$30 млн за голову того, кто сбил малайзийский Boeing-777
Не дождавшись точного ответа международных экспертов о причинах катастрофы малайзийского Boeing-777 под Донецком, анонимные жертвователи обещают $30 млн и смену личности тому, кто предоставит достоверную информацию об исполнителях или организаторах катастрофы. Для этого нанято бюро экономических расследований Wifka с офисами в Германии и Италии.
Занимающийся этим делом гендиректор бюро Йозеф Реш говорит только по-немецки и отнесся к звонку российского Forbes настороженно.
На все вопросы — даже о том, когда Wifka занялась этим делом, — он отвечал, что «это коммерческая тайна».
«Они рассчитывают, что сообщения будут поступать на электронную почту, — объясняет автор готовящейся в берлинском журнале Capital статьи Дженс Брамбуш, — а для этого у них есть сотрудники, говорящие на разных языках». Затем, как он предполагает, информатора сведут с занимающимся этим делом юристом. Статья под названием «Охота» выйдет в печатной версии журнала завтра, 18 сентября.
Wifka — маленькое, но очень известное в Германии частное сыскное агентство, занимающееся в основном экономическими преступлениями. Два года назад оно прославилось поисками беглого инвестбанкира Флориана Хомма, бывшего инвестора туристической фирмы TUI Travel и футбольного клуба Borussia. В 2007 году он неожиданно объявил об отставке и исчез, как уверяло оставшееся руководство фирмы, с большой суммой. Выследить его удалось в Южной Америке после назначения вознаграждения в €1,5 млн и при посредничестве Wifka. На ее сайте и сейчас немало имен разыскиваемых людей. Иногда детективы фирмы занимаются по заданию властей поисками спрятанных в офшорах состояний. И всегда информаторам предлагается вознаграждение. «Любого можно купить, вопрос лишь, за какую сумму», — откровенничал глава Wifka с репортером Capital, которому доверился еще во время дела Хомма: Брамбуш убедил его, что пресса может помочь, — и это сработало.
Сейчас, тем не менее, в Wifka стараются действовать максимально осторожно. Вероятно, говорит репортер Capital, они опасаются, поскольку не знают, кто стоит за таким большим вознаграждением и кто — за пуском ракеты в гражданский самолет.
Брамбуш знает только, что деньги находятся на банковском счету в Швейцарии, и предполагает, что и сам жертвователь может жить там.
О том, какой национальности может быть этот человек, — русский, украинец или европеец — журналист даже не хочет гадать. «Это может быть один человек, — говорит он, — и тогда он очень богат».
Встречи гендиректора Wifka с посредниками происходили в разных странах, и один из них говорил со швейцарским акцентом, рассказал Реш журналу. Он не исключает, что его «хотят использовать втемную» или представить фиктивные доказательства, чтобы оказать давление на российское или украинское правительство. Однако серьезность намерений клиентов не оставляет у него сомнений. Он уже получил аванс 40 000 евро, а, если дело увенчается успехом, гонорар увеличится до 0,5 млн евро, и журналисты Capital имели возможность убедиться, что сумма вознаграждения, действительно, находится на счету.
Малайзийский Boeing-777 с 298 пассажирами и членами экипажа на борту потерпел крушение 17 июля в Донецкой области. Все люди погибли. Большинство пассажиров были гражданами Голландии. Тогда киевские власти обвинили в катастрофе «ополченцев» ДНР. Те сначала заявили, что сбили другой самолет ракетой класса «земля-воздух» (ЗРК «Бук»), а затем — что не располагают средствами, которые могли бы сбить самолет на такой высоте. Представители руководства США, НАТО и Украины заявляли, что самолет был сбит ракетой с территории, контролируемой сепаратистами, и, вероятнее всего, это произошло по ошибке. Минобороны России утверждало, что располагает доказательствами, что виновны украинские вооруженные силы.
По данным предварительного доклада Совета по безопасности Нидерландов, самолет «развалился в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных большим количеством высокоскоростных объектов, проникших в самолет извне». Подробностей о том, что могло послужить причиной проникновения в самолет «высокоскоростных объектов», в докладе не было.