Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
24 марта 2015 17551

Колыбельные хори-бурят из коллекции Новосибирской консерватории

Автор: Н.М. Кондратьева, О.В. Новикова

В настоящее время у хори-бурят традиция колыбельных песен и укачиваний сохраняет живое бытование на всей территории их проживания. Для обозначения колыбельных используются термины үлгын дуун («колыбельная песня»), буубэй и бай-бай; два последних названия основаны на непереводимых словах-символах, закрепленных за этим жанром.

Реклама

Необходимость фиксации сведений о колыбельных песнях и укачиваниях была осознана еще дореволюционными исследователями. В частности, Г.Н. Потанин в своем руководстве «Несколько вопросов по изучению поверий, сказаний, суеверных обычаев и обрядов у сибирских инородцев» (1881) предлагает спрашивать у респондентов следующее: «Что припевают, укачивая ребенка, вместо нашего «баюшки, баю!». Несмотря на это, традиция колыбельных песен и укачиваний является на сегодняшний день практически неизученной областью традиционной культуры бурят. В обобщающих работах по бурятскому фольклору (Шаракшинова Н.О. «Бурятский фольклор» (1959), Балдаев С.П., Туденов Г.О. «Руководство по собиранию бурятского фольклора» (1959), Бардаханова Т.С. «Система жанров бурятского фольклора» (1992), Дашиева Л.Д. «Традиционная музыкальная культура бурят» (2005) и мн. др.) данный жанр даже не упоминается. Специальных работ, посвященных бурятским колыбельным, по-видимому, до сих пор нет.

Укачивания, неоднородные по музыкально-поэтической организации, разделяются на четыре группы. Три из них обнаруживают мелодические параллели с ведущими жанровыми сферами хори-бурятской музыкальной культуры – песнями, эпосом и скотоводческими заговорами. Колыбельные песни выполняют не только прикладную, но и важную обрядовую и воспитательную функции: слушая эти песни ребенок естественно усваивает интонационные нормы родной культуры.

Для обозначения колыбельных используются три этнических термина: үлгын дуун («колыбельная песня»), буубэй и бай-бай, два последних основаны на непереводимых словах-символах, закрепленных за этим жанром. Каждый из этих терминов может быть применен к любой колыбельной. Многозначность колыбельных, связанная с широким кругом выполняемых ими культурных задач, обусловливает неоднородность этой жанровой группы, проявляющуюся в ее музыкально-поэтической организации.

Хамажап Цыденовна Гончикова из с. Можайка Еравнинского р-на Республики Бурятия. Фото О.В. Новиковой, июль 2006 г.

 

Все хори-бурятские колыбельные состоят из строк, которые при исполнении отделяются дыхательными паузами и интонационным параллелизмом. При этом строки имеют разное словесное наполнение. Главным признаком жанра является обязательное наличие в колыбельных строк, основанных исключительно на словах-символах буубэй или бай-бай. Как правило, такие строки состоят из  трех звукосимволических слов. Кроме того, используются строки, в которых эти слова-символы соединяются со смыслонесущими словом или словосочетанием – ласковым обращением к ребенку. Наконец, в колыбельных присутствуют поэтические смыслонесущие строки, по своему устройству не отличающиеся от песенных. Они могут образовывать в текстах колыбельных двух- или четырехстиховые единства, основанные на начальной рифме.

Перечисленные выше разновидности строк могут по-разному соединяться в текстах хори-бурятских укачиваний:

Ааярлоон, баярлоон,

Амбоо хуухэн унтыштаал, унтыштаал.

Аярлоон, баярлоон,

Жаахан буубэмнил унтыштаа, унтыштаа.

Заазай, заазай жаахан гу,

Жаахан буубэйл унтыштаа.

Баю, баю, баюхан.

Баахан хубуун унтыштаа.

Баю, баю, баюхан.

Залзай, залзай жаахан гу,

Жаахан хуугэн унтыштаа,

Баю, баю, баюхан.

