Версия о беглых зеках дополняет донесения ЦРУ?
Повстанческое движение 1950-х находит отражение в воспоминаниях монгольских аратов.
На прошлой неделе АРД публиковал перевод фрагментов из недавней статьи очень своеобразного американского журналиста Уэйна Мэдсена, славящегося своей способностью всюду видеть происки ЦРУ, политических ястребов США и прочей “мировой закулисы”. Сама по себе статья Мэдсена никакого интереса не представляла, почему АРД и не стал переводить ее полностью, но приведенные журналистом цитаты из якобы рассекреченных донесений ЦРУ об обстановке в Бурятии и Монголии в 1950-х годах были чертовски занимательны. По ряду причин их было не так просто отвергнуть как выдумки странноватого конспиролога.
Мэдсена можно высмеивать, но пока как-то не доводилось сталкиваться с тем, чтобы он под своим именем публиковал материалы других людей, не указывая их при этом. В данном случае он указал лишь на то, что использовал в статье тексты донесений разведки. Не факт, что это действительно ЦРУ, или китайская разведка, но в общем у него получилось создать впечатление действительных цитат с упоминанием местностей и фамилий. Другое дело, что в этих якобы донесениях разведки ни слова нет о том, что эта самая разведка приложила руку к описанным событиям. Эта теория полностью является разработкой самого Мэдсена. В этой связи очень интересно было ознакомиться с версиями монгольских журналистов, собранных и опубликованных на русском языке исследователем Д. Мунхбатом. Ссылкой на данную работу с нами любезно поделился наш читатель и комментатор Bat Gurt.
Как можно видеть из написанного монгольскими коллегами, отдельные моменты их историй перекликаются с “донесениями ЦРУ”, но нигде не совпадают с конспирологической версией Мэдсена. С другой стороны, Мунхбат признает, что собранные воспоминания и фольклорные рассказы в значительной степени похожи на легенды. Некоторые сведения этих легенд по идее должны были бы легко проверяться, например, по спискам калмыков, награжденных званием Героя Советского Союза, но не факт, что они подтвердятся. В любом случае, статья Мунхбата задает определенное направление для поисков, и при желании и некоторой настойчивости общими усилиями, наверное, реально восстановить что-то из действительной истории 1950-х. (Стилистика и орфография автора сохранены.)
О ПОСЛЕДНИХ ГОДАХ ЖИЗНИ НЕКОТОРЫХ ВОЕННЫХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ «505»
В мае 1945 года в Европе затухли огни Второй мировой войны, а в сентябре этого же года война прекратилась и в Азии. Человечество избавилась от шестилетней войны. Монгольская Народная Республика, твердо стоявшая с первых дней войны на стороне Советского Союза, перешла на рельсы мирного строительства. В это время началось строительство железной дороги, ставшее одним из крупных созидательных дел государства. Документы Правительства Монголии, касающиеся строительства железной дороги, датируются еще началом XX века: новая народная власть, установленная в результате Народной революции 1921 года, стремилась получить в этом деле помощь и поддержку северного соседа. В 1940 году маршал Х. Чойбалсан встретился в Москве с И.В. Сталиным и стороны, в основном, договорились по вопросу о строительстве железной дороги в Монголии.
Почти готов был Договор, положительное решение должно было быть утверждено правительствами двух стран, однако с началом войны этот вопрос отложили. После войны, в августе 1947 года, Х. Чойбалсан вновь встретился с И.В. Сталиным и предложил восстанавливать прежнее решение по строительству железной дороги. Выслушав предложение Х.Чойбалсана, И.В. Сталин упоминул о том, как монгольский народ помог Советскому Союзу в годы войны, вспомнил, как добивались решения по принятию независимости МНР на Ялтинской конференции трех великих держав и, подняв бокал, сказал: «..ваша страна будеть иметь железную дорогу, за это поднимаю...». Тут же И.В. Сталин позвонил А. Микояну, заместителю Совета Министров, Министру внешней торговли Советского Союза и поручил подготовить проект решения о строительстве железной дороги в Монголии [1, с. 58]. 4 сентября 1947 года вышел Указ № 31.34.10.24 Совета Министров Советского Союза, а вскоре вышло секретное постановление «О строительстве линии железной дороги в направлении Наушки-Улан-Батор» с подписью И.В. Сталина [2, с. 112].
