Зачем освобождать животных?
Среди множества практик, призванных продлить нашу жизнь, освобождение живых существ — наиболее эффективная
Люди и животные – так ли велика дистанция?
С детства мы привыкли смотреть на животных как на «братьев наших меньших», жить с ними, словно в параллельных мирах: они нас не трогают, а мы – «старшие братья» – их. Лишь бы не кусали, не причиняли беспокойства, пусть живут сами по себе, как получается. Или не живут вовсе. Так, по данным сайта animalequality.net ежегодно люди убивают 56 млрд. животных. На скотобойнях каждую секунду умирает более 3 000 животных. Эти шокирующие цифры не включают рыб и других морских обитателей, количество смертей которых столь велико, что его можно измерить лишь в тоннах.
Препятствие, объект для забавы, еда, поставщик кожи, источник опасности – вот кто они для большинства из нас. В лучшем случае мы их сфотографируем, умилимся интересной внешности, прикоснемся и вручим кусочек чего-нибудь съедобного.
Совсем не таков буддийский подход. Учение о перерождении говорит о том, что в зависимости от созданного нами кармического потенциала, в числе прочих вариантов, мы можем переродиться в теле зверя или насекомого. Сегодня мы брезгливо морщимся при виде таракана, а всего через неделю – сами шевелим усами на чьей-нибудь уютной кухне.
Не достигнув необходимого уровня духовного развития, мы не в состоянии определить, кто перед нами, к примеру, в теле насекомого. Так, поток сознания комара, укусившего меня во время чтения книги, мог принадлежать моему сыну в одной из прошлых жизней. Так стоит ли машинально прихлопывать его или можно позволить ему выпить капельку крови, чтоб он продолжил свой полет, а затем смазать место укуса лечебным кремом?
Зачем освобождать животных?
Многие высокие учителя регулярно выполняют эту практику совместно со своими учениками.
Все мы – живые существа – хотим долголетия и здоровья, и в этом мы едины. Сначала необходимо проанализировать, какие причины нужно заложить для достижения этого. Оказывается, что есть определённые действия, которые позволяют накопить эти причины, создать благоприятные условия для долгой жизни. Таким действием, в частности, является забота об увеличении срока жизни других существ.
Если мы будем заботиться о других живых существах, не причинять им вред, стараться сохранить и увеличить срок их жизни, то следствием этих действий будет увеличение срока нашей собственной жизни, устранение различных болезней, то есть результатом будет долгая здоровая жизнь.
Какую мотивацию нужно зародить и поддерживать при выполнении цетар?
“Результат такой практики во многом зависит от силы намерения. Надо от всего сердца почувствовать сострадание к животному, желание спасти его от смерти и продлить ему жизнь. На его месте могли быть и мы сами.
Чтобы зародилась истинное сострадание, нужно подумать, что эти животные в предыдущих рождениях были нашими матерями и проявить к ним такую же любовь, как к своей матери в этой жизни”.
Солбон Гаржилов, парчин-рабжамба, студент монастыря Дрепунг Гоманг из Бурятии
Как выполнять эту практику?
Для наилучшего эффекта от выполнения практики, как для животных, так и для нас самих, полезно ознакомиться с особенностями ее выполнения. Ценность практики цетар заключается не только в том, что мы даруем жизнь. Животному все равно предстоит умереть – под ножом ли повара, из-за подъема воды в реке или вследствие нападения более крупного животного.
В чем же тогда наш вклад?
Если во время выполнения практики мы «засеем» в поток сознания животного семена Дхармы, то это создаст благой кармический потенциал, который в дальнейшем станет причиной его пробуждения.
