Статую Белой Тары освятят в Забайкалье
Ни в одном дацане России нет такой удивительной скульптурной композиции – два аспекта величайшей любви и сострадания к живым существам, Богиня Зеленая Тара и Богиня Белая Тара, расположенные рядом.
Кижингинский дацан «Дэчен Даши Лхунболинг» и дуган Хилокской долины «Намдол Пунцоглин» («Счастливая земля полного Освобождения»), что в селе Бада Хилокского района Зайбайкальского края, приглашает всех верующих на ритуал освящения статуи Богини Белая Тара, которое состоится 2 октября 2016 года.
Великий ритуал Рамнай – наделения живой силой статуи Богини, будет проведен ламами Сангхи России под руководством Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева.
В 2012 году в селе Бада Хилокского района Забайкальского края появился дуган Хилокской долины в составе прихода Кижингинского дацана. А через два года, в 2014 г., в год 250-летия института Пандито Хамбо Лам России, необычная статуя Богини Зеленая Тара украсила территорию этого дугана. Ритуал ее освящения и наделения могущественной силой творения прошел под руководством большого Учителя – Лхарамба Багши Лубсан Хайдуба (Иволгинский дацан). И вот, спустя еще два года, в сентябре 2016 года, завершается возведение статуи Богини Белая Тара.
Скульптуры композиционно расположены по обеим сторонам дугана.
Глава Сангхи России, Хамбо Лама Дамба Аюшеев всегда подчеркивает, что каждый дацан должен стремиться в своем архитектурном облике иметь присущую только ему особенность.
Это традиция. Ведь наши предки, возводя свои родовые дацаны, всегда подчеркивали свой характер, веру, духовные устремления, которые они выражались в устройстве и обустройстве монастырского комплекса. И в этом они были правы.
Изучая архивные материалы, мы узнаем, какие именно дуганы – малые храмы, ламы и верующие предпочитали возводить на территории своих дацанов. Через это мы также узнаем, какие духовные практики, практики каких тантрических Божеств изучались и реализовывались в том или ином бурятском дацане.
В этом отношении комплекс современного Кижингинского дацана является одним из самых необычных по своему архитектурному решению. Этому правилу следует и дуган Хилокской долины, входящий в его приход.
И ведь на самом деле, ни в одном дацане России мы не встретим такой удивительной скульптурной композиции –два аспекта величайшей любви и сострадания к живым существам Бодхисаттвы Арьябалы, Богиня Зеленая Тара и Богиня Белая Тара, согласно легенде, повествующей об их чудесном рождении на Земле из двух божественных слезинок Арья Авалокитешвары, явили себя в облике двух огромных статуй на красивейшей земле Забайкалья…
Обе скульптуры возведены под началом известных кижингинских мастеров буддийской скульптуры и деревянного зодчества, создавших своими золотыми руками буддийский молитвенный комплекс Кижингинской долины – святыню Джарун Хашор, статую Будды Амитабхи – владыки Рая Диважин, субурганы, хурдэ, принимавших участие в оформлении роскошного резного алтаря Диважин дугана Улан-Удэнского дацана «Хамбын Хурээ» (пос. Верхняя Березовка), а также статуй Будды Шакьямуни, Будды Майтрейи в Кижингинском дацане, и множества других выдающихся объектов почитания буддистов.
Надо сказать, что настоятель Хилокского дугана, ловон лама Дандар Базаржапов в пределах своего прихода ведет большую работу и по возрождению бурятского языка, его сохранению и укреплению. Школьники Хилокской долины, прихожане дугана, всегда являются одними из самых любимых участников наших конкурсов бурятского языка, проводимых ежемесячно в Иволгинском дацане.
После освящения статуи Белой Тары Дандар лама и лама Чесанского дацана Кижингинского района, гелон Жалсан лама Николаев, Хранитель Хамбо Ламы Этигэлова 2006-2016 гг., продолжат цикл лекций по основам буддизма среди прихожан. Первые встречи с верующими уже прошли в с.Зугмара, в начале августа 2016 года.
Закончившие курс обучения в Индии, в Гоман дацане, Дандар лама и Жалсан лама благословениями Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова возрождают старинные, дореволюционные традиции бурятских лам дарования Дхармы на родной земле. Это по-настоящему большая, настолько редкостная удача присутствовать на Учениях, которые передает всем живым существам, зримым и незримым, высокообразованный буддийский монах-гелон, следующий 253 высшим обетам Будды Шакьямуни.
И наверняка само название Хилокского дугана - «Намдол Пунцоглин», что в переводе на русский язык означает «Счастливая земля Полного Освобождения» день за днем и шаг за шагом, способствует созданию для прихожан и жителей долины тонких основ всех причин множества их духовных достижений в этой жизни и во всех будущих...
О Белой Таре
По одной из буддийских легенд, Аваловитешвара, видя страдания всех живых существ, заплакал, из его глаз выкатились две слезы, которые, упав на землю, превратились в лотосы. Когда цветы раскрылись, на одном из них сидела Белая Тара. Белая Тара - это богиня, избавляющая от всех опасностей и дарующая долгую жизнь. Имя "Тара" обозначает "Спасительница". Говорится, что её сострадание ко всем живым существам, её желание спасти всех от мучений Сансары, сильнее, чем материнская любовь к собственным детям.
Даже одно только упоминание имени Белой Тары может спасти человека от многих бед.
Белая Тара является целительницей и даёт удачу. Она символизирует сострадание и ведет путников через беспредельный океан перерождений. Она, лучезарная Тара, - та звезда, которая направляет мореплавателей. Вместе с Авалокитешварой она является покровительницей человечества. Она приносит спасение от бесчисленных опасностей. Ее излюбленное местопребывание - гора Потала, с вершин которой она прозревает страдания этого мира. Белую Тару называют «Семиглазой». У нее на теле семь глаз: три - на лице, по одному - на ладонях и ступнях ног. Они помогают ей видеть все происходящее вокруг и оказывать поддержку всем, кто в ней нуждается. Ее семь глаз символизируют вечное бодрствование сострадания.
Тара, Спасительница, по-женски воплотила в себе деятельную энергию сострадания Авалокитешвары, и люди начали прибегать к ее помощи во всех своих нуждах, она стала самой почитаемой богиней Тибета, Монголии и Бурятии.
Обычно считалось, что обрести Высшее Просветление можно лишь в теле мужчины, и женщине, накопившей должные заслуги, необходимо испытать еще одно перерождение. Но бодхисаттва Тара объяснила всем, что нет такого различия, как мужчина и женщина, а потому она, вопреки всем предрассудкам, будет в теле женщины работать на благо всех живых существ до тех пор, пока мир сансары не опустеет, и лишь тогда станет буддой и из тела женщины непосредственно уйдет в нирвану.
Источник: sangharussia.ru
В сюжете: Белая ТараЗабайкальедуганХилокский дуганСангха России