Министерство Внутренних дел Советского Союза создало Управление по строительству «505-ого сооружения», состоявшего из двух тюремных лагерей, включавших 80000 человек. Начальником управления был назначен бывший начальник западного управления БАМ, опытный инженер, генерал-майор Ф.А. Гвоздевский, заместителем – подполковник Д.В. Успенский, главным инженером – бывший главный инженер западного управления БАМ – Н.К. Гельнер [6].
Рабочую силу для строительства 505-ого сооружения составляли два тюремных лагеря в составе 80000 человек, обвиненных судом Советского Союза. Это были военные и политические преступники, осужденные, кулаки – противники коммуны, предатели-солдаты, люди, работавшие на вражеской стороне. Были там и уголовники. Среди них были около 3000 пленных солдатов и офицеров Российской Освободительной армии генерала Власова.
Осенью 1947 года Х. Чойбалсан вернулся из Москвы и закончил подготовительную работу для строительства железной дороги. Уже с весны 1948 года начались земляные работы. В это же время рабочую силу, состоящую из 80000 человек –лагерников при Управлении по строительству железной дороги под строгим контролем размещали вдоль будущей железной дороги – начиная с Сухэ-Батора до станции Улан-Батора. В 1948-1955 гг. вышеупомянутый личный состав, в общем, закончил строительство железной дороги длиной 1080 км в направлении Наушки-Улан-Батор. Затем были построены Вольфрамовый рудник в сомоне Цэнхэр мандал Хэнтейского аймака, Нефтяное предприятие г. Зуунбаяна и др крупные объекты, о чем говорят факты, отмеченные в истории Монголии ХХ века, ныне ставшие доступными для широкого читателя.
С другой стороны, с 50-60-ых годов прошлого века и доныне среди жителей аймаков центрального региона стали популярными рассказы о тех, кто жил в горах и тайге. Этих людей называли «сайн эр», по аналогии с героями сказаний, распространенных среди монголов XIX и начала ХХ века. Среди таких сайн эр-ов были и солдаты и офицеры с определением «505», убежавшие из тюремных лагерей благодаря своей находчивости и смелости. О храбрости и героической борьбе убежавших из лагерей мужчин слагались легенды, об их созидательном труде журналист Б. Цэрэнноров написал книгу «Черноусый Машуз» [3], народный писатель и литератор Б. Догмид – кинопроизведение «Степная дорога 505», писатель Б. Ойдов – документальные рассказы «Черно-коричневые и желтоусые, ставшие сайн эр-ами в Халхасском крае» (“Архалхасские сайн эры”, том IV. УБ., 2013 г).
Кратко рассмотрим сведения о некоторых сайн эр-ах – лихих мужчинах, убежавших из ссылки и живших по 20-30 лет в горах и тайге.
«Коричневоусый» Сусаев. Лучшему снайперу 12-ого гвардейского полка Сусаеву было весной 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза за блестящий подвиг в боях под Смоленском. После этого он оказался под пристальным наблюдением немецких спецслужб, и в январе 1943 года попал в плен. Существует, однако, гипотеза, согласно которой немцы его захватили из-за путаницы с В. Зайцевым – прославленным сталинградским снайпером. Согласно принятому в это время постановлению отступление без приказа командира и пленение считались изменой Родине. До января 1945 года Сусаев был в немецком плену, а после освобождения его арестовали согласно постановлению № 270, причислили к Власовской армии, осудили на 25 лет тюремного заключения и выслали в Сибирь.
С осени 1948 года Сусаев, вместе с другими, был направлен на работу в рудник с. Цэнхэрмандал в Монголии, под жестким контролем и охраной. Осенью 1950 года из этого же рудника убежали 7 человек, одним из них и был калмыцкий снайпер, Герой Советского Союза, старший лейтенант Сусаев. После месячного преследования надзирателей и милиции шестеро беглецов были убиты, а оставшийся в живых Сусаев скрылся в тайге на горе Хүүлий хан, что на территории сомона Джаргалан Центрального аймака.