 

Радостный, веселый,

Красивый малыш, засыпай, засыпай.

Радостный, веселый,

Маленький мой, засыпай, засыпай.

Маленький, маленький малыш,

Маленький малыш, засыпай.

Баю, баю, баюшки.

Маленький малыш засыпай.

Баю, баю, баюшки.

Маленький, маленький малыш,

Маленький малыш, засыпай.

Баю, баю, баюшки (Аудиопример 1).

 

Баю, баю, бубэйхэн,

Амтан мамаа хухыштаа.

Баю, баю, бубэйхэн,

Сэл мойhон харахан нюдэтэй,

Монсогор зоолэхэн нюдатэй ,

Хоорхэн жаахан гуубэйхэн,

Унтыштаа, унтыштаа.

Баю, баю, баюхан

 

Баю, баю, маленький,

Вкусную матери грудь соси.

Баю, баю, баюшки,

С черемухово-черными глазами,

С круглыми нежными глазами,

Маленький смешной ребенок,

Спи, усни.

Баю, баю, баюшки (Аудиопример 2).

 

Баю, баю, баюхан,                         

Баабайн басаган бэрхэ даа.          

Буубэй, буубэй, буубэйхэн,          

Буубэйхэмнил бэрхэ даа.              

Унтыш, унтыш, унтыш доо  .

Унтахал сагни болоол  даа. 

Баю, баю, баюхан,                         

Баабайл эжын басагахан.              

Буубэй, буубэй, буубэйхэн,          

Буубэм яагаа бэрхэб даа.    

Буубэй, буубэй, буубэйхэн,

Бубэм бэрхэхэн хубуухэн.

 

Баю, баю, баюшки,

Папина дочь молодчина.

Баю, баю, баюшки,

Моя дочь молодчина

Усни, усни, усни.

Пора спать пришла.

Баю, баю, баюшки,

Папина и мамина доченька.

Баю, баю, баюшки,

Моя доченька, какая молодчина.

Баю, баю, баюшки,

Моя доченька молодчина (Видеопример 1).

 

Могут быть и укачивания, целиком состоящие из звукосимволических строк (Аудиопример 3).

Колыбельные исполняются на напевы, характеризующиеся небольшим диапазоном и плавным мелодическим движением с редкими квартовыми скачками, образованными ходом через одну ступень. Однако эти ограничения компенсируются тем, что каждый звук в колыбельных является отдельным событием, смысл которого составляют тонкие изменения его высоты, образующие разные «узоры». В колыбельных могут использоваться и распевы слогов, чаще всего короткие, но иногда и довольно протяженные, включающие до пяти звуков.

Сестры Цырен-Дулма Цыденовна Доржиева и Янжима Шагжиевна Холхоева из с. Ширинга Еравнинского р-на Республики Бурятия. Фото Н.М. Кондратьевой, 2003 г.

Несмотря на наличие общих черт, напевы укачиваний существенно различаются, что, по-видимому, связано с их разными культурными функциями. В традиции выделяются по меньшей мере три типа напевов, которые обнаруживают связи с разными жанрами хори-бурятского музыкального фольклора.

Колыбельные напевы первого типа основаны на интонациях бурятских песен, чаще всего народных (Аудиопример 4), реже – авторских песен советского времени (Аудиопример 5). В поэтическом тексте таких колыбельных обязательно используются смыслонесущие строки, сходные с песенными. Они могут группироваться в четырехстиховые строфы, объединенные начальной рифмой и разного рода внутристиховыми аллитерациями-созвучиями.

 

Характерной чертой музыкальной организации таких колыбельных является выравнивание либо чередующихся мелострок,  либо всех мелострок по времени звучания, как это происходит в песнях. Однако, в отличие от песен, в укачиваниях этой группы строфические единства ограничиваются двустишиями. Кроме того, музыкально-поэтические строки колыбельных могут соответствовать полустрокам типового песенного напева (Видеопример 1). В некоторых случаях музыкально-поэтическая строфа колыбельных может складываться из строк, заимствованных у разных типовых напевов (Аудиопример 6).

