В России два президента
Откажутся ли татары от названия "президент Татарстана"? Президент России Владимир Путин сказал, что "это дело самого Татарстана".
Серьезная коллизия возникла в Татарстане после 1 января 2016 года. Дело в том, что в республике до сих не исполнили федеральный закон, подписанный президентом России Дмитрием Медведевым 28 декабря 2010 года, согласно которому наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации "не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - Президента Российской Федерации".
Один президент?
То есть, в названии должности, скажем, президента Бурятии не должно было быть слов "президент", "российской", "федерации" и любых сочетаний этих слов, например, "Российской Федерации". Понятно, что речь шла в основном о слове "президент", которое было тогда в названиях глав большинства национальных республик России. В стране был объявлен пятилетний переходный период (до 1 января 2016 года), в течение которого все республики должны были переименовать своих президентов в глав.
Напомним, что закоперщиком всей этой верноподданнической кампанией под девизом: "В России есть только один президент" стал тогда бывший президент, а ныне глава Чечни Рамзан Кадыров. Еще в сентябре 2010 года, то есть, до наступления "переходного периода" он стал именоваться у себя в республике "главой". И таким образом "сохранил лицо" перед чеченцами. Получив особый статус "козла-провокатора" в стаде "баранов-президентов".
А с начала 2011 года уже все республики начали наперегонки переименовывать своих президентов в главы. Бурятия с Вячеславом Наговицыным во главе одной из первых в апреле 2011 года "привела республиканское законодательство в соответствие с федеральным".
Исключением стал президент Татарстана Рустам Минниханов, единственный кроме Владимира Путина, кто в России гордо зовется "президентом". Даже различные общественные организации, фонды и корпорации, имевшие раньше своих президентов, тоже изменили свой устав. Это так же, как если бы председатель КНР Си Цзиньпин вдруг решил бы стать единственным в стране председателем и заставил бы всех председателей всех сельскохозяйственных общин Китая стать просто руководителями.
Итак, Рустам Минниханов остается президентом Татарстана, хотя 1-е января 2016 года уже месяц как наступило и так называемый "переходный период" для переименования его в главу давно закончился. При этом пока не ясно, состоится ли вообще это переименование или нет.
Это дело Татарстана
Сайт "Бизнес Online" сообщает о том, что сейчас 62 % русских и 76 % татар в республике высказались за сохранение названия "президент Татарстана"! При этом сам Путин "разрешил" Татарстану самостоятельно определиться с наименованием должности своего первого лица. Получается, что запрет на слово "президент" по отношению к главам регионов на Татарстан не распространяется.
- Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно? - приводил "Бизнес Online" ответ Владимира Путина на вопрос своего корреспондента.
При этом Путин высказывает "тонкий" намек на желательный для него вариант решения проблемы.
- Я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Вы же знаете, как остро реагируют на свои национальные чувства народы Кавказа. Но даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении руководителя, первого лица республики. Это был выбор чеченского народа, - сказал глава государства.
Пять сценариев
Ресурс "Бизнес Online" написал о пяти возможных сценариях выхода из создавшегося положения:
"Во-первых, это "нулевой" сценарий, при котором решение вопроса вновь откладывается. Повторим, логично было бы отсрочить решение до истечения срока договора о разграничении полномочий, то есть до середины 2017 года. Еще лучшим для республики решением была бы отрочка до 2020 года - конца нынешнего президентского срока Минниханова. Чего-то подобного многие и ожидали, но, похоже, напрасно: никаких законопроектов на этот счет в базе Госдумы нет. С другой стороны, нет и намеков на добровольную сдачу позиций со стороны Татарстана. По крайней мере, в повестке ближайшего заседания Госсовета РТ 23 декабря вопрос не значится. Похоже, стороны не договорились.
Значит, вероятен второй сценарий — конфронтационный. Если ничего не поменяется, в начале 2016 года прокуратура РТ, вероятно, будет вынуждена потребовать внести изменения в Конституцию Татарстана. Тогда республике останется либо подчиниться, либо обратиться в Конституционный суд РФ. О вероятности такого шага не раз заявлял, в частности, спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин.
Интересно, что один из разработчиков Конституции РФ Сергей Шахрай высказывался в пользу позиции Татарстана.
- Как называть главу - это право республики. Ни Конституционный суд, никто другой это не опровергнет. Во всяком случае, я как автор Конституции на этом настаиваю... Решайте сами! Для России это только на пользу... Татарстан прав, что не педалирует эту тему, — не надо рвать тельняшку на груди. Живите по Конституции, - советовал Шахрай.
С другой стороны, победа в суде отнюдь не гарантирована, а осадок в виде конфликта с федеральным центром останется при всех случаях. При этом в случае, если республика докажет свою правоту, реакция может быть еще жестче.