Весной 1951 года, когда стало известно, что Сусаев прячется в горах Хүүлий хан, около 500 русских солдат окружали гору. Однако потеряв более 20 человек и испытывая недостаток в продуктах, они прекратили поиск и вернулись обратно. В июле 1952 года в Монголию по этому делу приезжало около 30 чекистов из Советского Союза. В 1953 году около 300 вооруженных русских солдат провели поиск беглого Сусаева в горах Хүүлий хан. Однако и в этот раз они вернулись ни с чем, понеся значительные потери в живой силе. Во всех этих операциях принимали участие и представители монгольской милиции и сотрудники органов монгольской госбезопасности. Местные араты передавали из уст в уста, что Сусаев русских пострелял насмерть, а монголов только поранил. Летом 1954 года из Москвы в Монголию по специальному заданию КГБ прибыла чекистка Катерина. Она поселилась у овощевода Климова, а когда привыкла к горным условиям и провела соответствующую подготовку, отправилась одна на конной тележке за ягодами. Встреча Сусаева с Катериной – симпатичной девушкой, студенткой-практиканткой в лесах горы Хүүлий хан, предопределила его гибель от пуль советских снайперов. Коричневоусый Сусаев погиб на пятый день после знакомства с Катей: когда он подошел к месту свидания с девушкой, снайперы, спрятавшись за камнями и деревьями, открыли огонь. После смерти выяснили, что 3 пули попали в голову, а 6 – в тело.
Сусаев имел добрые отношения с местными аратами, он помогал им в сенокосной страде и добыче мяса диких животных. Местные жители снабжали его табаком и чаем, скрывали от преследования милиции.
Газель с Майорского перевала. Среди заключенных из 505, работавших в руднике перевала Модот с. Цэнхэрмандал в весьма трудных условиях, был и Герой Советского Союза Газель. Зимой 1952 года он бежал из заключения и скрывался до середины 1960-ых годов на высокой горе сомона Тэшиг Сэлэнгинского аймака. Местные жители стали называть эту скалистую и лесистую гору Майорским перевалом. Майорский перевал (по-монгольски хошуучийн даваа) был назван так по той причине, что в годы войны Газель был офицером-майором. Как сайн эр, Газель перегонял лошадей из далеких мест, торговался с местными аратами, помогал им, и имел с ними дружеские отношения. Дважды, в 1955 и 1957 гг. совместные советско-монгольские группы пытались арестовать или уничтожить его, однако потери в живой силе заставляли их прекратить операции. Местные жители скрывали его от преследователей, указывали им неправильные направления.
Судьба Газели осталась неясной: с 1964-1965 гг. слухи о нем прекратились.
«Желтоусый» Утомцев. В интервью газете «81-ый канал» сын Утомцева по имени Аюушжав, менежер компании «Эн-Би», так рассказывает о своем отце: «… Петр Утомцев получил звание Героя Советского Союза. Под Сталинградом он был командиром разведбатальона 112-ой дивизии 13-ой Армии под командованием генерала-лейтенанта В. Родимцева, а также сражался на первом Белорусском фронте под командованием легендарного полководца Г.Жукова. Отец мой был родом из Рязани, в первый же год войны 19-летним парнем из выпускного курса Сельхозтехникума был призван в армию и стал бойцом 16-ой армии под командованием маршала Рокоссовского. Участвовал в боях за Москву, награжден орденом Боевого Красного Знамени, летом 1942 года был ранен, лечился в госпитале, за подвиг в боях под Сталинградом ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В советских газетах того времени публиковались статьи известных военкоров Ильи Эренбурга, Бориса Полевого и Константина Симонова о его подвигах.