После приобретения животного мы доставляем его в подходящее для выполнения ритуала место. Если есть угроза, что животное не доживет до своего освобождения, то лучше провести ритуал вблизи от места выпускания. В этом безопасном месте мы, зародив искреннюю мотивацию, обходим с нашими подопечными вокруг святых объектов – изображений учителей, ступ, книг по Дхарме. Его Святейшество Далай-лама XIV часто рассказывает притчу о старике Шриджате, который в одной из жизней был мухой, севшей на коровий навоз. Поток воды, подхватив коровью лепешку вместе с мухой, обнес ее вокруг ступы. Это «путешествие» создало в потоке ума тогдашней мухи благой кармический отпечаток. Впоследствии, переродившись человеком и в глубокой старости став монахом, это существо смогло достичь архатства. Хотя муха и не понимала сакрального значения ступы, такое непреднамеренное выражение ей знаков почтения очистило её от отрицательной кармы и создало крохотную благую заслугу.
Мухой руководила одна лишь привязанность к запаху навоза, разбросанного вокруг ступы. В мотивации её не было ничего возвышенного. Однако благодаря силе, заключённой в самом сакральном объекте, облёт этот стал добродетелью. Все без исключения духовные реализации пяти путей, ведущих к индивидуальному освобождению и пути махаяны, ведущего к полному просветлению, возникли благодаря этой ничтожно малой благой карме, созданной насекомым. История Шриджаты демонстрирует то, какая сила заключена в статуях и изображениях, ступах, текстах и других сакральных объектах, способных даровать духовные реализации. Они – исключительно эффективные объекты для очищения сознания живых существ и дарования им счастья, вплоть до достижения полного просветления. В ступе, как в сакральном объекте, заключена такая великая сила, что даже непреднамеренный и неосознанный обход вокруг неё способен очистить от отрицательной кармы и принести благую заслугу.
Совершая один обход вокруг ступы или другого объекта силы, держа в руках банку, в которой находятся сто червей, вы подносите каждому из них высший из даров – просветление, помогая создать его причину. Поскольку своей способностью к преумножению карма несравнимо превосходит любое явление материального мира, совершив один обход вокруг святыни, вы сможете создать причину для сотен тысяч благих рождений.
В книге ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление» приводится подробное описание ритуала освобождения животных, включая тексты и описание упомянутых практик. Ринпоче рекомендует выполнить следующее:
1) перед началом практики трижды прочитать молитву принятия прибежища и порождения бодхичитты, а также молитиву порождения четырех безмерных мыслей;
2) можно также прочесть молитвы очищения пространства, благословления подношений и призывания;
3) желательно прочесть семичленную молитву и поднести мандалу;
4) затем произнести текст, содержащий краткое описание этапов пути к пробуждению, к примеру «Основу всех благих достоинств» Чже Цонкапы;
5) полезно выполнить практику повторения имен 35 Будд и Будд Медицины, визуализируя их над освобождаемыми животными.
Представляйте, как их тела начинают испускать потоки нектара, очищающие всех живых существ и в особенности тех животных, которых вы собираетесь освободить, от отрицательной кармы и изъянов, накопленных с безначальных времён скитаний в сансаре. Дурная карма покидает их тела в виде чёрной жидкости. Завершая начитывание имён Тридцати пяти Будд, представьте, что умы всех живых существ очистились от всех изъянов, а их тела, словно сотканные из лучей света, стали подобны прозрачному кристаллу. Они обрели все духовные реализации пути к просветлению и достигли состояния Будды. Затем медленно повторяйте имена семи Будд Медицины, выполняя аналогичную очищающую медитацию. После этого завершите оставшуюся часть молитвы покаяния, содержащую в себе противоядие четырёх сил.
6) После этого Ринпоче рекомендует выполнить практику Ченрезига. Визуализируйте над освобождаемыми животными Тысячерукого Ченрезига. Повторяя длинную и короткую мантры Ченрезига, представляйте, что потоки светоносного нектара проливаются из сердца божества, очищая живых существ.
7) Затем рекомендуется прочесть длинную и короткую мантры Намгьялмы, мантру Колеса, Исполняющего Желания, мантру Митрукпы/Акшобхьи, мантру Кунриг, мантру Божества Безупречного Сияния, мантру Миларепы и мантру Будды Медицины. Полный текст мантр, взятый из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление», приводится в конце материала, в приложении 3. Подробное объяснение пользы от их начитывания можно найти в самой книге.