 

Колыбельные второго типа связаны с хори-бурятской обрядово-магической традицией поющихся скотоводческих заговоров. Тексты таких колыбельных  импровизируются на индивидуализированные заговорные мелодии, вплоть до полного интонационного совпадения заговоров и укачиваний в репертуаре одного исполнителя (ср. Аудиопример 7 настоящей статьи иАудиопример 2 из статьи Скотоводческие заговоры восточных бурят). Очевидно, такие колыбельные можно рассматривать как разновидность заговора, направленного на оберегание и успокоение ребенка. Музыкально-поэтические строки таких колыбельных могут быть разной длины, а композиция включать не только двустишия, но и строиться на основе повторения одной и той же мелостроки (Аудиопример 8).  

 

Колыбельные третьего типа чрезвычайно трудно зафиксировать в настоящее время. Они связаны с практически угасшей традицией исполнения хори-бурятского эпоса үльгэр, предполагающей чередование прозаической или поэтической речи итүүрэлгэ − поющихся монологов персонажей сказания. Укачивание такого рода, спетое на напев түүрэлгэ из сказания «Хухэльдур-Мэргэн и его сын Хурзык-Тэзэ», записано от улигершина Р.Э. Эрдынеева (Аудиопример 1). Для эпической манеры исполнения характерны широкие зоны каждого из тонов звукоряда и импровизационность композиции, в которой чередуются близкие и далекие варианты одной и той же мелостроки.

 

Таким образом, напевы колыбельных связаны с различными фольклорными жанрами хори-бурятской музыкальной культуры – песнями, скотоводческими заговорами и эпосом. Как и эти жанры, укачивания поются в высокой позиции гортани, со слабой или средней назализацией. На отдельных звуках может встретиться глоттализация (кратковременное сближение или схлопывание голосовых связок) или вибрация. В то же время, в укачиваниях значительно снижается напряженность интонирования. Что касается текстов укачиваний разных видов, их строение, по-видимому, однотипно.

Помимо перечисленных у хори-бурят имеются колыбельные, по импровизационной природе своих напевов приближающиеся к заговорам, но не находящие прямых мелодических аналогий в заговорной традиции. Поэтому их можно выделить в самостоятельную жанровую группу. Мелодика таких колыбельных весьма разнообразна и включает как речитативные (Аудиопример 9), так и мелодически развитые напевы. В композиции таких укачиваний свободно чередуются близкие и далекие варианты одной мелостроки (Видеопример 2), две или три интонационно различные мелостроки (Видеопример 3). По времени звучания выравниваться могут все строки (Аудиопример 10) или только четные и нечетные  строки (Видеопример 4). В некоторых случаях протяженность всех строк может быть различной (Аудиопример 3). 

В настоящее время традиция колыбельных у хори-бурят сохраняет живое бытование на всей территории их проживания. Она решает не только прикладные, но и важные обрядовые и воспитательные задачи, естественно вводя ребенка в  контекст родной культуры и обеспечивая бессознательное усвоение ее основополагающих интонационных норм. 

 

 

Фото: http://www.culture.ru/

Источник: http://www.culture.ru/

В сюжете: колыбельныехори-буряты

Похожие материалы

8 сентября 2023 2194

Жители Калмыкии посоревнуются в исполнении колыбельных на родном языке

Целью конкурса является возрождение культуры исполнения колыбельной песни и укрепление целостного отношения к традициям и обычаям калмыцкого народа.

18 октября 2022 2235

Старинные песни хори-бурят прозвучат в этнографическом концерте

Республиканский центр народного творчества продолжает творческий проект «Арадай абдарһаа абтаһан дуунууд».

