Вернуть Бурят-Монголию?
Возвращение Республике Бурятия ее исторического наименования, а следовательно, народу – его имени «бурят-монголы», может инициировать любой гражданин РФ, проживающий на ее территории. Никакой политики, чистая юриспруденция.
Недавно знакомый по переписке, майор полиции в отставке Сергей Базаров, прислал любопытный материал. С партией у него пока не получилось, но он стал поднимать правовой подход к бурят-монгольскому вопросу. Со своим знакомым юрисконсультом, который просил не оглашать его имени, они составили некую инструкцию для тех жителей Бурятии, которые могут найти ей практическое применение.
Мне, как юристу, этот текст показался весьма интересным, так как в свое время участвовал в составлении правового обоснования территориальной реабилитации бурятского народа.
Итак, читаем. Предупреждаю, написано суконным юридическим языком.
Документ, принятый «благодаря» Хрущеву в 1958 г. изменивший наименование республики и национальности давно утратил юридическую силу, он не действует. В настоящее время наименование национальности и республики основано на Конституции Республики Бурятия, которая имеет высшую юридическую силу на территории РБ. Так ч.1 ст. 60 Республики Бурятия предусматривает:
«Республика Бурятия, образованная в результате реализации права бурятской нации на самоопределение, защищает интересы всего многонационального народа Республики Бурятия».
Наименование же республики следует из названия Конституции и неоднократно используется в её тексте. Соответственно, изменение наименование республики и национальности возможно только путем изменения Конституции Республики Бурятия.
О наименовании республики.
Согласно части 2 статьи 137 Конституции РФ в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции РФ, исходил из того, что изменение наименования субъектов РФ находится в ведении субъектов РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации" включение нового наименования субъекта РФ в статью 65 Конституции РФ осуществляется указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта РФ не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы РФ, других ее субъектов, других государств и не предполагает изменения состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта). Были изданы следующие указы: Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. (в статью 65 включены наименования - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания), от 10 февраля 1996 г. (новое наименование субъекта РФ - Республика Калмыкия), от 9 июня 2001 г. (новое наименование субъекта РФ - Чувашская Республика - Чувашия), от 25 июля 2003 года (новое наименование субъекта РФ - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
Ст. 109 Конституции Республики Бурятия устанавливает, что предложения о поправках в Конституцию Республики Бурятия могут вносить:
а) Глава Республики Бурятия;
б) Не менее одной трети избранных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия;
в) Конституционный Суд Республики Бурятия;
г) Правительство Республики Бурятия.
Данное предложение делается в форме законопроекта, разработанного в соответствии с Законом Республики Бурятия от 19.06.1996 г. N 321-I «О законопроектной деятельности в Республике Бурятия». Гражданин или группа граждан может выступить в роли инициатора законодательного предложения. При этом согласно указанного закона, под законодательным предложением понимается развернутая пояснительная записка о необходимости принятия какого-либо закона, характеризующая состояние действующего законодательства по вносимому предложению, обосновывающая причины внесения предложения и предполагаемые последствия его принятия, исходящая от органов и лиц, не являющихся субъектами права законодательной инициативы. Инициатор законодательного предложения — государственный орган, орган местного самоуправления, организация, общественное объединение или гражданин, разработавший и внесший законодательное предложение субъекту права законодательной инициативы Республики Бурятия.
Статья 5 данного закона устанавливает особенности реализации законодательного предложения:
«1. Законодательное предложение, переданное субъекту права законодательной инициативы, в том числе депутату Народного Хурала, должно быть зарегистрировано и рассмотрено в течение одного месяца со дня его регистрации.
2. При рассмотрении законодательного предложения субъект права законодательной инициативы либо отклоняет законодательное предложение, либо принимает его и решает вопрос о разработке законопроекта по данному предложению.
3. Мотивированное решение субъекта права законодательной инициативы по законодательному предложению в письменном виде доводится до сведения инициатора законодательного предложения, в течение одного месяца со дня его регистрации.
4. В случае отклонения законодательного предложения субъектом права законодательной инициативы инициатор законодательного предложения вправе обратиться с ним к другому субъекту права законодательной инициативы».
Ст. 110 Конституции РБ гласит, что законы Республики Бурятия о внесении поправок в Конституцию Республики Бурятия принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. Согласно ст. 111 Конституции РБ глава Республики Бурятия обязан обнародовать закон Республики Бурятия о внесении поправок в Конституцию Республики Бурятия, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение четырнадцати календарных дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона Республики Бурятия о внесении поправок в Конституцию Республики Бурятия отклоненный закон возвращается Главой Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него поправок.
О наименовании национальности.