Третий сценарий - склонить голову. Татарстан как законопослушный регион тихо подчиняется требованию федерального закона, например, выполняя требования прокуратуры. Но это будет ударом и по авторитету властей республики, и - хотят того в Москве или нет — по имиджу федеральной власти. Да, нечто похожее уже было в 2000-х. Но болезненный процесс приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным тогда не расходился с публичной риторикой главы государства, который декларировал построение властной вертикали. Теперь же получится, что на словах Путин за федерализм, говорит во всеуслышание — решайте сами, а на деле приходит человек в синем мундире и принудительно переписывает всенародно принятую Конституцию.
Четвертый сценарий - отмена федерального закона. При всей фантастичности такого исхода стоит подчеркнуть, что он не означает потерю лица для Путина. Показательно, что, дважды отвечая на вопрос о сохранении поста президента Татарстана, он ни разу не сослался на юридическую сторону, хотя мог бы сказать просто: "Закон принят, его надо исполнять".
Немаловажно, что закон принимал не Путин, под ним стоит подпись Медведева. А мало ли мы знаем не вполне продуманных медведевских инициатив, отмененных впоследствии? Одни часовые пояса чего стоят... С той же легкостью, по идее, может отречься от разводок времен Владислава Суркова новый руководитель управления внутренней политики Кремля Вячеслав Володин. Однако, с одной стороны, это противоречит линии на укрепление центральной власти (а она в нынешней непростой обстановке генеральная). С другой стороны, глупо будут выглядеть другие регионы, которые поменяли название. Как в анекдоте: "Волк, а можно не приходить на съедение? Можно..."
Наконец, пятый сценарий - самый трудный. Выпутаться из ловушки можно, если "тест на государственность" сдадут обе стороны. Федеральный центр должен признать право Татарстана и других регионов России полностью самостоятельно, а не под дулом пистолета решать, как называть своего регионального лидера. На пресс-конференции Путин прямо заявил, что готов уважать любой выбор. В идеале эти слова следовало бы подкрепить отменой сеющего рознь закона или решением Конституционного суда.
Но вслед за этим Татарстану следует искренне, без фиги в кармане, сказать: "Да, мы имеем право на своего президента, как и все остальные республики, но осознанно отказываемся от него, потому что сейчас не время для того, чтобы выяснять отношения на радость врагам». Именно этого, а не ножа в спину, судя по всему, ждет от любимых им «татар, без которых невозможно», сам Владимир Владимирович, ведущий войну на несколько фронтов. Именно такой мандат, осознав всю сложность и трагизм ситуации в мире, Минниханову должны выдать жители Татарстана и — шире — татарская нация. А первый шаг в идеале должен сделать "отец современного федерализма" Шаймиев", - пишет "Бизнес Online"
Газета написала в прокуратуру
В то же время другое агентство "Газета.RU" со ссылкой на "собеседника, близкого к Кремлю" сообщило о том, что Татарстан "будет тянуть с переименованием президента до последнего, чтобы выторговать продление Договора о разграничении полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти республики".
"По словам федерального чиновника, рассматривается еще один сценарий решения проблемы: Татарстан переименовывает президента, не привязывая это к продлению Договора о разграничении полномочий. Однако именоваться «главой республики» будет только следующий ее руководитель.
- Логика у них такая: Минниханов избирался в качестве президента, поэтому переименовывать его будет странно. Правильнее будет называть «главой» уже нового руководителя, - поясняет собеседник "Газеты.Ru".
Однако этот подход никак не согласуется с федеральным законодательством: следующие выборы президента Татарстана состоятся только в 2020 году, а изменить наименование руководителя республики надо было, как говорится, еще вчера", - сообщила "Газета.Ru".
Сегодня издание направило запрос в хранящую гробовое молчание Генеральную прокуратуру России с просьбой сообщить следущее. Вносила ли прокуратура республики представление о неисполнении закона? Если нет, то по какой причине? И каких действий следует ждать в том случае, если нарушение так и не будет устранено? В установленный законом семидневный срок ответа "Газета.Ru" не получила.
Не стали ссориться с Турцией
Отметим, что всего месяц Asia Russia Daily писал о том, что Татарстан стал единственным регионом России, где власти заявили, что не будут "разрывать экономические и культурные связи с Турцией". С этой страной татары, по выражению президента Рустама Минниханова, "в одной языковой группе, одной религиозной принадлежности".
- Они поверили в нашу республику, вложили 1,5 млрд. долларов инвестиций в современнейшие заводы, где работают 98% российских граждан. Эти предприятия являются резидентами России, и, конечно, перегибов здесь не должно быть. Я думаю, что политическое разрешение конфликта все равно произойдет, а те проекты, которые есть, нам нужно сохранить общими усилиями, – приводит слова президента Татарстана Рустама Минниханова ресурс EurAsia Daily.