Когда жареный петух клюнул...
Методику оценки эффективности работы регионов по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов Александр Хлопонин поручил разработать Минприроды и подведомственному ему Рослесхозу в июле 2014 года. Тогда, как и сейчас, пожары бушевали в Сибири: в Иркутской области горело 68 тыс. га лесов, в Красноярском крае — 20 тыс. га, в Бурятии — 576 га, Туве — 262 га. По итогам совещания в правительств вице-премьер признал неудовлетворительной работу по профилактике пожаров в Иркутской области, Приморском крае и Забайкалье.
Рослесхоз составил рейтинг регионов с точки зрения исполнения ими полномочий по лесоохране и пожаротушению. В пятерку лучших по итогам 2014 года попали Нижегородская, Курская, Смоленская, Калужская области и Татарстан. В пятерке регионов с самыми низкими показателями — Камчатский край, Забайкальский край, Тува, Ингушетия и Якутия.
По итогам 2015 года в числе отстающих вновь могут оказаться Забайкальский край и, вероятно, Хакасия. Они попадут в черный список по итогам пожаров в апреле, которые унесли жизни более 30 человек. Только в Хакасии от огня пострадало около 1,3 тыс. домов, а предварительный размер ущерба оценивается в 7 млрд руб. По словам сенатора от Забайкальского края Баира Жамсуева, предварительный ущерб в этом регионе превышает 460 млн руб.
Власти Забайкальского края, как и в прошлом году, поздно отреагировали на рекомендации ведомства по введению режима ЧС. Край, по данным ведомства, опоздал на четыре дня (рекомендовано ввести режим ЧС 21 марта, введен 25 марта), опоздание с введением особого противопожарного режима (ОПР) составило шесть дней (рекомендован 24 марта, введен 30 марта). В Хакасии задержка с введением режима ОПР составила 13 дней. Режим ЧС в республике Рослесхоз рекомендовал ввести 3 апреля, но сделали это на следующие сутки, когда огонь уже перекинулся на жилые поселки.
"Ситуация в Хакасии скажется на рейтинге эффективности управления лесами,— руководитель пресс-службы Рослесхоза Владимир Дмитриев.— Огненный шквал огня при ветре больше 30 м/с, конечно, сложно остановить, но превентивные меры нужно было принять. Поэтому оценка будет не самой высокой". Есть проблемы и в других регионах, к примеру власти Амурской области опоздали с введением режима ЧС на четыре дня.
В рамках этого же проекта региональные власти могут быть лишены бюджетных средств, выделяемых федеральным центром на лесоохрану: на основе разработанной методики Рослесхоз намерен вносить представления в правительство об изъятии соответствующих полномочий. К примеру, на программы по тушению лесов Забайкалью в 2015 году из бюджета выделено 136,5 млн руб., Хакасии — 19,5 млн руб., Камчатскому краю — 56,4 млн руб., Туве — 66,3 млн руб., Ингушетии — 8,9 млн руб., Якутии — 138,8 млн руб. Всего в регионы на эти цели в 2015 году направлено 4,6 млрд руб., а общий объем средств, выделенных на нужды лесоохраны, к концу года превысит 5 млрд руб.
Напомним, полномочия по лесоохране и пожаротушению были переданы регионам в 2007 году. Местные власти получили право самостоятельно расходовать госдотации, проводя профилактические работы, готовя личный состав и технику для тушения и т. д. Таким образом, если Рослесхоз воспользуется возможностью изъятия "лесных" полномочий у регионов, речь будет идти о восстановлении прежней административной модели реализации программ по лесоохране и профилактике пожаров.
В аппарате Александра Хлопонина пояснили, что методика эффективности работы губернаторов по использованию "лесных" полномочий будет "обкатываться", "уже после того, как система будет протестирована, можно будет говорить о выставлении оценок". По словам собеседника, изымать полномочия по лесоохране у регионов центр будет в крайнем случае. "Сначала надо понять, чего региональным властям не хватает для эффективной работы. Если меры не помогут, тогда и может быть поставлен вопрос об изъятии полномочий",— говорит он. Чтобы запустить процедуру, пояснил источник, Рослесхоз должен направить в правительство соответствующее представление, после чего кабмину необходимо будет разработать соответствующий законопроект.
"Региональные власти зачастую предоставляют недостоверную информацию по противопожарной обстановке, поэтому губернатор-лжец окажется в одинаковом положении с тем, кто представил правдивые данные, и эффект от оценок будет эфемерным",— прокомментировал инициативу глава лесной программы "Гринпис Россия" Алексей Ярошенко.
Но, по его мнению, этот инструмент в любом случае эффективнее, чем изъятие административных функций. "В изъятии "лесных" полномочий нет элемента наказания,— уверен он.— За то, чтобы забрать себе полномочия по лесам, в свое время выступали всего пять-шесть регионов. Для остальных это оказалось головной болью". "Главное, чтобы была разработана подробная методика оценки с нормативами: местные власти должны понимать, что конкретно им нужно поправить и где они ошиблись",— считает, в свою очередь, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Источник: по материалам Коммерсант
В сюжете: регионы РоссиипожарыЗабайкальечиновники