Во время ритуала освобождения можно принести животному особую пользу, окропив его водой, благословленной мантрами Ченрезига, Намгьялмы, Колеса, Исполняющего Желания и других Будд. Как пишет лама Сопа Ринпоче, во всех этих мантрах заключена огромная сила, даже если произносящий их не обладает высокими духовными реализациями, такими, как развитие бодхичитты, постижение пустотности и прочими. По его словам, это эффективный способ помочь животному избежать страданий низших уделов сансары.
Однако не всё так просто, и данная методика работает не в каждом случае. Как пишет лама Сопа, «не каждое существо обладает благой кармой, необходимой для того, чтобы в момент смерти рядом оказался человек, искренне практикующий Дхарму и способный уберечь умирающего от рождения в низших мирах или перенести его сознание в чистую землю. Мало кому выпадает такая удача». Успех будет в значительной степени зависеть и от того, насколько сильна наша вера в эффективность используемых мантр. Данная практика обладает огромной силой благодаря истинности учения Будды и присутствию в его уме безграничного сострадания ко всем живым существам.
Выполненная идеально, практика освобождения животных включает в себя все шесть совершенств: щедрое даяние, нравственность, терпение, радостное усердие, сосредоточение и мудрость.
Практика нравственности состоит в нашем отказе от причинения вреда другим живым существам.
Практика терпения имеет три разновидности: непоколебимость в мыслях о Дхарме, смиренное принятие страдания и незлобивость в отношении людей или животных во время ритуала освобождения.
Преодолевая трудности и неудобства, связанные с освобождением животных, их покупкой и перевозкой к месту освобождения, мы выполняем практику радостного усердия.
Непрерывное памятование о той мотивации, что подвигла нас к освобождению животных и, как следствие, поддержание в уме положительного настроя будет практикой сосредоточения.
Практикой мудрости будет понимание того, что мы сами, наши действия по освобождению животного и само животное – лишь обозначения, созданные нашим умом».
Кого именно и в какое место выпускать?
Когда мы решаем, каких животных выкупать для освобождения, надо принимать во внимание несколько важных факторов:– какое влияние окажут освобожденные животные на экологию местности, в которую их выпустим;
– какое влияние среда окажет на самих животных – безопасна ли она, достаточно ли там необходимой для их выживания пищи;
– как доставить животных живыми до места освобождения.
Желательно не выпускать животных туда, где их жизнь будет немедленно поставлена под угрозу, или туда, где они причинят вред другим. К примеру, если мы приобрели червей в рыболовном магазине для освобождения, то желательно держать емкость с ними в прохладном тёмном месте с достаточным количеством воздуха. При покупке червей необходимо удостовериться, чтобы это были черви местной фауны (не экзотические), мы ведь хотим, чтобы после освобождения они выжили в российской почве. Необходимо выкопать для них небольшую ямку в земле и постараться проследить, чтобы червей не склевали голуби сразу же после освобождения.
К примеру, в Москве стоит выпускать диких животных, причем те виды, которые обитают в природе в Москве и области. Например, травяных лягушек, синиц, белок, местные виды пресноводных рыб (кроме ротана).
Зимой лучше всего выпускать птиц, которые не являются перелетными (например, синиц и воробьев). Можно освобождать те виды рыб, которые активны подо льдом (выпускать надо в лунки в реках). Но лучше всего освобождать животных летом – это лучше для них самих.
Как посвятить заслуги от выполнения цетар?
Завершив ритуал освобождения животных, необходимо выполнить посвящение благой заслуги в духе той мотивации, которую мы зародили в себе, приступая к практике.
Проведение этой практики несколькими людьми усиливает благой потенциал, который создается с ее помощью. Этот потенциал можно посвятить долгой жизни наших добрых и мудрых учителей, которые приносят большую пользу всем существам. Молитва посвящения заслуг, предлагаемая в книге «Абсолютное исцеление», приведена в конце данного материала (приложение 4).
Лама Сопа Ринпоче
Линг Ринпоче
Когда мы проводим такую практику с целью продлить чью-то жизнь, то хорошо помнить о том, что долголетие может принести и вред. Оно может стать причиной страданий, если жизнь человека будет наполнена неблагими поступками, совершаемыми под воздействием омрачений. В этом случае практика цетар с посвящением заслуг долгой жизни такого человека может даже ухудшить ситуацию. Продлевать нужно жизнь, наполненную смыслом.
Заключение:
Итак, чудесная практика цетар приносит пользу не только освобождаемым животным, но и самим практикующим. Она позволяет устранить препятствия для долгой жизни (например, болезни), накопить множество заслуг и развить подлинное сострадание.
Мы можем многое почерпнуть, размышляя об отношении высоких буддийских учителей к животным. Они вдохновляют нас не только на выполнение практики освобождения животных, но и просто на доброе отношение к животным. Если у нас нет временной или финансовой возможности выполнить цетар, то можно просто постараться стать более осознанным по отношению к существам, родившимся в теле зверей, птиц и насекомых.
Какого цвета оперение у голубя, который копошится у городской урны? Какую мелодию насвистывает соловей, севший на ветку в парке? Почему хромает собака, пробежавшая мимо вас? Не пройти мимо, не лишить машинально их самого драгоценного – жизни, а потратить пару секунд и произнести мантру, от самого сердца пожелав им избавиться от страданий и достичь пробуждения. Многие люди регулярно кормят птиц овсяным зерном, что особенно важно в холодное время года. При этом можно потратить, опять же, несколько секунд и, произнеся «Ом мани падмэ хум», подуть на зернышки. После этого даруемая вами пища поможет птицам не только пережить зиму, но и заложит в них драгоценное семя пробуждения. Развив внимательное отношение к миру животных и просто стараясь жить с открытым сердцем, мы постепенно привыкнем делать для них что-то хорошее – будь то насыпать пригорошню корма или прочесть мантру Будды Медицины, представив как Будда очищает их неблагую карму.
Можно представить, что когда-то давно один незнакомый нам человек с огромной верой в сердце и подлинным состраданием прочел, склонясь над коробкой, мантру Ченрезига. Сотни червяков, ползающих по дну коробки, услышали эту мантру. Затем человек окропил их тела водой и выпустил на землю. Червяками этими были мы с вами. Теперь наша очередь.
Автор выражает благодарность досточтимому Тенгон-ла, Солбону Гаржилову, Роману Сухоставскому, Бему Митруеву за помощь в подготовке статьи, а также всем тем, кто предоставил комментарии по практике цетар.
Арюна Цыбикова специально для savetibet.ru.
Приложения (из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»):
1. Польза от даяния Дхармы:
Лама Сопа Ринпоче: «Мы даруем любовь, поскольку мы не просто желаем, чтобы животное испытало счастье, но и самостоятельно осуществляем задуманное, выпуская животное на волю. Мы даруем животным защиту от страха, освобождая их от ужаса скорого и неминуемого увечья и смерти. Поскольку ритуал освобождения животных также очищает их от негативной кармы, мы тем самым освобождаем их и от опасности рождения в низших мирах сансары. Мы совершаем щедрое даяние Дхармы, благословляя действенными мантрами воду, которой затем окропляем освобождаемое животное. Это оказывает на них благотворное влияние, очищая от негативной кармы и приводя к рождению божеством-дэвой, человеком или в чистой земле. Давая корм освобождённому животному, мы совершаем четвёртый вид даяния — подносим ему материальные дары.