Отцовская рота была окружена немцами в здании завода «Красные баррикады» в Сталинграде. Из 160 человек осталось только 13, они и сумели выйти из окружения. В начале 1944 года недалеко от города Гомень с четырьмя бойцами ходил в разведку, внезапно столкнулся с немцами, из-за ранения был взят в плен, - говорил отец» Утомцева переправляли из лагеря в лагерь, а летом 1944 года он оказался в спецлагере Дюссельдорфа. Дальше сын говорит так: «...кто-то успел пустить сплетню, якобы он, прославленный герой Сталинграда, желает вступить в армию Власова … его фотографию разместили в германских газетах и среди пленных проводили пропаганду: «Герой Сталинграда Петр Утомцев добровольно перешел на сторону Германии». Это в корне перевернуло отцовскую судьбу…».
После Победы Утомцева освободили из плена. Верховный Совет Советского Союза заменил первоначальный приговор (смертную казнь) лишением свободы на 25 лет. Таким образом, Утомцев попал в состав команды «505» и весной 1948 года оказался в Монголии. Его распределили в 126-ой отряд, принимавший участие в строительстве железной дороги между станциями Зуунхараа и Мандал. Данный отряд состоял, в основном, из предателей, служивших в карательных группировках СС или Зондеркомандах. По этой причине отношения Утомцева с солагерниками сразу не заладились, те хотели убить его. Не выдержав тяжелых условий, Утомцев в конце 1950 года совершил побег вместе с тремя товарищами. Беглецы скрылись в Сэлэнгинских лесистых горах (Хребет Хух Сэрх). Через год, весной 1952 года, они встретились с поисковой группой, оторвались от нее, но потеряли одного товарища. Через месяц другой товарищ Утомцева погиб в борьбе с медведем, и он остался один. Осенью 1958 года Утомцев встретился с медведем, оказался в крайне трудном положении, но сумел вонзить нож подмышку медведя и потерял сознание.
Утомцев очнулся лежащим на медведе и, будучи в полусознательном состоянии, пошел вниз, нашел аил, где жила бурятка. Женщина приняла его за местного русского (”местнорусские”, или “местные” – название русского населения в Монголии, поселившегося там в период между 1910 и 1930-ми гг. – прим. АРД) человека. Отлежавшись за месяц, он обратно ушел в тайгу. Однако вскоре вернулся, сказал бурятке, что он беглец, и стал жить у нее. Вскоре в 1960 году родился его сын Аюушжав.
Утомцев был известен и после 1960-ых годов своими захватывающими приключениями в Сэлэнгэ и Зуунхараа. Зуунхаринский «Желтоусый» метко без промаха стрелял в поднятый палец, на скалах и горах прыгал как ирбис – снежный барс, много раз встречался с медведем и оставался в живых, преследователи видели его, но не могли двигаться вслед за ним. Все эти сведения похожи на легенды. Об этом вспоминает его сын Аюушжав: «Когда подходят люди поймать его, он выстрелом делает дырочки в шапках, тогда они обратно идут. Отец часто говорил, что не отнял жизни ни у одного человека...». Дальше он продолжает: «...когда человек много лет живет один в горах, он становится чутким и бдительным, как антилопа. Перехватывает неясный звук машины за 2-3 км и уже принимает соответствующие меры. В конце жизни отец мой умирал обижанным на Советскую власть...» - говорил его сын журналисту.
«Черноусый» Машуз. Он родился в 1903 году в Москве, в 1925 году закончил Московскую военную школу сухопутных войск, участвовал в Советско-финской войне - с осени 1940 года командовал батальоном. Сражался на фронтах Великой Отечественной войны, и когда она подходила к концу, был вызван в НКВД, где ему было предъявлено ложное обвинение. Говорят, что в разгар войны он поссорился с каким-то начальником из НКВД из-за военной тактики, и ударил его в челюсть. Его ложно обвинили в работе на секретную службу армии Власова и на Гестапо, в неоднократном воровстве золота и драгоценностей и прочее. Так он стал военным преступником, и зимой 1947 года был товарным вагоном доставлен в Монголию, где вошел в список заключенных «505» и принял участие в строительстве железной дороги.
Машуз, испытавший на себе унижения, пытки и оскорбления, летом 1950 года бежал и жил долгое время как сайн эр, ездил на коне по долинам рек Хараа, Ерөө и Шаамар. С некоторыми семьями он установил весьма близкие и дружеские отношения, дарил им пушнину, приносил говядину и конину, осенью заготавливал на зиму сено. Местные араты часто скрывали «чёрноусого» Машуза от преследователей и поисковых групп.