Как уже было отмечено ч.1 ст. 60 Республики Бурятия использует понятие «бурятская нация». Соответственно изменение наименования нации возможно только путем изменения указанной нормы. Порядок изменения нормы Конституции Республики Бурятия был изложен выше.
При этом существует несколько взаимосвязанных аспектов, имеющих значение при рассмотрении поставленного вопроса.
Согласно ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
В юридической литературе отмечают следующее. С юридической точки зрения определение национальной принадлежности не влечет каких-либо правовых последствий, ибо национальность не может явиться основанием для предоставления лицу каких-либо особых привилегий. Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы и национальности. Во исполнение этой нормы существует определенный правовой механизм гарантирования, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем важна история развития вопроса об указании своей национальности. В советский период в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР 1974 г. национальная принадлежность человека определялась по национальности родителей, указанной в их паспортах. Если родители имели разную национальность, то при выдаче впервые паспорта по достижении 16 лет человек сам определял, какую из них записать в паспорт. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежала. Графа "Национальность" являлась непременным атрибутом всякого рода анкет, иных регистрационных документов.
В настоящее время графа "Национальность" изъята из анкет, других документов учета и регистрации личности. Такая графа не предусматривается и в новом паспорте гражданина Российской Федерации; во время Всероссийской переписи в 2002 г. в России впервые была применена общемировая практика самоидентификации. Человек получил возможность добровольно самоопределиться в национальной (этнической) принадлежности. В результате вместо 126 национальностей на территории России было зафиксировано 176 этнических групп и народов. Были обнаружены новые малые народности Алтая, Дагестана, Удмуртии, Татарстана и др.
Суды так же рассматривают вопросы связанные с наименованием национальности. Так в определении Конституционного Суда РФ от 23.03.2010 N 326-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кононова Бориса Степановича на нарушения его конституционных прав Положением о паспорте гражданина Российской Федерации" сказано следующее: «В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Б.С. Кононов оспаривает конституционность Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828), которое устанавливает состав сведений, вносимых в паспорт гражданина Российской Федерации, а также перечень производимых в нем отметок.
По мнению заявителя, указанное Положение, как не предусматривающее возможность внесения в паспорт гражданина Российской Федерации сведений о его национальности, противоречит Конституции Российской Федерации, ее статье 26 (часть 1), согласно которой каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как следует из статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", паспорт гражданина Российской Федерации предназначен для удостоверения гражданства Российской Федерации, которое в силу Конституции Российской Федерации (статья 6, часть 1) является единым и не зависит от оснований его приобретения. Поскольку с учетом названных нормативных положений национальность не может иметь юридического значения для статуса лица как гражданина Российской Федерации, указание в паспорте гражданина Российской Федерации сведений о национальности не может рассматриваться в качестве обязательного требования, предъявляемого к содержанию данного документа. Это обстоятельство не лишает граждан возможности определять и указывать свою национальную принадлежность, и, следовательно, оспариваемое правовое регулирование не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя».
Нормы ст. 26 Конституции РФ являлись предметом изучения юридической науки, в своих трудах ученые – юристы указывают на следующее. Необходимо учитывать, что фактическая национальная идентичность, т.е. принадлежность человека к определенной нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, не тождественна значению понятия "национальная принадлежность" в его конституционно-правовом смысле.
Сама конструкция указанной нормы Конституции, закрепляющей право, т.е. субъективные возможности человека, связанные с определением и указанием своей национальной принадлежности, свидетельствует о вариантах такого выбора; это означает, что национальная принадлежность не может быть жестко детерминирована исключительно генетическими и этническими факторами происхождения человека, так как в противном случае ни о каком выборе (конституционном праве) говорить не пришлось бы.
В то же время следует учитывать, что такой выбор не может основываться исключительно на субъективных, индивидуально-оценочных представлениях человека; в конституционно-правовом аспекте национальная принадлежность принципиально идентифицируется в том числе по объективным критериям (антропоморфные признаки, язык, психический склад, культурный архетип, образ жизни и т.п.). Но эти признаки могут не основываться на национально-этническом происхождении, а быть приобретенными в силу длительного пребывания человека в соответствующей (новой по сравнению с генетическими корнями) социокультурной среде. В связи с этим содержание ст. 26 Конституции и практика ее прямого применения, в том числе судами общей юрисдикции, порождают немало неясных вопросов. Важно иметь в виду, что указание своей национальной принадлежности является в соответствии с той же статьей Конституции не обязанностью, а правом каждого человека. И никто не может принудить его к этому, если сам человек не посчитает необходимым указать в анкетных данных свою национальность.
Немалое значение для понимания вопроса об наименовании национальности имеет такой документ - Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". В п.17 этого документа сказано: «Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:
а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов».
На указанный документ можно сослаться при подготовке законодательного предложения.
В сюжете: БурятиябурятыБурят-Монголиябурят-монголы