Ключевую роль здесь играет практика дарования Дхармы. Попросту выкупая животных в местах, где им грозит скорая смерть, и освобождая там, где не существует опасности для их жизни, мы не оказываем им такую уж большую услугу. Не имея возможности услышать Дхарму, умерев, большинство из них вновь переродится в мире животных или в другом низшем уделе сансары. Несомненно, освобождая животных, мы приносим им определённую пользу, продлевая их жизнь, однако наибольшую пользу они получат, услышав звучание мантры или учения Будды. Прочитанные вслух учения о пустотности, бодхичитте и тантре, оставляя отпечаток в сознании животных, гарантируют, что в будущем они обретут человеческое рождение, встретят и станут практиковать Дхарму и реализуют путь, ведущий к просветлению. Читая им учение Будды, мы не только избавим животных от страданий сансары, но и сделаем их способными достичь полного просветления. Тем самым мы дарим спасённым животным безграничное благо, освобождая их от всех страданий сансарной круговерти и их причин. Это делает нашу практику исключительно полезной, и, выполняя её, мы испытываем глубокое удовлетворение».
2. Тексты мантр (из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»):
Длинная мантра Ченрезига
НАМО РАТНА ТРАЙЯЙЯ/ НАМА АРЬЯ ДЖНЯНА САГАРА/ ВАЙРОЧАНА/ ВЬЮХА РАДЖАЙЯ/ ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЭ/ САМЬЯКСАМ БУДДАЯ/ HAMA САРВА ТАТХАГАТЭБХЬЯ/ АРХАТЭБХЬЯ/ САМЬЯКСАМ БУДДЭБХЬЯ/ НАМА АРЬЯ АВАЛОКИТЕШВАРАЙЯ/ БОДХИСАТТВАЙЯ/ МАХАСАТТВАЙЯ/ МАХАКАРУНИКАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ/ ДХАРА ДХАРА/ ДХИРИ ДХИРИ/ ДХУРУ ДХУРУ/ ИТТЭ ВАТТЭ/ ЧАЛЕ ЧАЛЕ/ ПРАЧАЛЕ ПРАЧАЛЕ/ КУСУМЭ/ КУСУМЭ ВАРЭ/ ИЛИ МИЛИ/ ЧИТИ ДЖВАЛАМ/ АПАНАЙЕ СВАХА
Короткая мантра Ченрезига
ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ
Длинная мантра Намгьялмы
ОМ НАМО БХАГАВАТЕ САРВА ТРАЙЛОКЬЯ/ ПРАТИВИШИШТАЙЯ/ БУДД ХАЯ ТЕ НАМА/ ТАДЬЯТХА/ ОМ БХРУМ БХРУМ БХРУМ/ ШОДХАЙЯ ШОДХАЙЯ/ ВИШОДХАЙЯ ВИШОДХАЙЯ/ АСАМА САМАНТА/ АВАБХА СПХАРАНА ГАТИ/ ГАГАНА СВАБХАВАВИШУДДХЭ/ АБХИШИНЧАНТУ МАМ/ САРВА ТАТХАГАТА СУГАТА ВАРА ВАЧАНА/ АМРИТА АБХИШЕКАРА/ МАХАМУДРА/ МАНТРА ПАДАЙ АХАРА АХАРА/ МАМА АЙЮС САНДХАРАНИ/ ШОДХАЙЯ ШОДХАЙЯ/ ВИШОДХАЙЯ ВИШОДХАЙЯ/ ГАГАНА СВАБХАВА ВИШУДДХЭ/ УШНИША ВИДЖАЯ ПАРИШУДДХЕ/ САХАСРА РАСМИ САНЧОДИТЭ / САРВА ТАТХАГАТА АВАЛОКИНИ/ ШАТ ПАРАМИТА ПАРИПУРАНИ/ САРВА ТАТХАГАТА МАТЭ/ ДАША БХУМИ ПРАТИШТХИТЭ/ САРВА ТАТХАГАТА ХРИДАЙЯ/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ/ МУДРЭ МУДРЭ МАХА МУДРЭ/ ВАДЖРА КАЙЯ САМХАТАНА ПАРИШУДДХЭ/ САРВА КАРМА АВАРАНА ВИШУДДХЭ/ ПРАТИНИ ВАРТАЙЯ МАМА АЙЮР ВИШУДДХЭ/ САРВА ТАТХАГАТА САМАЙЯ/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ/ ОМ МУНИ МУНИ/ МАХА МУНИ/ ВИМУНИ ВИМУНИ/ МАХА ВИМУНИ/ МАТИ МАТИ/ МАХА МАТИ/ МАМАТИ/ СУМАТИ/ ТАТХАТА/ БХУТА КОТИ ПАРИШУДДХЭ / ВИСПХУТА БУДДХЭ ШУДДХЕ/ ХЕ ХЕ ДЖАЙЯ ДЖАЙЯ/ ВИДЖАЙЯ ВИДЖАЙЯ/ СМАРА СМАРА/ СПХАРА СПХАРА/ СПХАРАЯ СПХАРАЯ/ САРВА БУДДХА/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ/ ШУДДХЭ ШУДДХЭ/ БУДДХЭ БУДДХЭ/ ВАДЖРЭ ВАДЖРЭ/ МАХА ВАДЖРЭ/ СУ ВАДЖРЭ/ ВАДЖРА ГАРБ- ХЭ/ ДЖАЙЯ ГАРБХЭ/ ВИДЖАЙЯ ГАРБХЭ/ ВАДЖРА ДЖВАЛА ГАРБХЭ/ ВАДЖРОД БХАВЭ/ ВАЖРА САМБХАВЭ/ ВАДЖРЭ ВАДЖРИНИ/ ВАДЖРАМ БХАВАНТУ МАМА ШАРИРАМ/ САРВА САТТВАНАНЧА КАЙЯ/ ПАРИШУДДХИР. БХАВАТУ/ ME САДА САРВА ГАТИ ПАРИШУДДХИШЧА/ САРВА ТАТХАГАТАШЧА МАМ/ САМАШВАС ЯНТУ/ БУДДХЬЯ БУДДХЬЯ/ СИДДХЬЯ СИДДХЬЯ/ БОДХАЙЯ БОДХАЙЯ/ ВИБОДХАЙЯ ВИБОДХАЙЯ/ МОЧАЙЯ МОЧАЙЯ/ ВИМОЧАЙЯ ВИМОЧАЙЯ/ ШОДХАЙЯ ШОДХАЙЯ/ ВИШОДХАЙЯ ВИШОДХАЙЯ/ САМАНТЭНА МОЧАЙЯ МОЧАЙЯ/ САМАНТРА РАСМИ ПАРИШУДДХЭ/ САРВАТАТХАГАТАХРИДАЙЯ/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ / МУДРЭ МУДРЭ/ МАХА МУДРЭ/ МАХАМУДРА МАНТРА ПАДАЙ СВАХА
Короткая мантра Намгьялмы
ОМ БХРУМ СВАХА/ ОМ АМРИТА АЙЮР ДАДЭ СВАХА
Мантра Колеса, Исполняющего желания
ОМ ПАДМО УШНИША ВИМАЛЭ ХУМ ПХЭТ
Мантра Митрукпы
НАМО РАТНА ТРАЙЯЙЯ/ ОМ КАМКАНИ КАМКАНИ/ РОЧАНИ РОЧАНИ/ ТРОТАНИ ТРОТАНИ/ ТРАСАНИ ТРАСАНИ/ ПРАТИХАНА ПРАТИХАНА/ САРВА КАРМА ПАРАМ ПАРАНИ ME САРВА САТТВА НАНЧА СВАХА
Мантра Кунриг
ОМ НАМО БХАГАВАТЭ/ САРВА ДУРГАТЭ ПА- РИШОДХАНА РАДЖАЙЯ/ ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЭ САМЬЯКСАМ БУД ДХАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ ШОДХАНИ/ ШОДХАНИ/ САРВА ПАПАМ ВИШОДХАНИ/ ШУДХЭ ВИШУДХЭ/ САРВА КАРМА АВАРАНА ВИШОДХАНИ СВАХА
Мантра Божества Безупречного Сияния
НАМА НАВА НАВА ТИНАМ/ ТАТХАГАТА ГАМ ГАНАМ ДИВА ЛУКА НАМА/ КОТИНИ ЮТА ШАТА САХА СВАНАМ/ ОМ БО БО РИ/ ЧАРИ НИ ЧАРИ/ МОРИ ГОРИ ЧАЛА ВАРИ СВАХА
Мантра Миларепы
ОМ АХ ГУРУ ХАСА ВАДЖРА САРВА СИДДХИ ПХАЛАХУМ
Мантра Будды Медицины
ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ/ МАХА БЕКАНДЗЭ/ РАДЖА САМУДГАТЭ СВАХА
3. Молитва посвящения заслуг (из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»)
Я посвящаю освобождение этих животных Его Святейшеству Далай-ламе – Будде Сострадания, принявшему человеческое обличье, единственному прибежищу и источнику счастья всех живущих. Пусть жизнь Его Святейшества будет долгой и пусть реализуются все его возвышенные помыслы.