2 сентября 2021 57631

Хан Хубилай, маньчжурская династия Цин и хори-буряты: тайны старинных летописей и переплетения историй народов

Исследования, посвященные Бальжин хатан, оказались ключом к возрождению реальной истории бурятского народа.

1 сентября 2021 61679

На разломе эпох. Неизвестные подробности истории Бальжин хатан как иллюстрация смены миропорядка в Восточной Азии

Политические группировки, мятежные принцы и гибнущие царства.

Первая полоса

8 апреля 9960

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня

Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области находятся с рабочим визитом в Монголии

На встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Монголии Алексеем Евсиковым стороны обсудили дальнейшее развитие межпарламентского сотрудничества и экономического взаимодействия в различных сферах.

Сегодня 24

26 мая стартует 8-й Монгольский детский летний спортивный фестиваль

В соревнованиях примут участие молодые спортсмены, прошедшие отбор из 21 аймака и девяти районов столицы.

Реклама
Сегодня 25

В Бурятии из-за лесных пожаров введен республиканский режим ЧС

С 13 мая по решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности режим ЧС вводится во всех районах.

Сегодня 37

Для ветеранов СВО и членов их семей провели экскурсию по Улан-Удэ

Группа посетила несколько значимых памятников и мемориалов, посвященных подвигам воинов, которые защищали нашу Родину.

Реклама

Популярное

  • 7 мая 2164

    Чойжинхуугийн Энхжаргал передала в дар агентству ТАСС 29 уникальных плакатов времен ВОВ

  • 6 мая 1905

    Делегация Бурятии участвует в 20-м фестивале День Организации Объединенных Наций Весак, который проходит во Вьетнамской буддийской академии в Хошимине

  • 6 мая 1881

    В Улан-Удэ с 12 мая завершится отопительный сезон

  • 7 мая 1795

    В Монголии стартовал проект строительства водного комплекса “Цагаан бургастай-Онги”

  • 7 мая 1611

    В канун Дня Победы в школе при посольстве России в Улан-Баторе открылся музей. ФОТО

  • 7 мая 1608

    В Улан-Баторе презентовали книги "Родина – Великая Победа" и "Герои войны"

  • 7 мая 1555

    Управление ФСБ по Республике Бурятия передало главе буддистов России документы, с которых снят гриф «секретно»

  • 7 мая 1548

    Бурятия взяла четыре золота на международных соревнованиях Гран-При по боевому самбо

Сегодня 41

Монголия может стать логистическим хабом для экспорта продукции бурятских производителей

12 мая министр промышленности, торговли и инвестиций Бурятии Денис Гармаев провел переговоры с Зоригтбаатаром Сухбатом - советником председателя Постоянного комитета ВГХ Монголии по политике индустриализации.

Сегодня 30

В Бурятии пройдет мероприятие по поддержке инновационных проектов «ТехноВосток 2030»

Подведение итогов запланировано в рамках X Восточного экономического форума в 2025 году.

Сегодня 107

В Бурятии внесли изменения, касающиеся отдыха и оздоровления детей в детских лагерях

Также в республике разработан новый порядок по оздоровлению детей с ограниченными возможностями по здоровью.

Сегодня 118

На форум «Сильные идеи для нового времени» Бурятия подала 32 заявки

Форум сформирует содружество инициативных людей и консолидирует 100 сильных идей, которые внесут значимый вклад в развитие страны и достижение национальных целей до 2030 года.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 124

В Будапеште прошли "Дни культуры Улан-Батора"

Мероприятие, организованное мэрией Улан-Батора, стало важным шагом в продвижении Национального туристического бренда “Go Mongolia”.

Сегодня 126

В Иволгинском районе открылись 2 МФЦ

Площадь помещений составляет в с. Иволгинск – 250,6 кв.м, в Нижней Иволге – 173,8 кв.м. В Нижней Иволге центр уже начал свою работу с 5 мая.

Самое важное

10 октября 2024 23316

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 23513

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 23296

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 24324

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок