молитва буддистов включает вот такие строки:
- ...да будет счастливо всякое существо. Да будет всякое существо избавлено от страдания. Вовек да не разлучается никто со счастьем...
- ... все мои добросердечные матери (о всех людях и живых существах)
- ... отныне да не будет в этом мире страданий от неисцелимых болезней, голода и войн, и да не причинят вреда землетрясения, пожары, наводнения, бури и другие бедствия.
-... да повстречаются все живые существа, мои матери (о всех живых существах и о людях, вне зависимости от их места регистрации, расы, веры, пола, нации и страны)... с драгоценными наставниками...”.
Любое препятствие в жизни, будь то человек или явление, буддистов наставляют встречать, как великую тренировку спокойствия ума, как важнейшего учителя терпения.
Когда ловишь себя на жадности и эгоизме, когда возникают сомнения в правильности своих умозаключений и реакций, но присутствует большое желание называть себя при этом “буддистом”, лучше руководствоваться наставлениями Учителей.
Все мы – все 7 миллиардов одинаковы.
“… Настало такое время, все мы должны думать о человечестве. Веками мы делили людей на своих и чужих. И между “своими” и “чужими” возводили глухую стену.
Это разделение лежит в основе насилия – применим насилие, уничтожим “чужих” и выйдем победителями.
Но в современных реалиях этот принцип больше не действует. Весь мир сегодня тесно взаимозависим, сама действительность говорит нам о том, что в своих поступках мы должны исходить из того, что все мы одинаковые человеческие существа и должны руководствоваться всеобщими интересами и ясным пониманием единства человечества.
Пришло время понять, что люди - одно большое “мы”. Весь мир часть этого – “мы”, часть – моего “я”. Так вы сможете преисполниться искренней заботой о других, вы станете думать, что все все мы, все семь миллиардов одинаковы.
… У других тоже есть право преодолеть страдание и обрести счастье. Если думать так – то не останется места для обмана, притеснения.
… Многие проблемы с которыми мы сталкиваемся, вызваны тем, что мы уделяем слишком большое внимание поверхностным различиям между нами, различиями в национальности, религии и цвете кожи, а если религия одна и цвет кожи тот же, то делим на богатых и бедных.
И поскольку очень много проблем вызывается такими различиями между людьми, значит, нужно вернуться к корням, вспомнить о единстве всего человечества.
Если, встречаясь с вами, я прежде всего буду руководствоваться мыслью и чувством, что я – тибетец, что я – буддист, то это ментальное состояние создаст дистанцию между нами. Забудем об этом, я всего лишь еще одно человеческое существо. В том, как родился я и как родилась вы, нет никакой разницы.
И когда, в конце-концов, наступит смерть - она тоже будет одинаковой Иногда я говорю полушуткой полувсерьез, проезжая мимо кладбища - вот он, наш пункт назначения.
Нам всем придется туда отправиться: бедному и богатому ...
Все пути приведут туда, никому не укрыться. Даже Будде пришлось пройти этой дорогой, и Иисусу Христу, и Магомету. Так что нравится нам или нет, это – наш конечный пункт назначения. И когда там окажешься - не помогут ни слава, ни власть, ни оружие.
Только одно поможет нам пережить спокойно это время - если мы прожили жизнь достойно”.
"... Верить или не верить - дело каждого, но как человек, каждый из нас нуждается в сердечной теплоте. Я называю причины по которым необходимо распространение светской этики.
Мы все родились из чрева матери /.../ и получили опыт безграничного сострадания, это зерно сострадания роняет в нас не религия, а мать ...
Те, кому не хватило материнской любви, кто, возможно, был нежеланным или с кем жестоко обращались, всю жизнь будет чувствовать свою незащищенность и это очень тяжело.
Люди, причиняющие вред другим людям, если присмотреться к ним повнимательнее, эти нарушители спокойствия, в детстве не получили материнскую любовь и поэтому в глубине души они испытывают недоверие, неуверенность, это порождает гнев, а затем и насилие.
Если у вас ум находится в состоянии умиротворения, в доверии другим, само собой получается что всех вокруг вы воспринимаете, как друзей.
Если вы не уверены, то все вокруг вам кажется опасным.
Главный источник внутреннего покоя - это добросердечие …
Счастье находится внутри нас самих, это не зависит от того бедный ты или богатый. У нас одинаково устроены тела и у нас одинаковый потенциал развития.
… Когда у вас есть власть и богатство, у вас больше поводов для подозрительности и беспокойства, и у вас может быть меньше друзей. Я шучу.
В общем, вот что значит этика за пределами религии - это все, что я хотел сказать".