Я посвящаю эту практику долголетию и доброму здравию других благородных существ, несущих счастье живущим. Пусть все их возвышенные помыслы тотчас реализуются.
Пусть члены сангхи пребывают в добром здравии и обретут долголетие. Пусть тотчас сбудутся их устремления в практике Дхармы. Пусть у них всегда будет возможность внимать учению, размышлять и медитировать; да преуспеют они в поддержании безупречной нравственности и уже в этой жизни достигнут совершенного постижения учения и высоких духовных реализаций.
Пусть щедрые покровители, поддерживающие Дхарму и заботящиеся о сангхе, обретут долголетие и преуспеют во всех своих начинаниях согласно возвышенной Дхарме.
Эта практика освобождения животных также посвящается долголетию всех людей, создающих благую карму и наполняющих свою жизнь глубоким смыслом через принятие прибежища и следование нормам безупречной нравственности.
Пусть эта практика станет лекарством, избавляющим всех живых существ от страданий болезни, в особенности СПИДа и рака, а также от страдания смерти.
Благая заслуга от этой практики также посвящается всем злодеям, погрязшим в недобродетели. Пусть все они встретят Учение, примут прибежище и, уверовав в закон кармы, практикуют Дхарму, пусть жизнь их будет долгой. (Без практики Дхармы долголетие принесёт им один лишь вред, так как они продолжат творить зло.)
Также посвятите свою практику конкретным больным, членам семьи, друзьям и прочим.
Если я причиню кому-то вред или скажу ему что-то плохое, это в будущем принесет вред мне самому. Помня о том, как мы себя чувствуем, когда кто-то говорит нам что-то неприятное, мы воздерживаемся от того, чтобы говорить такое другим. Заботясь о других, думаем, что они так же, как и мы, хотят счастья и не желают страдать. Если так размышлять, то у нас не появится мысли о причинении им вреда
Для нас, людей, очень важно понимать, что мы все одинаковы в том, что являемся людьми. Также очень важно думать, что все мы - люди - одинаково стремимся к счастью и не желаем страдать. Тогда в нас зародится уважение и доброта к другим. В противном случае, рождается мысль: "Я начальник", "я лама", "я такой-то" или "я большой человек", "а он ничего не значащий человек, не обладающий хорошей работой или образованием" и так далее. Если мы свысока смотрим на других, то не сможем жить в согласии со всеми.
В детстве, когда мы только рождаемся, то очень зависим от доброты родителей. Люди, выросшие в любви, более способны проявлять ее к другим. Детям, которые были лишены родительской любви, а также детям, вскормленным искусственным молоком, часто требуется более долгое время для развития. Поэтому атмосфера, царящая в семье, очень важна. Если родители с любовью относятся друг к другу, обстановка в семье наполнена любовью, то жизнь их ребенка будет лучше, он вырастет добрее. А если родители употребляют алкоголь, курят, постоянно ругаются, то жизнь такого ребенка будет гораздо труднее.
Также важно окружение, люди, которые находятся рядом с нами. Если в обществе много доброты и любви, то человек становится лучше и добрее. И поэтому очень важно проявлять доброту и любовь ко всем, в том числе животным. Для этого необходимо практиковать терпение».
Полная версия статьи доступна на сайте “Сохраним Тибет!”