В 1950-1960-е годы среди местных жителей Дархана и Сэлэнги распространились слухи, что «...по долинам рек Хараа, Ерөө и Шаамар стал появляться чёрноусый сайн эр...». В одной из драк от руки Машуза погиб местный молодой человек. Машуза судили монгольским судом и лишили свободы на 15 лет. Уже находясь в заключении, он говорил: «...Я не изменник советской власти и Родине, я не продажная шкура. Меня русские зовут Машуз, мое имя Машус. Мы работали в день по 12-14 часов, ежедневно умирало по 2-3 человека, а 20-30 человек подвергались избиению. Я убежал от такой беспросветной жизни, вольготно жил в горах и очень рад тому, что попал в монгольскую тюрьму. По сравнению с «505» монгольская тюрьма – страна счастья …» – писал в 1992 году старший журналист Бэгзийн Цэрэнноров в документальной повести «Хар сахалт» / «Черноусый»/.
Дедушка Максим. Бежав от жестокого режима, много лет жил на хребте Минжийн хангай, находящемся на перекрестке Хэнтий и Сэлэнги, калмык по происхождению, снайпер Максим Улькейн, майор, бывший командир полка власовской армии. Местные араты и долгожители тех мест до сих пор рассказывают о нем истории, похожие на легенды.
Бывший боец Русской Освободительной армии, калмыцкий снайпер Максим, попав в состав «505», работал на руднике Цэнхэрмандал Хэнтейского аймака. Зимой 1951 года он совершил побег, добрался до горы Минжийн хангай Хэнтэйского хребта, где сумел скрыться от поисковой группы. Беглец дарил бедным аратам дичь и пушнину, получая взамен патроны, табак и другие нужные вещи. Они стали подобно братьям, и беглеца местные жители стали уважительно звать дедушкой Максимом. До середины 1960-х годов дедушка Максим имел активные контакты с местными аратами, а затем вдруг исчез. Люди считали, что он подвергся нападению диких животных.
В настоящей статье была рассмотрена судьба советских бойцов и офицеров – преступников и заключенных, бежавших от невыносимых условий «505» и живших в начале 1950-х годов на территориях аймаков Тув, Сэлэнгэ и Хэнтий нынешней Монголии подобно сайн эр. Можно сделать следующие выводы.
1. Понятие «505», более распространенное среди монголов, означало отнюдь не бывших бойцов власовской армии. Скорее всего, это номер и название строительного объекта – железнодорожная линия Наушки – Улан-Батор.
2. Исторических документов и материалов о «505»-ых очень мало. Они могут храниться в спецархивах или вовсе уничтожены, что приводит к большим трудностям в установлении исторической истины.
3. До 1990-х годов в монгольской историографии исторические реалии в основном искажалась, и рассматриваемые нами события рассматривались только в негативном контексте. В современный период предпринимается попытка описать историю в соответствии с истиной.
4. Среди беглецов из «505» было три Героя Советского Союза, о которых монголы в 1950-1960-е годы слагали легенды. Необходимо установить их биографию в соответствие с исторической истиной.
5. Следует отметить огромный вклад советских заключенных в строительство железной дороги в Монголии. Общественным и железнодорожным организациям двух стран совместно с государственными и правительственными учреждениями следует предпринять меры по увековечиванию их памяти.
Список литературы
1. Хамтын бүтээл. Еронхий редактор: Ч.Дашдаваа. “Монголчууд: сэрсэн зууны туух” 2-р боть
УБ.2013
2. Ж.Болдбаатар нар. Монгол улсын туух.УБ., 2003. 3-р боть
3. Б.Цэрэнноров. “Хар сахалт Машуз”. УБ., 1992.
4. Б.Ойдов. “Ар халхын шилийн сайн эрчууд” 4-р дэвтэр. 2013 он.
5. “81-р суваг” сонин. 1996 он. Сэтгүүлч Б.Одгэрэл. “Эгэл бус амьдралтай хүн” ярилцлага.
6. www.news.mn